9bf9a9e74ea16ae5ce2dbc7ad4e5aec2 Перейти к контенту

Харбин.


Рекомендуемые сообщения

Харбин: начало

«Будущее России– в Азии»

Николай II

В 80-х годах девятнадцатого века на Дальнем Востоке российское правительство вело политику экспансии– тогда Россия могла себе это позволить. В конце XIX века уже было ясно, что война с Японией неизбежна. Транссиб еще не был построен и Приморье, да и весь Дальний Восток не был защищен ни в военном, ни в экономическом плане. Перед царским правительством встали геополитические, экономические и военно-стратегические проблемы, которые нужно было срочно решать.

vitte.jpg

Министр финансов С. Ю. Витте предложил проложить железную дорогу по территории Китая. Данный проект был намного дешевле, чем проект Транссиба, и мог быть воплощен в жизнь намного быстрее. Приморье получало связь с европейской частью России, и правительство могло быстро обеспечить бесперебойную доставку войск и вооружения в район будущих боевых действий. Конечно, проект КВЖД (Китайской Восточной железной дороги) имел один существенный недостаток– дорога должна была пройти по территории чужого государства со всеми вытекающими последствиями.

Но все-таки достоинств у проекта было больше, чем недостатков, и С. Ю. Витте удалось убедить в этом императора России.

Надо отметить, что Китаю строительство КВЖД также было выгодно: во-первых, железная дорога должна была быть проложена на территории слоборазвитой Маньчжурии за счет российской казны; во-вторых, осуществление проекта КВЖД автоматически делало Россию союзником Китая в приближающейся войне с Японией.

Посол России в Китае Кассини получил указание начать переговоры с цинским правительством. Предметом переговоров должна была стать поездка китайского правительства в Москву на коронацию Николая, но участие в церемониях не являлось главной целью визита. Царское правительство стремилось провести переговоры по двум основным вопросам: создание антияпонского русско-китайского союза и строительство Китайско-Восточной железной дороги.

Визиту придавалось большое значение. Дипломаты различных европейских стран, особенно английский посланник Макдональд, всячески пытались помешать отправке делегации, но Кассини блестяще справился с задачей. Послом в Россию был назначен сам Ли Хунчжан– канцлер Китая, один из наиболее влиятельных людей Поднебесной.

Высокий сановник прибыл в Петербург 18 апреля – за три недели до коронации. Его сопровождала многочисленная свита. По китайской традиции за Ли Хунчжаном следовал большой красивый гроб – на случай ухода в мир иной. Данное обстоятельство больше интересовало столичных журналистов, нежели российских чиновников – слишком значительными были обсуждаемые вопросы.

Переговоры проходили очень тяжело. Многие историки склоняются к тому, что для ускорения процесса и улучшения взаимопонимания, С.Ю. Витте пообещал китайскому канцлеру взятку в размере трех миллионов рублей (по тем временам сумма огромная!). Только после этого переговоры пошли по-деловому и без проволочек. Сам С.Ю. Витте в своих мемуарах данный факт отрицает, но слишком уж многие ученые упоминают о «лихунчжановском» фонде…

Был такой фонд или нет? По большому счету, это не важно. Важно то, что в 1896 году договор о строительстве КВЖД был подписан, а в мае 1898 года русские пароходы «Благовещенск» и «Св. Иннокентий» пришваровались к одному из берегов Сунгари и персонал управления строительством КВЖД ступил на незнакомый берег.

Местность, лежавшая поблизости, носила название Харбин. Недалеко раскинулось маковое (опийное) поле и небольшой ханшинный (водочный) заводик. Решили, что стройку нужно начинать здесь. В одном из бараков разместили первую контору Русско-Китайского банка и приступили к работе. Так начинался Харбин– город, который стал центром КВЖД, а впоследствии центром русской эмиграции на Дальнем Востоке.

Почему Харбин назвали Харбином?

Китайские источники утверждают, что у Харбина довольно длительная история. Предки маньчжуров - чжурчжени - на месте современного Харбина когда- то основали свое поселение «Элэцзинь». В переводе с чжурчженьского«Элэцзинь» означает «слава, почет». Официально считается, что в дальнейшем это название трансформировалось в «Харбин». Так написано в китайских справочниках.

Но историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу происхождения слова«Харбин». Слово это не китайское. Одни переводят его как«высокий берег», другие –«красивая могила», третьи– «арба, телега»; четвертые придерживаются мнения, что первоначальный смысл этого слова –«место, где забрасывают сети», а пятые – что это имя одного из маньчжурских князей. Поскольку возвышенность, на которой расположен город, напоминает баранью лопатку, некоторые филологи доказывают, что слово Харбин произошло от монгольского«хараба» (баранья лопатка). Один из самых авторитетных специалистов в данном вопросе, историк Г.В. Мелихов (уроженец Харбина), считает, что название«Харбин» образовано от маньчжурского «харба» (брод) с добавлением русского суффикса «ин». Действительно, в XVII–XIX веках на месте современного города была переправа через Сунгари.

Кто из ученых прав и насколько принципиален этот спор? Харбин– он и есть Харбин.

В 1998 году столетие Харбина широко отмечали во многих странах мира: в России, Австралии, Америке, Израиле, Аргентине и т.д. Только в самом Харбине эта дата осталась незамеченной. Китайцы считают, что русский период в истории Харбина очень важен, но это всего лишь часть истории китайского города. Харбин существовал до того, как сюда пришли русские, и продолжает существовать после того, как россияне этот город покинули.

«- На этом месте было только несколько небольших деревень. Реальная история города началась с приходом русских,– объясняют наши ученые.– И у нас есть масса доказательств».

«- Если хотите, считайте днем рождения Харбина дату прихода сюда русских пароходов со строителями КВЖД. Только это день рождения того русского Харбина, которого уже нет. Китайский Харбин, где мы сейчас беседуем, начинался намного раньше»,– возражают китайские ученые.

После чего все сходятся во мнении, что русскому и китайскому народу нужно дружить. Казалось бы, какая разница, когда водку пить? Оказывается, не все так просто. Дата основания города– вопрос большой политики, так что официально у Харбина до сих пор нет дня рождения.

В начале большого пути

yugovitch.jpg

Официально Российское государство в строительстве КВЖД участия не принимало, хотя всем было понятно, что через Русско-Китайский банк деньги поступают из российской казны. Кстати, сам банк был создан под идею КВЖД. Железная дорога считалась российско-китайским совместным предприятием, которому китайское правительство предоставило землю вдоль всего полотна. Отведенная полоса называлась«полосой отчуждения» (ширина 9 верст по сторонам от линии). В ее пределах действовали свои законы и были созданы специальная полиция, суды и органы управления. Но, как отмечали современники,«…у стороны, располагающей войсками, на сколько шагов она вышла из очерченной зоны интересоваться никто не будет. Маньчжурия фактически стала русской колонией».

Понятно, что для охраны дороги Россия не могла послать регулярные войска. Под началом министра финансов была создана охранная стража (что-то вроде вневедомственной охраны), куда набирались бывшие военные и дальневосточные казаки, пожелавшие служить в Маньчжурии.

В первые годы существования КВЖД охранной страже пришлось охранять дорогу не только от набегов хунхузов и прочих «лихих» людей, но и защищать Харбин от целой вооруженной армии ихэтуаней.

Всеми работами руководил главный инженер Александр Иосифович Югович и возглавляемое им Управление строительства КВЖД. Первостроители прибывали в Харбин на пароходах по Сунгари и по суше из Владивостока и Уссурийска. По воспоминаниям очевидцев,«все до последнего гвоздя приходилось доставлять чуть ли не кругосветным путем, даже обычные кирпичи были известны в Северной Маньчжурии до прихода русских лишь в самом примитивном изготовлении». Место, где начали строить город, было сплошным топким болотом. «Ну и сторонка! Будь она неладна! Куда это мы заехали? Почитай, на самый конец света, где бабы белье на небо вешают!»,– приговаривали первые русские железнодорожники.

В «болоте» в большом количестве водились утки, кулики и бекасы. Еще долго во время дождей глинистая почва превращалась в топкую непролазную грязь, где тонули груженые арбы и легковые дрожки вместе с лошадьми. Окрестности Харбина также представляли собой пустыню, безлюдную и унылую. Лишь кое-где среди клочков возделанного поля стояли убогие фанзы.

Боксерское восстание, 1900-1901

В конце девятнадцатого века в провинции Шаньдун вспыхнуло крестьянское антиимпериалистическое восстание под руководством общества«Ихэтуань» (кулак во имя справедливости и согласия). На флаге повстанцев был изображен кулак, поэтому иностранцы стали называть восстание Боксерским. Основной целью ихэтуаней было уничтожение и изгнание иностранцев из Китая. Вскоре восстание охватило весь Китай. Боксеры громили построенные«заморскими дьяволами» железные дороги, телеграфы, дома, церкви... Начав движение на востоке Китая против немцев, ихэтуани через два года заняли Пекин и двинулись на север– громить русскую дорогу.

Появились жертвы среди русских железнодорожников, а в Пекине на площади Тяньаньмэнь был казнен (распилен деревянной пилой) председатель правления КВЖД с китайской стороны Сюй Цзинчэн. Русское население полосы отчуждения стало отходить к Харбину и готовиться к обороне. Дети и женщины были эвакуированы в Хабаровск.

В Харбине произошли ожесточенные вооруженные столкновения, но горстка россиян держала оборону до тех пор, пока из Хабаровска не подошли войска генерала Сахарова. Осада была снята. Российские войска двинулись дальше, и дошли до Пекина. Всего в подавлении восстания участвовало 8 стран. Было задействовано 54 000 солдат: 20 840 японских, 13 150 русских, 12 020 британских, 3 520 французских, 3 420 американских, 900 немецких, 80 итальянских и 75 австро-венгерских.

Многие участники обороны Харбина были награждены серебряной медалью«За походъ в Китай. 1900- 1901 г.», а Сюй Цзинчэну в центре Харбина был установлен памятник и в его честь назван один из проспектов города.

В 1901 г. правительство Китая признало поражение, принесло извинения и обязалось возместить ущерб. Убытки КВЖД от разрушений, причиненных боксерами, составили 71 млн. рублей.

Первые годы КВЖД

КВЖД была построена за пять (!) лет, причем железная дорога– это не только рельсы и шпалы. Это мосты, туннели, подъездные пути, общежития для рабочих, здания вокзалов и управлений…Строительство было закончено в 1903 году. По тем временам, с технической точки зрения, КВЖД считалась одной из лучших дорог в мире.

Было спроектировано и построено 92 станции, 1464 моста, проложено 9 тоннелей. Самым грандиозным стал тоннель через Хинганский хребет длиной 3080 метров (высота над уровнем моря 970 м). Остальные тоннели были относительно короткие: от 25 до 45 метров. Все эти сооружения служат до сегодняшнего дня. Интенсивно велось строительство административных зданий, путевых и станционных сооружений; одних жилых домов за это время построено 280 тысяч квадратных метров.

В 1903 году в эксплуатации находилось 367 паровозов, 2696 товарных и 903 пассажирских вагона. Затраты на строительство КВЖД за 1897– 1903 гг. составили более 375 млн. руб. золотом.

Благодаря новой дороге грузы из Европы стали поступать на Дальний Восток в 3 раза быстрее, чем морем.

Административным центром всей полосы отчуждения был Харбин. Здесь разместились заводы, банки, фабрики и представительства всевозможных фирм. Уже через несколько лет место, где пришвартовались первые русские пароходы, нельзя было узнать. Газеты того времени писали: «Харбин по справедливости считается русским городом. Он только начинает строиться, и здесь отсутствуют хорошие мостовые и тротуары, зато есть первоклассные театры, рестораны и кафэ-шантаны с невероятными ценами». Строительство Харбина проходило в тяжелых условиях. Кроме восстания ихэтуаней харбинцам пришлось пережить русско-японскую войну, дворцовый переворот в Китае 1908 года, эпидемию чумы 1910-11 годов. Тем не менее, город переживал бурный рост, и на его карте прочно закрепились русские названия: Фуражная, Биржевая, Амурская, Владивостокская…

Бородатый правитель

Horvat.jpg

Дмитрия Леонидовича Хорвата без преувеличения можно считать самым известным харбинцем. Когда весной 1937 года Хорвата хоронили в Пекине, то перед его гробом несли 42 награды, а за ним шли не только русские и европейцы, но и десятки тысяч китайцев.

Хорват прожил достойную 77-летнюю жизнь, пройдя путь от помощника машиниста до управляющего КВЖД. Всего себя без остатка он посвящал русскому делу в Маньчжурии.

Участник войны с Турцией, в мирное время Хорват руководил различными российскими дорогами и в 1903 был назначен управляющим КВЖД.

«Высокий рост, богатырское сложение, лицо с крупными характерными чертами и патриархальная борода оставляли при встрече с ним неизгладимое впечатление», – вспоминали современники. Особенно ярко выраженные физические данные действовали на китайцев, которые в 1915 году даже поставили памятник бородатому русскому генералу.«Умение ладить с соседями– великий дар!»– написали они на двухметровой гранитной глыбе монумента.

Женой Хорвата была дочь известного художника Бенуа. Брат Дмитрия Леонидовича служил управляющим дворцом императора на Черном море. Сам Хорват имел 5 детей, разъехавшихся по всему миру.

Во времена Гражданской войны Хорват объявил себя Временным верховным правителем России, впоследствии сложив с себя полномочия в пользу адмирала Колчака. После передачи дороги СССР Хорват переехал в Пекин.

Чума, 1910-1911

15 января 1910 года в центре Харбина упал постовой.

Началась легочная азиатская чума. Болезнь передавалась воздушно-капельным путем. Вакцины, придуманные от других видов чумы, против легочной формы были бессильны. Смертность среди заболевших составляла 100%, т.е. тот, кто заражался, через несколько дней обязательно умирал. А заражались многие... В день приходилось сжигать по 3500 тел умерших.

Врачи и администрация КВЖД прекрасно понимали, что только жесткие карантинные меры могут спасти Маньчжурию от распространения эпидемии. Харбин был оцеплен войсками. Правительство Китая обратилось к мировому сообществу с просьбой о помощи.

Первыми откликнулись российские эпидемиологи. Из Москвы в Харбин выехали врачи во главе с профессором Заболотным. «Зажженная в безмолвии свеча. Из сердца вырвавшийся стон. Эпоха похорон»,– писал китайский поэт Хэ Цифан. Китайцы стали бежать из города. Те, кто был побогаче, вырывали из земли гробы со своими умершими от чумы родственниками и двигались на юг, унося чуму с собой. Смерть настигала их через три дня…

В борьбе с эпидемией российские врачи проявили образцы такой самоотверженности, что их работу без преувеличения можно назвать подвигом. В истории отечественной медицины навсегда останутся имена доктора Лебедевой, медсестры Снежковой, студента Мамонтова и нескольких десятков других российских медиков, погибших в Маньчжурии.

Жесткие ограничительные меры, на которые пошла администрация КВЖД, грамотная организация карантинных мероприятий, и, конечно, мужество врачей привели к тому, что эпидемия, бушевавшая в Маньчжурии, была остановлена к апрелю 1911 года.

«В борьбе с эпидемиями у нас есть, что написать на знамени,– сказал после укрощения эпидемии в Харбине профессор Заболотный,– но победа далась страшной ценой».

Верховный правитель России

kolchak.jpg

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 года. Российский морской офицер, адмирал, полярный исследователь и ученый-океанограф, участник русско-японской и Первой мировой войн. Первую половину своей жизни посвятил исследованию Тихого океана и северного побережья России. Во время Первой мировой войны Колчак стал адмиралом и командующим Черноморским флотом.

Весной 1918 г. недолгое время состоял членом правления КВЖД, командующим русскими вооружёнными силами в полосе отчуждения.

В ноябре 1918 года в Омске был избран Верховным Правителем Российского государства. Обращаясь к населению, Колчак заявил:«Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю, что не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности». Колчак также провозгласил цели и задачи новой власти: укрепление и повышение боеспособности армии, победа над большевизмом и возрождение и воскресение погибающего государства. Но этим планам не суждено было сбыться.

В январе1920 года адмирал Колчак был арестован в Иркутске, а 7 февраля 1920 г., по приказу Ленина, иркутским военно-революционным комитетом приговорен к расстрелу.

До сих пор юридический процесс по реабилитации А. В. Колчака в России не завершен, что вызывает неоднозначную реакцию у части российского общества.

20-е годы в Харбине

В начале двадцатых годов, когда на весь мир прогремело«ешь ананасы, рябчиков жуй!», центр Маньчжурии стал еще и центром русской эмиграции. Здесь были сконцентрированы ударные силы атамана Семенова, генерала Каппеля и других вооруженных формирований. Позже выяснилось, что боролись они за правое дело, но выяснилось это далеко не сразу. В Харбине сложилась сюрреалистическая ситуация– в городе жили подданные империи, которой уже не было на карте мира.

Исследователи отмечают, что это был единственный город, где до середины двадцатого века сохранялись и старая русская культура, и настоящий русский уклад жизни. В Советском Союзе традиционный русский уклад был полностью уничтожен, в Париже и Нью-Йорке изменен до неузнаваемости, и только в далеком заснеженном Харбине все оставалось по-прежнему: купола православных церквей, рождественские елки, румяные гимназистки, катание на санках, поездки на дачи, неспешные беседы за вечерним чаем и обращения по имени-отчеству. Люди ходили на службу и исправно получали жалование. Так что беженцев из Советского Союза в Харбине ждал не только привычный уклад, но и работа. Все было хорошо, кроме одного обстоятельства: эмигрантам путь на родину был заказан уже навсегда.

М.И. Сладковский описывает такой случай, который произошел в«Погребке Рогозинского» – небольшом ресторанчике, где собиралась незнатная русская эмиграция:«… за соседним столиком двое не молодых, судя по осанке военных, всхлипывали под звуки пластинки Вертинского «Молись, кунак». При словах:«Пускай сейчас мы лишены родной семьи, родной страны, но верим мы– наступит час и солнца луч блеснет для нас»– незнакомцы страдальчески зарыдали. Нельзя было без слез смотреть на этих обездоленных людей, тосковавших по родине».

Конфликт на КВЖД

bluher.jpg

31 марта 1924 года были установлены советско-китайские дипломатические отношения и подписано соглашение о временном совместном управлении железной дорогой. Несмотря на то, что правительство СССР отказалось от многих неравноправных договоров, заключенных до октябрьского переворота, оно не собиралось отказываться от своего права на КВЖД– царским правительством в дорогу были вложены огромные средства (более 0,5 млрд. золотых рублей!).

Надо отметить, что в те годы международная обстановке на северо-востоке Поднебесной была крайне напряженной: во-первых, сам Китай начиная с Синьхайской революции был ввергнут в пучину междоусобиц и смут; во-вторых, советская Россия активно поддерживала китайскую революцию, что также не способствовало стабильности в регионе. Политика СССР противоречила интересам Чан Кайши, и в январе 1929 года его войска заняли Маньчжурию.

Против советских учреждений и работников КВЖД начались провокации: новыми китайскими властями был захвачен телеграф КВЖД в Харбине, закрыты и опечатаны все представительства советских торговых и хозяйственных организаций. Около 200 советских служащих было арестовано.

В ответ СССР разорвал дипломатические отношения с Китайской республикой. На советско-китайской границе начались столкновения, которые уже на китайской территории переросли в крупномасштабные боевые действия. После ожесточенных боев Особой Дальневосточной Армией (ОДВА) под командованием В. Блюхера была одержана убедительная победа и в декабре 1929 года состоялось подписание Хабаровского протокола, восстанавливавшего на КВЖД положение, предусмотренное соглашением 1924 года.

События 1929 года, в результате которых погибло несколько сотен советских воинов и несколько тысяч китайцев, получили название«конфликта на КВЖД».

После окончания военных действий консульство Японии выставило советскому командующему ОДВА В. Блюхеру иск на сумму в 22 500 японских йен за убитую шальным снарядом проститутку из японского публичного дома. В иске было подсчитано, сколько лет могла она прожить, сколько посетителей за эти годы обслужила бы и какой доход могла принести.

В. Блюхер иск отклонил.

Японская оккупация

PuI.jpg

«Чтобы завоевать мир, нужно завоевать Китай. Чтобы завоевать Китай, нужно завоевать Монголию и Маньчжурию»,– говорили японские генералы. В 1931 году Япония оккупировала Маньчжурию и создала в 1932 году на ее территории марионеточное государство Манчжоу-го. В то время количество русских в Харбине достигало 200 тыс. человек. Японцы разрешили русским выезжать из страны. У кого были деньги– уезжали, и центр русской эмиграции переместился в Шанхай. Что касается жизни оставшихся эмигрантов, то японская военная спецслужба создала Бюро по делам российской эмиграции в Маньчжурии (БРЭМ), которое строго регламентировало каждый их шаг. В Маньчжурии был установлен военно-полицейский режим.

В Харбине закрывались русские школы, институты, больницы, торговые дома... Современники вспоминали:«Не стало русских кондукторов и стрелочников, исчезли русские носильщики. Все заняли японцы. На смену русскому «здравствуйте» пришло японское «конничива», вместо«до свидания»–«сойонора», вместо «спасибо»– «аригато»».

Столицей страны был объявлен нынешний город Чанчунь, а Харбин стал одним из крупных административных центров. Во главе Манчжоу-го японцы поставили последнего императора Китая Пу И, но всеми делами фактически руководили японские советники и чиновники.

За время оккупации японские милитаристы увеличили численность части Квантунской армии, расположенной в северо-восточном Китае, до 780 тысяч человек, создали на границе с СССР систему укрепленных районов. В течение 1933– 1939 гг. с территории Манчжоу-го Япония неоднократно устраивала военные провокации против СССР и Монголии, в том числе крупные провокации в 1938 г. в районе озера Хасан и в 1939 в районе реки Халхин-Гол.

Государство Манчжоу-го просуществовало до 1945 года. Во время освобождения советскими войсками Маньчжурии Пу И был задержан и перевезен в Хабаровск, где провел пять лет. В 1950 году последний цинский император был передан КНР, где получил должность садовника в императорском дворце.

Умер Пу И в Пекине в 1967 году.

Дороги, которые не выбирают

Русских эмигрантов по всему миру оказалось так много, что проблемы русской эмиграции пришлось решать Лиге наций. Была организована выдача так называемого «паспорта русского эмигранта», а таким странам как Аргентина, Уругвай и Парагвай были перечислены деньги на перевозку, размещение и создание рабочих мест для русских, желающих переехать в Латинскую Америку.

Конечно, те у кого были деньги, уезжали в благополучные страны: Австралию, Америку, Японию, Новую Зеландию, но очень-очень многие оказались в Латинской Америке. В настоящее время в Парагвае проживает около миллиона русских. Самый известный и очень талантливый харбинский поэт Валерий Перелешин умер в Аргентине. Однако судьбу таких переселенцев можно еще назвать счастливой. Хуже пришлось тем, кто поверил Сталину.

В конце тридцатых годов советское правительство объявило амнистию всем русским харбинцам и разрешило вернуться. По воспоминаниям Натальи Ильиной, жители Харбина ликовали. Город разделился на тех, кто уезжает, и тех, кто остается. Люди ходили по магазинам и закупали все, что им может пригодиться на родине. Однако эшелоны с плакатами«Принимай, Родина, своих сыновей!» доходили до Читы, где составы переформировывались и направлялись прямиком… в сибирские лагеря.

Освобождение Харбина

Девятого августа 1945 года СССР объявил войну Японии и ввел войска в Маньчжурию. Узнав об этом, 16 августа 3000 человек местного русского эмигрантского населения совместно с консульством СССР организовали отряды обороны и взяли в свои руки радиостанцию, водокачку, железную дорогу и пристань, и удерживали их до прихода советских войск.

Однако сухопутные части Красной Армии пробивались к Харбину с большим трудом. Японцы оказывали мощное сопротивление и сражались с завидным упорством. В этих условиях было принято решение взять город с воздуха. На аэродром Харбина высадился десант генерала Г. А. Шелахова, состоявший из 120 десантников, и принудил к сдаче 40-тысячный японский гарнизон.

Освобождение от японцев Харбина стало настоящим праздником для жителей города. Многие старожилы Харбина с теплотой вспоминают советских солдат, которых здесь до сих пор называют«большие пальто»– такое впечатление произвели на местных китайцев добротные шинели красноармейцев.

На местном ипподроме была организована выставка трофейного японского оружия. Особое внимание привлекали длинноствольные пушки, которые могли стрелять по Владивостоку с территории Хэйлунцзяна. Эта выставка надолго стала самым посещаемым местом Харбина.

В сентябре в Харбине состоялся Парад Победы, на котором присутствовало 20 тысяч человек. Колонны советских солдат местное население забросало (в буквальном смысле) цветами. На параде прошли и отряды харбинских старожилов в старой парадной российской форме. Харбин стал центром советской администрации.

Именно в это время произошло еще одно событие, о котором мало говорят: представители советской власти в Харбине устроили большой прием в честь победы над Японией. На этот прием были приглашены все самые видные люди города– ученые, музыканты, коммерсанты, инженеры… Больше никто этих людей не видел. Говорят, что их прямо с торжественного ужина под конвоем отправили на вокзал, затолкали в вагоны и увезли. Куда ушел этот поезд, и что стало с его пассажирами никто не знает.

Артист драмы

Zarubin.jpg

В личном листке Василия Зарубина, хранящимся в архивах Приморья, отмечено, что его «основным занятием до войны 1914 г. была сцена,– профессия актер-музыкант, артист драмы». Как писал сам Зарубин: «Обладая музыкальными способностями, я старался получить музыкальное образование, но это мне не удалось. Самоучкой я выучился играть на балалайке, что было по средствам моей семье, на которой совершенствовался и был принят в Российский Великорусский Оркестр, где после был солистом». Впоследствии Зарубин стал настоящим артистом и солистом советской разведки в Харбине.

Работник ГПУ во Владивостоке Василий Зарубин, самостоятельно выучивший китайский язык, был направлен в Харбин, где не один год работал разведчиком под прикрытием должности завхоза консульства СССР.

В октябре 1941 года Зарубина вызвал Сталин и направил его в Америку с заданием собирать всю информацию по разработке уранового оружия. Через свою агентуру Зарубин работал с физиками-ядерщиками Оппенгеймером и Эйнштейном и внес огромный вклад в создание советской атомной бомбы.

Фотография Зарубина и сегодня размещена на официальном сайте ФБР США как фото одного из «значительных» российских шпионов.

Когда-то на месте парка Культуры находилось старое русское кладбище. В лучших советских традициях кладбище сровняли с землей, а на его месте разбили парк. Только один островок бывшего кладбища остался нетронутым– место, где захоронены останки 110 советских воинов, погибших при освобождении Маньчжурии в 1945 году. Правда, во избежание вандализма это место огородили кирпичной стеной и закрыли тяжелыми железными воротами. Приедет сын на могилу отца или ветеран навестить фронтовых друзей– ворота откроют. Хотя все понимают, что такая перестраховка в Харбине не нужна. Даже во времена культурной революции, когда хунвэйбины жгли и крушили все советское, на эти надгробия ни у кого не поднялась рука.

Несколько лет назад трое россиян ужинали в небольшом ресторанчике Харбина. С ними за столиком сидел седой китайский бизнесмен и молодой переводчик. В заведении, рассчитанном на шесть столиков, было много посетителей. В разговоре один из русских сказал, что его дед воевал в Харбине. Далее последовала поразительная реакция. Седой китаец поднялся и громко обратился ко всем присутствующим: «Друзья! Дед этого товарища воевал в Харбине. Давайте выпьем за воинов Советской армии и освобождение Китая от японцев!». Все присутствующие, подчеркиваю, все, поднялись и выпили. И не было в этом ничего показушного, натянутого... Советских солдат уважают в Маньчжурии.

pamyatnik.jpg

Эпилог

В середине 50-х Харбин покинули последние русские, из тех, кто хотел уехать. Однако чуть меньше тысячи русских так и остались жить в Маньчжурии. На их долю выпали тяжелые испытания: «большой скачок», голод, «Культурная революция», конфликт на Даманском…. В самом начале XXI века в Харбине проживало около 10 русских. Уже тогда это были люди очень преклонного возраста – самой молодой прихожанке единственного действующего Покровского храма было далеко за 70.

И по-настоящему жаль, что со смертью последнего из них окончательно закончится тот старый русский Харбин, где говорили по-русски, где строили православные церкви, где обожали Вертинского, а улицы называли: Цветочная, Владивостокская, Торговая, Центральная…

Ты пройдешь переулками

Вдоль кривобокого моста,

Где прощались до завтра.

Навеки прощай!

Но в одном я уверен–

Сурово и просто–

В день, когда я умру,

Возвращусь непременно в Китай…

Валерий Перелешин

. Источник: www.asiadata.ru

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Русский Харбин: история после 1917 г.

80420518_4408052_25_1_.jpg

В результате революции и гражданской войны около 100—200 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине. Это были солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении, члены и служащие правительств Сибири и Дальнего Востока, интеллигенция и самые обычные люди. Русское население Харбина было самым большим за пределами России. Они внесли большой вклад в его развитие и возвышение. В результате к 1924 году в городе насчитывалось около ста тысяч русских эмигрантов.

80420520_4408052_harbin_church.jpg

Харбин - уже давно не существующий русский Харбин - оставил глубокий след в памяти живших в нем и любивших его людей, волею случая или собственного выбора оказавшихся изгнанниками. Именно здесь, в Маньчжурии, они жили иллюзией сохранения хотя бы части, осколка горячо любимой ими и уже не существующей России.

80420521_4408052_kreshenie.jpg

Долго, по сути до 1935 г., полоса отчуждения и сам Харбин позволяли этой иллюзии питать и поддерживать и само существование русских беженцев, и их реальные планы на будущее, и их бесплодные мечты и несбывшиеся надежды. 80420522_4408052_ff2f7c3f1ea9.jpg

Русские люди в полосе отчуждения никогда не чувствовали себя за границей, "настолько кругом было много своих - машинистов и служащих дистанции, и Дорога возила их, не ощущая границы, в Никольск-Уссурийский, где учились в гимназии их дети, в гости к родне во Владивосток и на заимку под Шкотово..."

80420523_4408052_razgromaponiirusskii_raion_v_gorode_harbine__manicguria_1945_g_.jpg

Они продолжали жить своей почти европейской жизнью здесь, в центре Азии. Работал яхт-клуб

80420524_4408052_Yachting.jpg

проходили конкурсы красоты 80420525_4408052_harbin_089.JPG Вот ещё несколько фрагментов и лиц этой жизни.

80420526_4408052_harbin_086.JPG

80420527_4408052_harbin_090.JPG

80420528_4408052_tramvai.jpg

Вот несколько имен знаменитых русских харбинцев:

• Зоя Воскресенская — будущая писательница два года в середине 1930-х провела в Харбине как резидент советской разведки.

• Георгий Гинс, член правительства Колчака, затем профессор права в Харбинском университете. В 1941 году эмигрировал в США.

80420529_4408052_xu_Xin_Chinese_and_Jewish_girls_Harbin_circa_1922A.jpg

• Иван Елагин, поэт. Ребенком вместе со своим отцом поэтом Венедиктом Мартом , с 1919 по 1923 год жил в Харбине, затем семья вернулась в СССР.

• Наталия Ильина 1914-1994, писательница. В 1920 попала в Харбин в эмиграцию вместе с родителями и младшей сестрой. Дочь Иосифа Сергеевича Ильина, офицера колчаковской армии.

• Олег Лундстрем — джазовый музыкант. Переехал с семьёй в Харбин в 1921 году в возрасте пяти лет и оставался там до середины 1930-х годов, когда переехал в Шанхай и стал выступать там с собственным оркестром.

Эта жизнь ушла в прошлое безвозвратно, как Атлантида под воду 80420530_4408052_5c690a726724.jpg

Печальные перемены для русского Харбина связаны с японской оккупацией Китая. В 1932 году город был оккупирован Японской императорской армией. В 1935 году СССР продал долю собственности КВЖД Японии, после чего отток русских из Харбина существенно увеличился.

Во время Второй мировой войны 20 августа 1945 года Харбин был занят советскими войсками и после капитуляции Японии передан под контроль китайских коммунистов, для победы которых промышленные мощности Харбина были крайне важны. /more

Серия сообщений "
":

Часть 1 - "Русская деревня" в Китае. Улица русского стиля

Часть 2 - "Русская деревня" в Китае.

...

Часть 8 - Библиотека г. Хэйхэ (Китай)

Часть 9 - Русские города Китая: Харбин. история до 1917 г.

Часть 10 - Русский Харбин: история после 1917 г.

Часть 11 - Истории Харбина: японская оккупация

Теги: Китай история русский Харбин фото

http://www.liveinternet.ru/users/4408052/post194342133

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...