c1a6cd1a511bc85345b0394786a05398 Перейти к контенту

Янтарная комната


Рекомендуемые сообщения

yntar-thumb.jpg

История Янтарной комнаты

27:03:2008 г.

Судьба янтарной комнаты, подаренной в 1716 году Петру I в знак мира между Россией и Пруссией, была далеко не мирной: кабинет был разграблен нацистами во время Второй мировой войны, а в последние её месяцы янтарные панели, запакованные в ящики, вообще исчезли. Копия шедевра была восстановлена в 2003 году, однако оригинал «Восьмого чуда света» в течение десятилетий так и не был найден.

Создание Янтарной комнаты началось в 1701 году. Первоначально её разместили во дворце в Шарлоттенбурге, резиденции Фридриха I. В 1716 году король Пруссии подарил её Петру I, чтобы скрепить союз России и Пруссии против Швеции. Комнату переправили в Россию на кораблях в 18 огромных коробках и разместили в Зимнем Дворце в Санкт-Петербурге как часть коллекции европейского искусства. В 1755 году царица Елизавета приказала переместить комнату в Екатерининский дворец в г. Пушкин. Итальянский архитектор Бартоломео Франческо Растрелли увеличил размеры комнаты, и после ряда очередных реконструкций, проведённых в 18 веке, её площадь составила 180 кв.м, а её стены были инкрустированы 6 тоннами янтаря и другими полудрагоценными камнями.

Позднее царица Елизавета использовала комнату как личное место для уединения, Екатерина Великая проводила в ней встречи, а Александр II, известный ценитель янтаря, привозил в неё свои трофеи.

Во время второй мировой войны комната была разграблена. При подходе фашистских воск к г. Пушкину работники Екатерининского дворца попытались разобрать и спрятать комнату. Но сухой янтарь начал осыпаться, и стены комнаты оклеили тонкими обоями. Однако обмануть немецких солдат не удалось. Они разобрали комнату за 36 часов, упаковали в 27 ящиков и отправили в Кенигсберг, где её расположили в замке на Балтийском побережье. След шедевра потерялся в 1944 году, когда во время бомбёжки замок был полностью разрушен.

Однако в бесследное исчезновение ящиков с тоннами янтаря верится с трудом. То, что комната была разрушена во время бомбёжки, - наиболее распространённая версия. Есть ещё мнения, что комната до сих пор в Калининграде (бывш. Кенигсберг), либо что её затопили в Балтийском море. Существует также теория, что у Сталина была вторая Янтарная комната, и немцы похитили подделку.

Реконструкция Янтарной комнаты, начавшаяся в 1979 году, длилась 25 лет и стоила $11 млн. Её завершение было приурочено к 300-летию Санкт-Петербурга. В настоящее время комната расположена в государственном музее в Царском Селе и доступна для всеобщего посещения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года, и на нее израсходовано:

- 11,35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;

- 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили восемьдесят процентов.

Самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95 процентов мировых запасов янтаря.

Высота Янтарной комнаты - 7,8 метра, площадь пола - 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем - 86 кв. метров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://kaliningrad.rfn.ru/video.html?type=r&id=6976

Янтарная комната Риги

Автор Alla

Воскресенье, 28 Сентябрь 2008

Янтарная Комната Риги не только существует, но давно живет своей, не побоюсь сказать, мистической жизнью. Находится она в самом центре Старой Риги, в Konventa seta, но в стороне от чужих недобрых глаз. Комната приглашает посетить себя избранных ею. Странно, не правда ли?..

С момента ее открытия я часто прихожу сюда. Иногда прихожу одна, иногда - со своими учениками и близкими мне людьми. И все они говорят, что думают о Комнате также. Описать необыкновенную красоту янтарной Комнаты и особое, гармоничное состояние, которое наступает у каждого, кто бывает там, невозможно. Придете - поймете. Мне давно хотелось показать Комнату людям.

Хозяйка Янтарной Комнаты Наталья Валнере - создатель, дизайнер Комнаты и владелица музея янтаря фирмы "Belinda" разрешила мне показать фильм о янтаре и Комнате на нашей выставке "Лечебная сила минералов". Все посетители выставки были в восторге. Окрыленная результатом, я сделала слайдшоу и разместила на популярном сайте. Но... Не прошло и полчаса, как слайдшоу обозвали рекламой и запретили показывать. Пришлось заступиться за Комнату...

Здравствуйте, уважаемый администратор сайта! Вынуждена объясниться с Вами по поводу Вашего запрета на слайдшоу "Янтарная Комната Риги", которую я, Билдэ Алла, надеялась увидеть на Вашем сайте. Конечно, со своими правилами в чужой монастырь не ходят, а соблюдают устав монастыря, но в случае с этим слайдшоу хочу сказать, что поэтический разговор о том, что не продают и не покупают, рекламой назвать нельзя. Янтарная Комната создана владелицей фирмы "Belinda" Натальей Валнере не как магазин, а как музей. Экспонаты, украшающие комнату, не продаются, а являются элементами ее убранства. Эта Комната создана для того, чтобы лучшие, музейные работы наших мастеров не были проданы заграницу. Мы уже успели продать колоссальное количество уникальных изделий из янтаря японцам, которые перегнали янтарь на янтарную кислоту, широко применяемую в медицине. Погибли безвозвратно выдающиеся работы. Изделия, украшающие янтарную Комнату, - народное достояние. Музей, как ни странно, приобрел - можно так сказать - мистические свойства. Комната разрешает посещать себя только хорошим людям. Служащие янтарной Комнаты жаловались мне, что рижане практически не знают об этом уникальном сокровище. Я в качестве стоунтерапевта привожу туда будущих консультантов-минералогов и стоунцелителей. Одна из них - врач-педиатр - сфотографирована в момент работы с янтарем. Хочу заметить, что у фирмы есть большая сеть магазинов по продаже янтарных изделий, которые тоже имеют неповторимый дизайнерский подчерк Натальи Валнере, однако я не собираюсь заниматься рекламой магазинов, т.к. рекламная работа мне не по душе. Как вы думаете, доросли ли рижане духовно, чтобы янтарная Комната позволила себя увидеть?

С уважением, Алла Билдэ.

P.S. Как говорил мой учитель - профессор Кирко, создатель и многолетний руководитель института физики в Латвии, что пытаться достучаться до ума и сердца надо трижды, а при неудаче - следовать библейской мудрости: "Не мечи бисер перед свиньями"... Он, как всегда, оказался прав. Янтарная Комната находится в музее янтаря в Риге на улице Калею 9/11 (Konventa seta. Amber Museum "The Amber Room").

35870961bl8.jpg

В плену золотистой капли

МУРАВЬИШКА бежит по стволу дерева, не замечая надвигающейся опасности. Вдруг одна, а потом и другая ножка увязает в липкой, как мед, древесной смоле. Сверху сползает еще одна золотистая капля и накрывает муравья. Спастись невозможно. Тягучая масса, поглотившая беднягу, в конце концов падает на землю. Погребенного заживо муравья дождем смывает в реку, и его саркофаг оседает на илистом дне. Спустя тысячи лет, саркофаг находят. Его пленник прекрасно сохранился в золотистой капле. Застывшая смола превратилась в янтарь, который очень ценится людьми.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8.jpg

СМОЛА ВЕКОВ ЯНТАРЬ

Волшебные слезы сосны

Благодаря таинственным свойствам и загадочному происхождению люди приписывали янтарю сверхъестественную силу. Еще в дохристианскую эпоху они считали, что в кусочках янтаря, в небольших углублениях обитают духи.

Некогда дымом сгорающего янтаря окуривали младенцев и молодоженов. Янтарные фигурки и украшения служили амулетами. Самые первые археологические находки — именно амулеты первобытных охотников. У древних греков подарить янтарь — значило пожелать счастья.

В Древнем Риме широко были распространены изделия из янтаря грушевидной формы или в виде головы барана, так как верили, что такие изделия обеспечивают плодородие и удачную охоту. Особой популярностью в качестве новогодних подарков пользовались фигурки из янтаря, изображавшие фрукты, злаки и животных. Верили, что этот камень дарит победу в бою, поэтому большая часть янтарных изделий в местах погребения представляет собой боевые амулеты.

Многие народы считают янтарь антидемоническим амулетом. Иранские шахи постоянно носили с собой янтарную бусинку, которая, по бытовавшим в то время поверьям, способна была уберечь хозяина от покушений и сглаза. Так же поступали и на Руси: янтарную бусину прятали или зашивали в одежду ребенка, чтобы защитить от беды и болезней, а в богатых домах в Польше с этой же целью надевали на шею кормилицы янтарное ожерелье. До сих пор существует поверье, что если беременная женщина носит янтарное ожерелье, то она легко родит, а дитя, оберегаемое янтарем, вырастет здоровым и сильным. В Бирме дети и сегодня носят амулеты от сглаза в виде янтарных лягушек. В Шотландии считают, что янтарные бусинки, нанизанные на красную нить, отпугивают ведьм и злых духов.

На Востоке и на Руси янтарь был непременным украшением невест. В Польше и на западе Украины с давних времен помнят старинную свадебную песню, где есть такие слова: «Дайте ей денег на бурштыны (бурштын, от немецкого «бирнштейн» — горящий камень), чтобы она родила четырех сыновей», потому что янтарь — «камень здоровья», «камень счастья». Этому камню также приписывались свойства утешать людей, одновременно принося своему владельцу долголетие и красоту. В Германии до сих пор живо поверье, что, если положить янтарь на грудь спящей жены, она сознается во всех своих дурных поступках.

Современные астрологи считают янтарь камнем долголетия и бесстрашия и утверждают, что он связан с силами Солнца и Венеры, символизирует счастье и здоровье. Как талисман янтарь рекомендуется родившимся под знаком Льва. Очень сильное воздействие он оказывает также на Водолеев, Близнецов и Овнов, которым приносит победу во всех начинаниях. Не рекомендуется носить янтарь Тельцам и Стрельцам.

Целебная сила янтаря

Ни один из драгоценных камней не имел столько показаний для применения в медицине, как янтарь. Еще с древних времен он был объявлен панацеей от всех болезней, в особенности белый янтарь. О значении янтаря в медицинской практике писал Плиний, Гален и другие. Аскленид (древнеримский врач) рекомендовал таблетки из янтаря при геморрое. Ибн-Сина, он же Авиценна, назвал янтарь «лекарством от всех болезней». Его принимали внутрь в виде порошка.

Растертый камень добавляли в мази и втирали в кожу, им окуривали помещения. Считалось, что янтарь излечивает близорукость и катаракту, сердечные недуги, ангину, останавливает рвоту и кровохарканье, содействует мочеиспусканию и т.д. Янтарь также использовали при обмороках, головокружениях, нагноениях, опухолях, кровотечениях, сильном кашле, туберкулезе, судорогах, истерии, ипохондриях. Считалось, что этот камень лечит и предупреждает ряд женских простудных заболеваний, укрепляет расшатавшиеся зубы.

Его рекомендовали и от слабоумия, и от желтухи, и от желудочных болезней и болезней других внутренних органов. В истории известен такой случай: когда заболел известный церковный реформатор Мартин Лютер, литовский герцог Альбрехт прислал ему вместе с пожеланиями скорейшего выздоровления большой кусок прибалтийского янтаря. Видимо, герцог знал о целебных свойствах этого камня, ведь янтарь по-литовски — «гинтарис», что означает «защита от болезней». Этот кусок янтаря Мартин Лютер носил в кармане, чтобы не образовывались камни в почках. Целебными считаются и украшения из янтаря.

Женщины Верхней Италии носили на шее янтарь против зоба и заболеваний горла. Растертый с розовым маслом или медом янтарь помогал при болезнях глаз и ушей, а также лечил трещины на ногах. С помощью янтаря можно было обнаружить яд: в бокале с ядом янтарь вызывает радужное мерцание искр, сопровождаемое треском. А в Беларуси янтарь служил средством от бессонницы. Необработанные куски янтаря клали под подушку или же подвешивали у изголовья кровати. И самое интересное, что янтарь и в самом деле помогал. Современные врачи относят это к явлениям самовнушения, психотерапии, но вера в янтарь как в снотворное жила еще и в XX столетии.

В лечебных целях применялся не только порошок из янтаря, но и янтарные смолы, вдыхание его паров. Янтарем лечили не только людей, но и животных. Есть сведения, что янтарем окуривали конюшни, где содержались больные лошади. В конце XIX в. янтарь широко применяли для изготовления курительных принадлежностей как материал, обладающий бактерицидными свойствами.

К настоящему времени прочно закрепилось проверенное веками правило, что при заболеваниях щитовидки (что связано с недостатком йода в организме) и для их профилактики полезно носить янтарные ожерелья или бусы. К тому же, они предохраняют от головной боли, улучшают настроение и смягчают воздействие резких перемен погоды и влияние магнитных бурь. Положительное влияние оказывает янтарь на селезенку, сердце, бронхи, на зубную боль, смягчает кашель. Целебная энергия янтаря восстанавливает слабую энергетику человека, стабилизирует эндокринную систему, регенерирует нервную и мышечную ткань.

Янтарь признан во всем мире самым сильным целителем, так как обладает способностью «вытягивать» из больного органа отрицательную энергию и поглощать ее. Так что правы были те древние целители, которые рекомендовали прикладывать янтарь к больному месту. При лечении янтарем специалисты также применяют его в виде аппликаций на ухо, где расположены биологически и энергетически активные точки и зоны.

А янтарные мундштуки — незаменимая вещь для курильщиков. Они существенно снижают вероятность возникновения раковых заболеваний из-за курения. Знаменитая польская янтарная водка лечит простуды и ангину.

Янтарь, крыжовник, репа

Нет ничего удивительного, что янтарю издревле приписывалось так много целебных свойств. Выяснилось, что янтарь является аморфным высокомолекулярным соединением органических кислот. Современная наука констатирует, что в янтаре содержатся практически все элементы, полезные для нашего организма: это йод, железо, магний, кальций, фосфор, цинк, кобальт, барий, алюминий. Всего янтарь содержит до 30% растворимых соединений, что позволило народной медицине приготавливать из него настойки и иные лекарственные средства.

Помимо этого, янтарь богат солями янтарной кислоты, диапазон действия которой довольно широк.

Во-первых, она просто незаменима для организма человека. Ее можно сравнить с топливом, сгорающим в наших клетках. Здоровые клетки в ней не нуждаются и она туда не поступает. Кислота безошибочно находит больную клетку, моментально в нее проникает и по возможности излечивает. Янтарная кислота активизирует обменные процессы, стимулирует работу пищеварительной системы, обладает противовоспалительным и бактерицидным действием. Именно поэтому для здоровья так полезны продукты, содержащие янтарную кислоту — крыжовник, репа, ревень и светлые сорта винограда.

Несколько советов народных целителей

1) Вода, в которую был погружен янтарь, действует как неплохое слабительное средство.

2) Чтобы снять эмоциональное напряжение, следует положить янтарь на солнечное сплетение или пупок.

3) Во время эпидемии гриппа от заболевания можно легко уберечься. Для этого достаточно каждый день утром выпивать стакан чая с добавлением 3 капель янтарной настойки.

4) Чтобы отрезвить подвыпившего человека, в запястье, в то место где бьется пульс, втирают каплю янтарного экстракта. Это не только отрезвляет, но и улучшает самочувствие.

«Замечательный камень древности» сегодня

В наше время из лучших сортов янтаря изготовляют различные художественные изделия и украшения. Другие сорта янтаря применяются в медицине, сельском хозяйстве, химической промышленности. Из янтаря получают витамин Д, изготавливают антисептическое средство — иодль и др. Его применяют для изготовления лечебных паст и специального крема против ревматизма. Из-за способности янтаря препятствовать свертыванию крови из него изготовляют инструменты и приборы для переливания крови и сосуды для ее хранения. Янтарь химически устойчив. Это позволяет изготовлять из него особую посуду для активных кислот. Высокие диэлектрические свойства сделали его незаменимым материалом в приборостроении, электронике, радиотехнике. А потом ученые установили, что прозрачный янтарь может найти применение в лазерной технике, так как сохраняет свои свойства после прохождения через него мощного лазерного луча. Из янтарных отходов (стружки, мелкой россыпи и пыли) получают такие ценнейшие продукты, как янтарный лак, кислоты и масло.

Из прессованного янтаря изготавливают изоляторы, получают канифоль и янтарную кислоту. Янтарная кислота и ее соли применяются в медицине, а из технической янтарной кислоты изготавливают реактивную янтарную кислоту, янтарно-кислые соли и многие другие вещества. Техническая янтарная кислота применяется для изготовления мыла, зубной пасты, красителей красного цвета, а также в производстве заменителей кожи, в цветной фотографии.

Известны биогенные стимулирующие свойства янтарной кислоты. Если ее раствором опрыскать семена или зеленые ростки злаков, то они быстрее растут, усиливается их сопротивляемость неблагоприятным погодным условиям, засухам, заметно повышается урожайность.

Несмотря на все достижения технического прогресса, янтарный лак до сих пор считается самым лучшим. Им покрывают деки скрипок, днища кораблей, мебельные гарнитуры и консервные банки. Покрытая им мебель долго сохраняет ровный сияющий блеск и свежесть полировки. Днище корабля, покрытое янтарной краской, не обрастает моллюсками. Консервная жесть под защитой янтарного лака абсолютно устойчива против коррозии. Кстати сказать, знаменитые скрипки Амати, Страдивари, Гварнери были покрыты лаком, в состав которого входил янтарь.

«А на прощание я скажу…»

Янтарь долговечен, красив и всегда моден. Завидная судьба у этого самоцвета, который люди любили и ценили во все времена. Советуя мудрости древних, любите янтарь, носите его, ведь этот «солнечный камень» — накопитель, «резервуар» вселенской энергии. Как и другие камни, при контакте с кожей человека он излучает электромагнитные волны, которые воздействуют на организм человека. Астрологи считают янтарь универсальным очистителем организма человека: если его регулярно носить на теле, выводятся астральные шлаки. Таким образом янтарь нас защищает и устраняет неблагоприятные излучения, нарушающие гармонию. В целом этот камень положительно влияет не только на здоровье человека, но и на его судьбу. Это древнейший оберег и талисман, приносящий здоровье, счастье и успех в любви.

Виолетта Богучар

http://www.zoobusiness.kiev.ua/mosaic/19

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

img_03.jpg

img_04.jpg

img_05.jpg

img_06.jpg

img_09.jpg

Янтарная комната

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В юго-западном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» — возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

http://www.tzar.ru/museums/palaces/c_atherine/amber_room

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://video.privet.ru/user/kotofyonok/113132590/fullscreen

13 часть

Продюсерский Центр "Культура и коммуникации", музей-заповедник "Царское село" и Министерство Культуры Российской Федерации представляют фильм Виталия Аксёнова "Дело о янтарном кабинете" (2003)

1часть

http://video.privet.ru/user/kotofyonok/109071934

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4ab.jpg

Съемки в городе Пушкин (бывшее Царское село). Снято убранство недавно восстановленной Янтарной комнаты Екатерининского дворца. Ее официальное открытие состоялось 31 мая 2003 года в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. К судьбе "восьмого чуда света", связанной с драматическими событиями и тайнами, оказались причастными прусские короли и российские императоры, архитекторы и художники, вожди Третьего рейха и советские лидеры, меценаты и бизнесмены, кладоискатели и видные учёные, и, конечно, мастера-камнерезы, стоявшие как у истоков создания Янтарной комнаты, так и возродившие ее.

Показана мастерская, где реставраторы занимаются починкой панелей и дополнительной отделкой Янтарной комнаты, создают новые предметы, реставрируют янтарные вещи из дворцовой коллекции. Также сняты красивые планы других залов дворца, фасада зимой, дворцового парка, павильонов, статуэтки и украшения из янтаря.

Раскадровка по сценам

http://www.tvdata.ru/rus/art/amber_room

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 месяца спустя...

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...