34b951a5a52d3789a9728950e3263594 Перейти к контенту

Суламифь.И. Куприн


Рекомендуемые сообщения

Суламифь.И. Куприн

0327413.jpg

Жил был мудрый царь Соломон. Но не смотря на свою мудрость, жизнь его не была спокойной. И обратился однажды царь Соломон за советом к придворному мудрецу с просьбой: “Помоги мне – очень многое в этой жизни способно вывести меня из себя. Я сильно подвержен страстям, и это очень мне мешает!” На что Мудрец ответил: “Я знаю, как помочь тебе. Надень это кольцо – на нем высечена фраза: “ЭТО ПРОЙДЕТ!” Когда тебе постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!”.

1ac879dfea5e.jpg

Шло время, Соломон последовал совету Мудреца и обрел спокойствие. Но настал

момент и однажды, как обычно, взглянув на кольцо, он не успокоился, а наоборот

– еще больше вышел из себя. Он сорвал кольцо с пальца и хотел зашвырнуть его

подальше в пруд, но вдруг заметил, что и на внутренней стороне кольца имелась

какая-то надпись. Он присмотрелся и прочитал: “И ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ…”

4d1f086065b8t.jpg

Так "живописал" Соломона историк Иосафат:

" поистине был прекрасен царь, как лилия Саронской долины! Бледно

было его лицо, губы - точно яркая алая лента; волнистые волосы черны

иссиня, и в них - украшение мудрости - блестела седина, подобно серебряным

нитям горных ручьев, падающих с высоты темных скал Аэрона; седина сверкала

и в его черной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными

мелкими рядами.

Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную

летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз, походили на

черные лучи вокруг черных звезд. И не было человека во вселенной, который

мог бы выдержать взгляд Соломона, не потупив своих глаз. И молнии гнева в

очах царя повергали людей на землю.

009462c5ec45.jpg

Суламифь. Художник Вульфинг.

Но бывали минуты сердечного веселия, когда царь опьянялся любовью, или

вином, или сладостью власти, или радовался он мудрому и красивому слову,

сказанному кстати. Тогда тихо опускались до половины его длинные ресницы,

бросая синие тени на светлое лицо, и в глазах царя загорались, точно искры

в черных брильянтах, теплые огни ласкового, нежного смеха; и те, кто видел

эту улыбку, готовы были за нее отдать тело и душу - так она была неописуемо

прекрасна. Одно имя царя Соломона, произнесенное вслух, волновало сердце

женщин, как аромат пролитого мирра, напоминающий о ночах любви.

Руки царя были нежны, белы, теплы и красивы, как у женщины, но в них

заключался такой избыток жизненной силы, что, налагая ладони на темя

больных, царь исцелял головные боли, судороги, черную меланхолию и

беснование. "[18].

0e05d9802d66.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Поль Гюстав Доре Суд Соломона

Царь был настолько богатым и щедрым, что серебро и золото ценилось не дороже

камня. У него было 700 жен и 300 наложниц, а кроме этого бесчисленное

количество рабынь и танцовщиц. Кроме того, разделил царь свое ложе с

Балкис-Мекеда, царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но

больше всех любил Соломон Суламифь.

709908e260dc.jpg

"Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо. Тяжелые, густые темно-рыжие

волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими

бесчисленными кудрями покрывают ее плечи, и разбегаются по спине, и

пламенеют, пронзенные лучами солнца, как золотой пурпур. Самодельное

ожерелье из каких-то красных сухих ягод трогательно и невинно обвивает в

два раза ее темную, высокую, тонкую шею". И далее: "Она стыдливо опускает

глаза и сама краснеет, но под ее длинными ресницами и в углах губ дрожит

тайная улыбка"; "Она поднимает кверху маленькие темные руки, и широкие

рукава легко скользят вниз, к плечам, обнажая ее локти, у которых такой

тонкий и круглый девический рисунок". Портрет героини завершается поэтическим описанием ее внешности, сотканным

из реминисценций из Книги Песни песней царя Соломона: "О нет, солнце

сделало тебя еще красивее, прекраснейшая из женщин! Вот ты засмеялась, и

зубы твои - как белые двойни-ягнята, вышедшие из купальни, и ни на одном из

них нет порока. Щеки твои - точно половинки граната под кудрями твоими.

99572f501b8c.jpg

Губы твои алы - наслаждение смотреть на них. А волосы твои... Знаешь, на

что похожи твои волосы? Видала ли ты, как с Галаада вечером спускается

овечье стадо? Оно покрывает всю гору, с вершины до подножья, и от света

зари и от пыли кажется таким ж красным и таким же волнистым, как твои

кудри. Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у ворот Батраббима. О,

как ты красива! Шея твоя пряма и стройна, как башня Давидова!..."

04e784d3598a.jpg

"Она вышла из

бассейна свежая, холодная и благоухающая, покрытая дрожащими каплями воды.

Рабыни надели на нее короткую белую тунику из тончайшего египетского льна и

хитон из драгоценного саргонского виссона, такого блестящего золотого

цвета, что одежда казалась сотканной из солнечных лучей. Они обули ее ноги

в красные сандалии из кожи молодого козленка, они осушили ее темно-огненные

кудри, и перевили их нитями крупного жемчуга, и украсили ее руки звенящими

запястьями"

05814175cd72.jpg

Перед ним, за низкой стеной, грубо сложенной из больших желтых камней,

расстилается вверх виноградник. Девушка в легком голубом платье ходит между

рядами лоз, нагибается над чем-то внизу и опять выпрямляется и поет. Рыжие

волосы ее горят на солнце.

День дохнул прохладою,

Убегают ночные тени.

Возвращайся скорее, мой милый,

Будь легок, как серпа,

Как молодой олень среди горных ущелий...

Так поет она, подвязывая виноградные лозы, и медленно спускается вниз,

ближе и ближе к каменной стене, за которой стоит царь. Она одна - никто не

видит и не слышит ее; запах цветущего винограда, радостная свежесть утра и

горячая кровь в сердце опьяняют ее, и вот слова наивной песенки мгновенно

рождаются у нее на устах и уносятся ветром, забытые навсегда:

Ловите нам лис и лисенят,

Они портят наши виноградники,

А виноградники наши в цвете.

Так она доходит до самой степы и, не замечая царя, поворачивает назад и

идет, легко взбираясь в гору, вдоль соседнего ряда лоз. Теперь песня звучит

глуше:

Беги, возлюбленный мой,

Будь подобен серне

Или молодому оленю

На горах бальзамических

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Но вдруг она замолкает и так пригибается к земле, что ее не видно за

виноградником.

Тогда Соломон произносит голосом, ласкающим ухо:

- Девушка, покажи мне лицо твое, дай еще услышать твой голос.

Она быстро выпрямляется и оборачивается лицом к царю. Сильный ветер

срывается в эту секунду и треплет на ней легкое платье и вдруг плотно

облепляет его вокруг ее тела и между ног. И царь на мгновенье, пока она не

становится спиной к ветру, видит всю ее под одеждой, как нагую, высокую и

стройную, в сильном расцвете тринадцати лет; видит ее маленькие, круглые,

крепкие груди и возвышения сосцов, от которых материя лучами расходится

врозь, и круглый, как чаша, девический живот, и глубокую линию, которая

разделяет ее ноги снизу доверху и там расходится надвое, к выпуклым бедрам.

Потому что голос твой сладок и лицо твое приятно! - говорит Соломон.

Она подходит ближе и смотрит на царя с трепетом и с восхищением.

Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо. Тяжелые, густые темно-рыжие

волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими бесчисленными

кудрями покрывают ее плечи, и разбегаются но спине, и пламенеют, пронзенные

лучами солнца, как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных

сухих ягод трогательно и невинно обвивает в два раза ее темную, высокую,

тонкую шею.

9689bf296e50.jpg

Она поднимает кверху маленькие темные руки, и широкие рукава легко

скользят вниз, к плечам, обнажая ее локти, у которых такой тонкий и круглый

девический рисунок.

И она говорит жалобно:

- Братья мои рассердились на меня и поставили меня стеречь

виноградник, и вот - погляди, как опалило меня солнце!

- О нет, солнце сделало тебя еще красивее, прекраснейшая из женщин!

Вот ты засмеялась, и зубы твои - как белые двойни-ягнята, вышедшие из

купальни, и ни на одном из них нет порока. Щеки твои - точно половинки

граната под кудрями твоими. Губы твои алы - наслаждение смотреть на них. А

волосы твои... Знаешь, на что похожи твои волосы? Видала ли ты, как с

Галаада вечером спускается овечье стадо? Оно покрывает всю гору, с вершины

до подножья, и от света зари и от пыли кажется таким же красным и таким же

волнистым, как твои кудри. Глаза твои глубоки, как два озера Есевонских у

ворот Батраббима. О, как ты красива! Шея твоя пряма и стройна, как башня

Давидова!..

Она покорно опускает руки вниз. Густое золотое сияние льется из глаз

Соломона, и очаровывает ее, и кружит ей голову, и сладкой, теплой дрожью

струится по коже ее тела.

- Скажи мне, кто ты? - говорит она медленно, с недоумением. - Я

никогда не видела подобного тебе.

- Я пастух, моя красавица. Я пасу чудесные стада белых ягнят на горах,

где зеленая трава пестреет нарциссами. Не придешь ли ты ко мне, на мое

пастбище?

Но она тихо качает головою:

- Неужели ты думаешь, что я поверю этому? Лицо твое не огрубело от

ветра и не обожжено солнцем, и руки твои белы. На тебе дорогой хитон, и одна

застежка на нем стоит годовой платы, которую братья мои вносят за наш

виноградник Адоннраму, царскому сборщику. Ты пришел оттуда, из-за степы...

Ты, верно, один из людей, близких к царю? Мне кажется, что я видела тебя

однажды в день великого празднества, мне даже помнится - я бежала за твоей

колесницей.

- Теплота твоей одежды благоухает лучше, чем мирра, лучше, чем нард, -

говорит он, жарко касаясь губами ее уха.- И когда ты дышишь, я слышу запах

от ноздрей твоих, как от яблоков. Сестра моя, возлюбленная моя, ты пленила

сердце мое одним взглядом твоих очей, одним ожерельем на твоей шее.

- О, не гляди на меня! - просит Суламифь. - Глаза твои волнуют меня.

Но она сама изгибает назад спину и кладет голову на грудь Соломона.

Губы ее рдеют над блестящими зубами, веки дрожат от мучительного желания.

Соломон приникает жадно устами к ее зовущему рту. Он чувствует пламень ее

губ, и скользкость ее зубов, и сладкую влажность ее языка и весь горит таким

нестерпимым желанием, какого он еще никогда не знал в жизни. Так проходит

минута и две.

- Что ты делаешь со мною! - слабо говорит Суламифь, закрывая глаза. -

Что ты делаешь со мной!

Дрожа от робости, ожиданья и счастья, расстегнула Суламифь свои одежды,

опустила их вниз к ногам и, перешагнув через них, осталась среди комнаты

нагая, лицом к окну,- освещенная луною через переплет решетки. Она налила

густую благовонную мирру себе на плечи, на грудь, на живот и, боясь потерять

хоть одну драгоценную каплю, стала быстро растирать масло по ногам, под

мышками, вокруг шеи. И гладкое, скользящее прикосновение ее ладоней и локтей

к телу заставляло ее вздрагивать от сладкого предчувствия. И, улыбаясь и

дрожа, глядела она в окно, где за решеткой виднелись два тополя, темные с

одной стороны, осеребренные с другой, и шептала про себя:

- Это для тебя, мой милый, это для тебя, возлюбленный мой. И. КУПРИН из "Суламифь"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Разве бывает несчастная любовь? (по произведениям Бунина и Куприна) «Разве бывает несчастная любовь ?» (Иван Бунин). (По произведениям Ивана Бунина и Александра Куприна). Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. И.

Бунин Русская литература конца 19 – начала 20 веков представлена блистательными именами Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина, Александра Ивановича Куприна и другими великими писателями. Критические реалисты отразили в своих произведениях кризисное состояние мира, процесс искажения человеческой природы, утраты людьми человеческих черт. Но, изображая мир в таких красках, писатели рубежа веков видят позитивные идеалы в высокой любви. Понятия об этом чувстве у них схожи. Можно сравнить мнения Бунина и Куприна.

Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. Куприн свято верил в любовь. В его творчестве воскресает высокий строй чувств, который был присущ произведениям более ранних писателей, создававших вдохновенные гимны любви. Бунину тоже всегда удавались рассказы о высоком чувстве, потому что они шли из глубины сердца. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы.

Но что-то всегда идет не так, и влюбленные вынуждены расстаться. Читая произведения этих писателей, можно предположить, что любовь – нечто, что причиняет людям одни страдания и несчастья. Действительно, финал «Гранатового браслета» Александра Куприна трагичен: главный герой кончает жизнь самоубийством. Да и в «Солнечном ударе» или «Темных аллеях» Ивана Бунина нет счастливого конца. Все «влюбленные» писателей живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут.

Но все же попробуем разобраться, была ли любовь главных героев в произведениях Бунина и Куприна несчастна. Чтобы понять отношение к любви Куприна, на мой взгляд, достаточно понять была ли любовь счастьем для героя в наиболее сильном рассказе писателя «Гранатовый браслет».В основу этого произведения, написанного в 1911 году положено реальное событие - любовь телеграфиста Желтого П.П. к жене важного чиновника, члена Государственного Совета - Любимова.

Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний, Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.Куприна - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего неизвестно. В семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь.

Да она его погубила, потому что эта любовь была неразделенной, но разве можно говорить о том, что она была несчастной для Желткова ? Я думаю нельзя. Умирал Желтков не со страхом от предчувствия смерти, а с приятным чувством того, что эта любовь все-таки была в его жизни. Об этом свидетельствует выражение лица умершего: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…». Для героя любовь, хотя она была не взаимна, была единственным счастьем.

Об этом он пишет в своем последнем послании Вере Ивановне: «От глубины души благодарю Вас, за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью.». «Но значит не было причин самоубийства, если он был счастлив…» - говорили некоторые критики того времени. Возможно потому он совершил этот поступок, чтобы не причинять неудобств своей возлюбленной. Желткову пришлось бы перестать писать ей и упоминать о своем существовании.

Сама Вера Ивановна попросила его об этом, но он не в силах был заставить себя сделать это. И лирический герой не видел другого выхода, кроме как покончить жизнь самоубийством. Значит можно сказать о том, что умер Желтков не от несчастной любви, а, наоборот, потому что любил горячо и пламенно. По мнению Куприна, настоящая счастливая любовь не может длиться вечно. Он был реалистом, именно поэтому в рассказах этого писателя о любви нет счастливого конца.

Влюбленные обязательно должны расстаться. Теперь обратимся к рассказам Ивана Алексеевича Бунина. Его мнение о любви как нельзя лучше выражает строчка из «Темных аллей»: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Как мы уже говорили, этого мнения придерживается Александр Куприн. Именно поэтому я взял эту строчку как эпиграф.

В тридцати восьми новеллах «Темных аллей» проходят перед читателями удивительные женские типы. Вот Надежда из рассказа «Темные аллеи». Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Влюбленные не виделись тридцать лет и случайно встретились на постоялом дворе, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – случайный проезжий. Он не в состоянии подняться до ее высоких чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую…имела».

Как можно всю жизнь любить одного лишь человека? Между тем, для Надежды Николенька на всю жизнь остался идеалом, единственным и неповторимым: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот…Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили.». Сменив лошадей, Николай Алексеевич уезжает, а Надежда навсегда остается на постоялом дворе.

Для одного – случайное увлечение молодости, для другого – любовь на всю жизнь. Да, возможно, Надежда не счастлива сейчас, через много лет, но насколько сильно было то чувство, сколько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем невозможно. То есть любовь для главной героини – счастье. В рассказе «Солнечный удар» любовь выступает чем-то мгновенным, вспышкой, которая проносится оставляя в душе глубокий след. Опять же влюбленные расстаются, что доставляет страдания главному герою.

Сама жизнь без возлюбленной – это страдание. Он не находит себе места ни в квартире, ни на улице, вспоминая те счастливые моменты, проведенные с ней. Читая новеллу за новеллой, начинаешь осознавать, чтобы убедиться в искренности чувств, по мнению Бунина, нужна непременно трагедия. Но несмотря на весь их трагизм, светлое чувство охватывает читателя, когда перевернута последняя страничка сборника: необычайная светлая сила и искренность чувств свойственна героям этих рассказов. Любовь у Бунина долго не живет - в семье, в браке, в буднях.

Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюбленных, приводит их к трагическому концу - гибели, самоубийству, небытию. В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты: душевная чистота, мечтательность, пылкое воображение, соединенная с непрактичностью и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все они относятся к женщине с сыновьей чистотой и благоговением. Готовность погибнуть ради любимой женщины, романтическое поклонение, рыцарское служение ей и в то же время недооценка себя, неверие.

Все купринские герои с хрупкой душой попадают в жестокий мир. Через все творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и прекрасного чувства. " Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена "- эти слова из рассказа "Темные аллеи" Бунина могли бы повторить все герои.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...