00d6c9e733e5643e338d12e9f268323a Перейти к контенту

Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана.


Рекомендуемые сообщения

Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана.

А) ОСЕНЬ.

В пьесе “Осенняя песня” («Октябрь»). Чайковского из цикла “Времена года” слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Интонации мелодии похожи на вздохи, отражающие душевную боль и безысходную печаль. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал Пётр Ильич Чайковский в своей «Осенней песне».

Да, осень это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой всегда восхищались поэты, музыканты, художники. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

Как же сильно созвучно по своему настроению с музыкой Чайковского стихотворение Бунина «Листопад». Возможно ли поэзией передать мучительную жалость расставания природы с ее великолепием перед приходом долгой суровой зимы? Вот его фрагмент:

«ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой».

Очень точно зрительно передает красоту осеннего леса Левитан своим полотном «Золотая осень» (иллюстрация № 4) или картиной «Осень» (иллюстрация № 5).

А как невообразимо сочетаются картина Левитана «Осень. Охотник» (иллюстрация № 6) со стихотворением Бунина «Не видно птиц».

* * *

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж -- и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

1889 г.

Словно один и тот же сюжет изображали «певцы» природы, рожденные с разницей в десять лет.

В работах трех этих мастеров, не только можно услышать трепетную тишину осеннего леса, увидеть щедрую осеннюю позолоту на всём, чего коснулось лёгкое и прозрачное дыхание “вдовы”, но и почувствовать светлую грусть и умиротворение.

Б) ЗИМА

Вслед за неповторимой русской осенью наступает непредсказуемая, вьюжная зима, которую представил в музыкальной пьесе “У камелька” П.И. Чайковский.

Сменяющие друг друга музыкальные образы этой мелодии отражают переменчивость русской зимы: от ясного морозного дня до буйствующей метели. Нежные, мягкие звуки, противопоставленные тревожным, резким и энергичным, помогают представить ощущения человека, сидящего в кругу близких и дорогих людей у камелька и слушающего, как за окном воет и беснуется пурга.

Подобным настроением проникнуто и стихотворение И.А. Бунина “Сумерки.

СУМЕРКИ

Всё - словно в полусне. Над серою водою

Сползает с гор туман, холодный и густой,

Под ним гудит прибой, зловеще расстилаясь,

А темных голых скал прибрежная стена,

В дымящийся туман погружена,

Лениво курится, во мгле небес теряясь.

Суров и дик ее могучий вид!

Под шум и гул морской она в дыму стоит,

Как неугасший жертвенник титанов,

И Ночь, спускаясь с гор, вступает точно в храм,

Где мрачный хор поет в седых клубах туманов

Торжественный хорал неведомым богам.

1900

Удивительно перекликаются интонации стихотворения, музыкальной пьесы и картин Левитана “Зимой в лесу. Волк»” (иллюстрация № 7) и «Лес зимой» (иллюстрация № 8).

А в своем стихотворении «Родина» Бунин словно описывает картину Левитана «Зимой в лесу. Волк».

РОДИНА

Под небом мертвенно-свинцовым

Угрюмо меркнет зимний день,

И нет конца лесам сосновым,

И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,

Как чья-то кроткая печаль,

Над этой снежною пустыней

Смягчает сумрачную даль.

1896г.

Вместе с поэтом, композитором и художником невольно ощущаешь таинственность и прелесть долгих зимних вечеров, слышишь мелодии зимней метели и потрескивание дров в печи, почувствуешь холод и зимний сон природы в скромном пейзаже.

В) ВЕСНА

После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Музыкальная пьеса Чайковского “Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания: “...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

Созвучно такому восприятию весны стихотворение И.А. Бунина “Бушует полая вода...”.

* * *

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

1892 год.

Насколько перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана “Весна. Большая вода” (иллюстрация № 9)!

Радость пробуждения природы, пронизывающая произведения великих мастеров, вызывает непередаваемый душевный отклик, ощущение сопричастности этой вечной красоте земли.

Г) ЛЕТО

Но вот и долгожданное лето. Его скромное очарование отразилось в музыкальной пьесе Чайковского “Баркарола”. Насколько лирична, светла и трогательна эта мелодия лета, которая звучит мягко, блаженно и безмятежно. Поэтичность созданного музыкального образа очень близка образному строю приведенного стихотворения И.А. Бунина «Ночные цикады».

Ночные цикады

Прибрежный хрящ и голые обрывы

Степных равнин луной озарены.

Хрустальный звон сливает с небом нивы.

Цветы, колосья, травы им полны,

Он ни на миг не молкнет, но не будит

Бесстрастной предрассветной тишины.

Ночь стелет тень и влажный берег студит,

Ночь тянет вдаль свой невод золотой -

И скоро блеск померкнет и убудет.

Но степь поёт. Как колос налитой,

Полна душа. Земля зовёт: спешите

Любить, творить, пьянить себя мечтой!

От бледных звёзд, раскинутых в зените,

И до земли, где стынет лунный сон,

Текут хрустально трепетные нити.

Из сонма жизней соткан этот звон.

Это стихотворение звучит завершающим аккордом гимна красоте окружающего нас мира. Необычность сравнения - в соединении несоединимого. Душа - это область неземного, неосязаемого, а колос - предмет материального мира. Сам факт возникновения такого сравнения говорит о том, что всё в этом мире гармонично, взаимосвязано, исполнено величия.

Удивительно передают безмятежность, покой, апофеоз расцвета и силы природы в самое время её расцвета, её триумфа - «лета природы» картины Левитана: «Над вечным покоем» (иллюстрация 9), «Луг на опушке леса» (иллюстрация 11).

Картину Левитана «Сумерки. Стога» (иллюстрация 10) возможно изложить поэзией Бунина, выразившейся в стихотворении «Месяц задумчивый …»

* * *

Месяц задумчивый, полночь глубокая...

Хутор в степи одинок...

Дремлет в молчанье равнина широкая,

Тепел ночной ветерок.

Желтые ржи, далеко озаренные,

Морем безбрежным стоят...

Ветер повеет - они, полусонные,

Колосом спелым шуршат.

Ветер повеет - и в тучку скрывается

Полного месяца круг;

Медленно в мягкую тень погружается

Ближнее поле и луг.

Зыблется пепельный сумрак над нивами,

А над далекой межой

Свет из-за тучек бежит переливами -

Яркою, желтой волной.

И сновиденьем, волшебною сказкою

Кажется ночь,- и смущен

Ночи июльской тревожною ласкою

Сладкий предутренний сон...

1886

Лишь соприкоснувшись с природой - нерукотворной красотой, созданной «высшими силами», переданной гениальными ее «певцами»: Буниным, Чайковским, Левитаном, понимаешь, что природа вечна, а человек смертен! Лишь его душа незримыми, неосязаемыми нитями связана с вечностью, с прошлым и будущим.

Мотив вечности и величия природы обнаруживается в живописных образах картины Левитана “Над вечным покоем” (иллюстрация № 9). И, словно подтверждая этот вывод, Бунин пишет:

* * *

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Все то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно

и море ровной синевой

манить в простор пустынный свой.

10 августа 1916

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа - это одно из естественных проявлений нерукотворного прекрасного, поэтому ее эстетизм всегда привлекал художников, за многими из которых в течение творческой жизни так и закрепилось звание «пейзажиста», ибо как можно прекратить восхищаться или черпать вдохновение в том, что устроено как живой организм и функционирует настолько совершенно!

В русской природе нет вечных, неменяющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Разнообразнейший по оттенкам и степени насыщенности цветом осенний лес. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, меняющихся под действием сильного или слабого ветра ("Сиверко" Остроухова), дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег -- сухой и мокрый. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение -- в пределах года или суток.

В России континентальный климат, и он создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Буниным, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин. Русская поэзия, как и живопись, тоже откликается на все это многообразие.

Следует отметить, что соединение трёх великих имён не случайно. Пётр Ильич Чайковский, Исаак Ильич Левитан, Иван Алексеевич Бунин - художники разных поколений. Но их объединяет характерное для второй половины XIX века обращение художественного сознания к идеальным началам бытия, которое критики назвали “великим походом” “в поисках истинной красоты переживаний и состояний, единящих человека с природой”. Именно “созерцание природы в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла... в дереве, цветке” помогают увидеть в жизни “светлую поэзию”. Такой взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, всё богатство переживаний в сочетании с правдивостью изображения, простотой и доступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина.

К тому же известно, что Левитан очень любил музыку и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность, тяготение к “лирическому раскрытию длящегося как песня состояния природы в русских вёснах и осенях”. В свою очередь, М.Волошин писал, что стихотворения И.А. Бунина очень близки “тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму”.

Познакомившись с прекрасными стихами Бунина, послушав чарующую музыку Чайковского, задумавшись над пейзажами Левитана осознаёшь, как необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное, как в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы.

Но не каждый умеет воспринимать красоту мира. Вслед за Буниным надо услышать напряжённый зов земли, наполнить свою жизнь счастьем и радостью бытия. Поспешим “любить, творить, пьянить себя мечтой”!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 10 месяцев спустя...

Андрей Любимов (Мичиган)

Библиография

Опубликовано в «Новом журнале» №246, март 2007 г.

«На вероятный вопрос читателя, почему в данной книге соединены имена Бунина и Рахманинова, можно ответить так: потому что оба они — русские», — так начинается первая глава этой книги. Так авторы определяют саму идею подобного труда о творческом пути и взаимоотношениях двух великих русских гениев. В кратком предисловии Гавриил Николаевич Симонов и Людмила Леонидовна Ковалева-Огороднова с огромной благодарностью обратились ко всем, кто оказал им помощь в работе над книгой. Остается только вообразить, с каким вдохновением шел процесс ее написания. Г.И.Симонов, живущий во Франции, является основателем международной Ассоциации друзей Бунина. Семья Симоновых владеет виллой «Бельведер», в которой Бунин жил четырнадцать лет и написал многие свои произведения. Л.Л. Ковалева-Огороднова — музыкант, живет в Санкт-Петербурге, более 30 лет она занимается изучением жизни и творчества С.В.Рахманинова, это не первая ее книга о великом композиторе.

Книга мозаична. Начинается она с рассказа о происхождении рода Буниных и Рахманиновых, о жизни этих семейств, о детских годах Ивана и Сергея. Особенно интересны страницы, повествующие о том, что привело будущих писателя и композитора к их первым творческим шагам. «Музыкальный вкус Сергея Рахманинова формировался в раннем возрасте, и влияло на это многое: церковные колокола, народные песни, домашнее музицирование родителей…» В семье Буниных первые публикации Ивана воспринимали с большой радостью, осознавая, что он «…настоящий поэт и его детские стихи, рассказы и сказки — не что иное, как судьба, талант, верный путь его жизни».

Рахманинов и Бунин пользовались поддержкой не только родных и знакомых. Огромную роль в судьбе Рахманинова сыграл П.И. Чайковский, который «первым обратил внимание на его композиторский талант и внушил молодому музыканту веру в себя». Бунин же обратился к творчеству Л.Толстого и «стал буквально боготворить его». Страницы книги наполнены описанием композиторской деятельности Рахманинова, дается перечень созданных им произведений. Так же подробно сообщается о литературных успехах Бунина, о его встречах, в частности, рассказывается о знакомстве с А.Чеховым.

Каждая прочитанная страница приближает читателя ко дню знакомства Бунина с Рахманиновым. Познакомились они в Ялте в 1900 году. «Их встречи впредь будут немногочисленны и нечасты, но то общее, что открыли они друг другу в памятную для обоих предпасхальную ялтинскую ночь, всегда притягивало их». В следующей главе — «Противостояние» — наряду с описанием творческой деятельности Бунина и Рахманинова, авторы пытаются проанализировать те эстетические платформы, на которых стояли оба художника. Многое в тогдашней русской культуре вызывало у них негативное отношение. В частности, по словам И.Бунина: «…в литературу пришел новый “разночинец”, духовный разночинец, уже почти традиций лишенный».

События 1917 года И.Бунин и С.Рахманинов восприняли с глубоким отчуждением: «Рахманинов встретил в Ивановке непостижимую озлобленность людей, наглость пьяных мужиков, брань…» Бунин с возмущением пишет в дневнике: «Волю “свободной” России почему-то выражают только солдаты, мужики, рабочие». После прихода к власти большевиков И.Бунин прекращает свои отношения с М.Горьким.

В конце декабря 1917 г. семья Рахманиновых покидает Россию и направляется в Швецию. Рахманинов получает «гастрольный ангажемент». С описания этого события начинается следующая глава книги — «Эмиграция». Авторы книги приводят трогательные строки, написанные двоюродной племянницей С.Рахманинова Зоей Прибытковой в «Воспоминаниях о Рахманинове»: «Последнее прощанье — неизбыточная тоска и слезы. Я была единственная, кто провожал его из России».

Для Буниных же началось время неопределенности: «Много натерпелись они унижений, обысков, оскорбительных замечаний от “представителей новой власти” — грязных, полупьяных солдат и матросов». Последние месяцы перед эмиграцией во Францию семья Буниных провела в Одессе.

Авторы книги подробно описывают жизнь и творческую деятельность И.Бунина и С.Рахманинова в эмиграции. В 1921 г. И.Бунин узнает о смерти брата Юлия: «Кончина брата добавила столько горя к событиям последних лет, что Бунин искренне сомневался в возможности продолжения своей работы».

С.Рахманинов, переехав из Швеции в США, стал много выступать с концертами, занимался благотворительной деятельностью. Об этом много говорится на страницах книги. Сергей Васильевич отправлял в Россию посылки, деньги в учебные заведения и попечительные организации. В ответ на высказывания Рахманинова по поводу репрессий в СССР в 1931 г. советское правительство вынесло «официальный запрет на музыку Рахманинова». «Он никому не жаловался на это, но продолжал оказывать помощь России. Продолжать играть для родины во имя ее».

В 1924 г. Бунин и Рахманинов возобновляют отношения. Поводом к началу переписки послужило крайне бедственное материальное положение Бунина, о чем он уведомил Сергея Васильевича в письме. Рахманинов быстро откликнулся, отправил деньги и письмо, в котором выражал надежду на скорую встречу. В 1926 г. Рахманинов, отдыхая на вилле под Дрезденом, получил возможность встретиться с Буниным. Он приехал в Канны, где в то время жил Бунин: «Общение с Буниным принесло Рахманинову светлые воспоминания о России. Он почувствовал возрождающуюся тягу к творчеству…»

Тяжелым испытанием для Бунина и Рахманинова стало нападение гитлеровской Германии на Россию: «Бунин тяжело переносил страдания родины, особенно от того, что был не в состоянии ничем помочь». Рахманинов со своей стороны помогал посылкой денег через советское консульство в Нью-Йорке.

С началом войны страницы книги наполняются грустными известиями: последние месяцы и дни жизни С.В.Рахманинова, скончавшегося в 1943 г.; смерть Бальмонта, П.И.Нилуса, внучки А.С.Пушкина Е.Н.Розен-Мейер… Уходят из жизни близкие друзья Бунина — З.Гиппиус, М.Цетлин. В 1953 г. не стало Бунина.

Последняя глава — «После смерти — жизнь» — повествует о взаимоотношениях семе Бунина и Рахманинова. Уделяется много внимания общению Буниных с внучкой С.Рахманинова — Софьей Волконской; публикуются впервые фрагменты переписки Веры Николаевны Буниной с дочерью С.Рахманинова Татьяной Конюс.

В этой же главе рассказывается о мемориальном наследии композитора С.Рахманинова и писателя И.Бунина. В частности, сообщается о восстановлении рахманиновской усадьбы «Ивановка» в Тамбовской области: «Красота ивановской природы вдохновляла Рахманинова, а теперь и посетители усадьбы могут увидеть все то, что помогало композитору творить его прекрасную музыку». Рассказывается о создании Обществ, посвятивших свою деятельность изучению и сохранению наследия великого композитора. Авторы с сожалением пишут об отсутствии каких-либо памятных знаков в США и во Франции, посвященных Рахманинову, о продаже его имения «Сенар».

Авторы пишут о переиздании в России произведений И.Бунина, о создании в 1992 г. ассоциации «Бунинское наследие». В г. Ельце открыт Бунинский музей, установлены памятники писателю. Рассказывается и о сегодняшнем состоянии виллы «Бельведер» во Франции: «…Вот он, скромный провансальский дом, фасад которого пересекают морщины-трещины, царапины времен, следы холодных мистралей и палящего солнца». Книга заканчивается словами надежды на то, что имя Рахманинова: «тоже будет вскоре увековечено мемориальной доской на одном из домов Парижа».

По определению авторов, их книга — «скромный результат биографических изысканий, почтительный экскурс в историю, деликатные наблюдения за жизнью и встречами Бунина и Рахманинова, их родных и близких». Читатель не найдет каких-либо критических замечаний со стороны авторов по отношению к творчеству двух великих русских гениев, их мировоззрению, политическим взглядам. Авторы повествования излагают только факты, подтвержденные ранее изданными источниками, вновь найденными документами.

Особое внимание авторы уделили справочному материалу. После каждой главы есть подробные ссылки на источники. Составлен аннотированный именной указатель, помещены алфавитные указатели произведений Бунина и Рахманинова, список литературы, посвященный исследованиям их жизни и творчества. Все это определяет научную ценность книги и вызывает огромную благодарность, авторам за их труд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Прости же, лес! Прости, прощай... Иван Бунин

0_5373b_eda26802_L.jpg

Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.

Как будут странны в этот белый

Пустынный и холодный день

И бор, и терем опустелый,

И крыши тихих деревень,

И небеса, и без границы

В них уходящие поля!

Как будут рады соболя,

И горностаи, и куницы,

Резвясь и греясь на бегу

В сугробах мягких на лугу!

А там, как буйный пляс шамана,

Ворвутся в голую тайгу

Ветры из тундры, с океана,

Гудя в крутящемся снегу

И завывая в поле зверем.

Они разрушат старый терем,

Оставят колья и потом

На этом остове пустом

Повесят инеи сквозные,

И будут в небе голубом

Сиять чертоги ледяные

И хрусталем и серебром.

А в ночь, меж белых их разводов,

Взойдут огни небесных сводов,

Заблещет звездный щит Стожар —

В тот час, когда среди молчанья

Морозный светится пожар,

Расцвет полярного сиянья.

http://www.liveinternet.ru/tags/%E8.%E1%F3%ED%E8%ED/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...