44d4c81cf750dacd139048e6b7dad3b3 Перейти к контенту

Грибоедов


Рекомендуемые сообщения

ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1795-1829)

Хотя литературное наследие А.С. Грибоедова составляет три увесистых тома, в нашем культурном сознании он предстает автором одного произведения - комедии «Горе от ума». И в этом нет ничего обидного для памяти писателя. В своей комедии Грибоедов выразил себя сполна. Она вобрала в себя не только взгляды писателя на современное ему общество, но и глубокие психологические размышления о природе человека.

ВУНДЕРКИНД И ЛИТЕРАТОР

griboedov.jpg

Грибоедов родился в Москве. Опытные домашние учителя и гувернеры дали ему разностороннее и глубокое образование. Еще в самом детстве, Грибоедов в совершенстве знал несколько европейских языков, также он мог в подлиннике читать античных поэтов.

Грибоедов, будучи немного старше десяти лет, в 1806 году поступил в Московский университет, там он закончил юридический, естественно-математический факультеты и словесное отделение философского факультета. В 1812 году, с началом Отечественной войны, он поступает на военную службу, дальше поступает в Государственную коллегию иностранных дел и в 1818 году его причисляют к персидской миссии. Грибоедов живет в Тифлисе с октября 1818 до конца января 1819.

Одни из первых произведений Грибоедова: 1814 – «Молодые супруги»; 1817 – «Студент», написанное совместно с Катениным П.А.; 1817-1818 – «Своя семья или замужняя невеста», совместно с Шаховским А.А. и Хмельницким Н.И.; 1818 – Притворная неверность», совместно с Жандром А.А.; 1819 – «Проба интермедии».

tiflis.jpg

«Горе от ума» Грибоедов задумал в 1820 году в Персии. Он жил в Тифлисе с конца 1821 и до начала 1823, именно тогда он и работал над этой знаменитой комедией. Он переехал в Петербург летом, в 1824 году, для того чтобы получить разрешение, позволяющее опубликовать и поставить комедию «Горе от ума». В 1825 году опубликованные отрывки из «Горе от ума», вызвали рукописные и журнальные отклики. В 1826 году, в январе Грибоедова арестовали, подозревая его участие, в организации декабристов и его доставили с Кавказа в Петербург. В феврале 25 числа, комиссия следователей приняла решение, что Грибоедов непричастен к этому восстанию и его выпустили на свободу 4 июня.

ПОСОЛ В ПЕРСИИ

Грибоедов был поистине разносторонне одаренным человеком. Среди его увлечений, кроме занятий литературой, была и музыка. Он сочинил цикл фортепьянных пьес и несколько вальсов, один из которых особенно нравился Л.Н. Толстому.

Писатель прибыл в 1826 году в Тифлис. В 1827 году с апреля месяца, он начал заведование за отношениями России с Турцией и Персией. Грибоедов видел свою миссию в Персии в том, чтобы местное население приобрело доброе отношение к России, он писал: «Никакое войско, временно укрощающее неприятеля или готовое только истребить его, не может так прочно обуздать... вражду как народонаселение образованное и богатое...». В период русско-персидской войны, Грибоедов проявил свои дипломатические таланты. В феврале 1828 года при его активном участии, был подписан Туркманчайский мирный договор. Грибоедов сам лично возил этот договор для ратификации Николаем I, за что, император щедро наградил его. В 1828 году в марте, Грибоедова назначили полномочным послом в Персии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

griboedova.jpg

5 июля Грибоедов возвратился в Тифлис, а 22 августа он венчался с княжной Чавчавадзе Н.А., которая была дочкой поэта и известного общественного деятеля. 9 сентября русскую миссию направили в Персию. Грибоедов перед отъездом туда, вместе с Завелейским П.Д. составил торгово-промышленный план Российской Закавказской компании, чьей целью являлось использование Закавказских природных ресурсов и развитие там шелководства, табаководства, виноделия и хлопчатобумажного производства.

nadgrob.jpg

Надгробие Грибоедову. Тифлис (ныне Тбилиси), церковь Св. Давида

В Тифлисе Грибоедова встречали настороженно, но торжественно, так как в этих местах еще помнили о его участии в заключении мирного договора. Писатель делал самоотверженные усилия для высвобождения перемещенных лиц и русских пленников, которые находились в Персии. Грибоедов писал в своем личном дневнике: «Голову мою положу за несчастных соотечественников». Осложнение дел наступило, когда к Грибоедову обратились две армянки, которые были в гареме крупного чиновника, хотевшие возвращения на родину. Нахождение этих женщин в русской мисси, для мусульман было скандалом. В 1829 году 30 января, тегеранские жители ворвались на территорию посольства, убив всех членов миссии.

Вдова Грибоедова не знала о судьбе своего погибшего мужа, ей не сообщали об этом, но ей была передана воля Грибоедова, вернуться в Тифлис. Именно там она узнала о его смерти, после чего пережила нервный срыв и преждевременные роды ребенка, который жил всего несколько часов.

В 1829 году 18 июля, тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и похоронено в монастыре Святого Давида. «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя» - эти слова вдова написала на надгробие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ГЛАВНАЯ КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА»

Сцена из комедии «Горе от ума». Иллюстрация Д. Кардовского

А.С. Пушкин уже после первого чтения «Горя от ума» заметил, что половина стихов комедии «войдет в пословицу». Суждение это оказалось справедливо. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Злые языки страшнее пистолета», «Блажен кто верует, тепло ему на свете» - все эти строки знаменитой комедии стали крылатыми.

«Горе от ума» была первый раз поставлена на профессиональной сцене в 1831 году, а в 1833 году вышло первое издание с большими купюрами. До сих пор это произведение остается живым для русского театра и критики, также, вызывая огромное количество разнообразных интерпретаций. В содержании этой комедии объединены три задачи и три художественных начала. В произведении воссоздана реальная картина общества России накануне восстания декабристов и после войны, которая была в 1812 году, это с одной стороны. Правда, изображая такую конкретную историческую картину, сам автор оперирует категориями XVIII в., которые являются философскими. Он сталкивает в комедии категории «глупости» (фамусовское общество) и «ума» (Чацкий), все это похоже на то, что происходило в комедии Фонвизина Д.И. «Недоросль». При этом категории «глупости» и «ума» соединены в романтическом конфликте, а не в просветительском («в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»). В середине 1820-х годов усиление политической реакции показало, что опора на разум никогда не гарантирует человеческое и общественное совершенствование. Конечно «ум» не бессилен, но его носитель, перед ложью и клеветой в лице «глупости», слаб и практически обречен. Таких как Чацкий, герой комедии, постоянно преследуют клеветой, для изгнания их из жизни общества. Поэтому, нанеся фамусовскому обществу «смертельный удар качеством силы свежей», Чацкий оказывается «сломлен количеством старой силы» (И.А. Гончаров). После такого осмысления всей политической ситуации, Грибоедов создал в «Горе от ума», помимо конкретной исторической картины нравов того времени, модель политической борьбы, которая была общей для всех времен и народов и являлась универсальной.

Книги Грибоедова в библиотеке:

•Горе от ума (краткое содержание)

•Горе от ума

http://tululu.ru/pervaja_polovina_xix_veka...sergeevich.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Грибоедовский вальс

Другое название: из цикла “Первая любовь”

Год выпуска: 1995

Производство: Останкино, ТО "Экран", Класс!

Жанр: Драма

Продолжительность: 00:56:04

Режиссер: Тамара Павлюченко

В ролях: Александр Феклистов, Эка Пипия, Отар Мегвинетухуцеси, Борис Плотников, Юрий Беркун, Андрей Семенов, Рамис Ибрагимов, Гурам Пирцхалава, Л. Бараташвили, С. Дроздов, Людмила Крылова, Виктор Савкин, Тамара Гвердцители

Описание: Последние дни жизни русского писателя А.С.Грибоедова. Роман и женитьба на Нине Чавчавадзе. Назначение в Кабул. Гибель. Фильм снят к 200-летию со дня рождения поэта.

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2423740

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ind1.jpg

Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита» находится в Вяземском районе Смоленской области. Он образован Постановлением Совета Министров РСФСР №356 от 10.09.1990 г. «в целях сохранения памятников истории и культуры, уникального природного ландшафта и памятных мест, связанных с именем великого русского писателя А.С. Грибоедова».

Площадь музея-заповедника 24633 га. На его территории находятся уникальные мемориальные, архитектурные, исторические и природные памятники федерального значения, связанные с именем А.с. Грибоедова, А.С. Хомякова, П.С. Нахимова, С.С. Уварова, М.а. Булгакова, который начинал здесь свою врачебную и писательскую деятельность.

Центром заповедника является усадьба Хмелита, родовое имение Грибоедовых с 1680 года. С Хмелитой связаны детские и юношеские годы Александра Грибоедова, которые он каждое лето проводил в доме своего дяди А.Ф. Грибоедова. Хмелита – не случайное место в его судьбе. Это родовое гнездо, устроенное его дедом, освещенное памятью и могилами предков, семейными традициями и преданиями, сохранившее грибоедовский ландшафт и архитектуру.

«Красивейшая» Хмелита с ее высоким уровнем культуры оказала огромное влияние на формирование и становление личности А.С. Грибоедова. Детские и юношеские впечатления, обладающие особой силой и остротой, жизнь и быт смоленского дворянства, где вместе обитали и Чацкие и Фамусовы, и Репетиловы всех мастей, отразились в его творчестве, более всего в комедии «Горе от ума».

В своем первоначальном виде дворцово-парковый ансамбль сер. 18 века, построенный неизвестным архитектором в стиле елизаветинского барокко, до наших дней не дошел. Время, стихийные бедствия, исторические катаклизмы не пощадили его. По инициативе выдающегося архитектора П.Д. Барановского по проекту его ученика В.Е. Кулакова уникальный памятник возрождается для новой жизни.

Хмелита — самая древнейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб смоленской земли. В конце ХVIII — начале ХIХ века владельцем этого богатого смоленского имения был Алексей Грибоедов, московский барин, родной дядя великого драматурга. В то время в усадьбе кроме каменного господского дома с четырьмя флигелями были и огромный парк с многочисленными аллеями, цветниками, и конный завод, манеж. В доме были богатая библиотека, картины, домашний театр, прекрасные учителя и гувернеры. На балы в хлебосольный дом собиралось избранное аристократическое общество.

Проводивший летние месяцы в усадьбе своего дяди юный Саша Грибоедов мог наблюдать здесь, среди самых знатных фамилий России, будущих героев своей великой комедии — в Хмелиту с началом «летних сезонов» съезжались семьи Якушкиных, Шереметевых, Нахимовых, Лыкошиных, Озеровых, Уваровых, Радищевых, Станкевичей, Разумовских, Хомяковых, Татищевых — какие имена! Многие из них «вошли в комедию», обессмертившую весь род Грибоедовых. Так, одним из прототипов Фамусова литературоведы считают дядю поэта, прототипом Софьи — его сестру, в образе Скалозуба видны черты генерала Паскевича, а Чацкий, по мнению многих, это Иван Якушкин, будущий декабрист... Хмелиту каким-то чудом обошли и гражданская, и Отечественная. Самый сильный удар был нанесен по усадьбе в 1954 году. Здесь размещались школа, колхозная контора и склад. На полу дворца сушилось липовое лыко.

Однажды изрядно «принявшие на грудь» селяне на одном из праздников просто решили погреться и развели в усадьбе костер. Лыко вспыхнуло как порох. Дворец горел целую неделю. Над Хмелитой еще долго висел черный удушливый дым. Ну а потом колхозники стали разбирать стены на кирпич для домашних нужд...В 1960-е на пепелище Хмелиты попадает Петр Дмитриевич Барановский — подвижник, архитектор и реставратор. Хмелита стала для него на склоне лет какой-то «лебединой песней». Тем более что и ученик у него достойный в Хмелите нашелся. Автомеханик одной из московских автобаз Виктор Кулаков познакомился с Барановским случайно. Ну а познакомившись, на всю жизнь заболел русской стариной.

С этих пор и начинается вторая жизнь Хмелиты — древняя усадьба становится для Кулакова его призванием, делом всей жизни, первой и единственной любовью. Конечно, очень непросто дался первый реальный шаг — правительственное решение о создании в Хмелите историко-культурного и природного заповедника было принято только в сентябре 1990 года. Все началось с возведения крыши над развалинами — для того чтобы здесь хоть что-то сохранилось. Потом был период борьбы с нашей бессмертной, всемогущей и всесильной бюрократией. Кулаков метался между Вязьма, Смоленском и Москвой, что-то выбивая, подписывая, доказывая, убеждая, упрашивая.Шли годы, и Хмелита потихоньку оживала.

В середине 90-х здесь открывается музей. Первый и пока единственный в России музей Грибоедова. Сначала в отреставрированном доме хотели разместить дирекцию совхоза, деревенский клуб. Но подобный печальный опыт в истории Хмелиты уже был... Кулаков сжал волю в кулак и музей отстоял. Теперь здесь и Грибоедовские чтения проводятся, которые собирают литературоведов со всего мира, и грибоедовские праздники в июле, которые собирают не только население окрестных деревень, но и множество гостей из Москвы. Да и на отсутствие как организованных, так и неорганизованных туристов здесь пожаловаться не могут, хотя добираться в Хмелиту достаточно сложно

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ГРИБОЕДОВСКАЯ МОСКВА

Н. Анциферов

1

Грибоедов называл свою комедию «Горе от ума» «сценической поэмой». В известном смысле она может быть названа поэмой о Москве.

Употребляя термин «Москва», автор комедии, за редкими исключениями, имел в виду ограниченный смысл этого слова, т. е., барское общество Москвы. Ему-то и посвятил свой известный труд М. О. Гершензон под названием: «Грибоедовская Москва». В данном очерке термин «Москва» будет использован в его двойном значении: Москва, как город 10 — 20-х годов прошлого века, и Москва, как собирательное понятие, в смысле «барское общество» Москвы, как оно отразилось в комедии Грибоедова. Тема Москвы в этом последнем, ограниченном смысле — ведущий мотив комедии.

Лишь два-три раза термин «Москва» может быть отнесен к городу в целом: «Пожар способствовал ей много к украшенью», Москва — «дистанция огромного размера». В некоторых случаях Москва названа как место действия: «В Москве! у вас!» или «В Москву переведен через мое содейство». Иногда термин может быть понят в обоих смыслах: «Что нового покажет мне Москва?» (Чацкий), «Где сыщется столица как Москва?» (Фамусов). В этих случаях и Чацкий и Фамусов могли иметь в виду и московское общество и самый город. Но чаще всего под «Москвой» нужно понимать москвичей: «В Москве прибавят вечно втрое», т. е. москвичи прибавят «вечно втрое», или: «заставил всю Москву дивиться их красе», т. е. заставил всех москвичей. Заключительный возглас Чацкого: «Вон из Москвы!» следует понимать, прежде всего, в ограниченном смысле, как разрыв с барским обществом старой столицы, хотя этот разрыв и связан с бегством из самого города, — чтобы найти уголок, где можно жить, не думая о том, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

ГРИБОЕДОВСКАЯ МОСКВА

Н. Анциферов

1

Грибоедов называл свою комедию «Горе от ума» «сценической поэмой». В известном смысле она может быть названа поэмой о Москве.

Употребляя термин «Москва», автор комедии, за редкими исключениями, имел в виду ограниченный смысл этого слова, т. е., барское общество Москвы. Ему-то и посвятил свой известный труд М. О. Гершензон под названием: «Грибоедовская Москва». В данном очерке термин «Москва» будет использован в его двойном значении: Москва, как город 10 — 20-х годов прошлого века, и Москва, как собирательное понятие, в смысле «барское общество» Москвы, как оно отразилось в комедии Грибоедова. Тема Москвы в этом последнем, ограниченном смысле — ведущий мотив комедии.

Лишь два-три раза термин «Москва» может быть отнесен к городу в целом: «Пожар способствовал ей много к украшенью», Москва — «дистанция огромного размера». В некоторых случаях Москва названа как место действия: «В Москве! у вас!» или «В Москву переведен через мое содейство». Иногда термин может быть понят в обоих смыслах: «Что нового покажет мне Москва?» (Чацкий), «Где сыщется столица как Москва?» (Фамусов). В этих случаях и Чацкий и Фамусов могли иметь в виду и московское общество и самый город. Но чаще всего под «Москвой» нужно понимать москвичей: «В Москве прибавят вечно втрое», т. е. москвичи прибавят «вечно втрое», или: «заставил всю Москву дивиться их красе», т. е. заставил всех москвичей. Заключительный возглас Чацкого: «Вон из Москвы!» следует понимать, прежде всего, в ограниченном смысле, как разрыв с барским обществом старой столицы, хотя этот разрыв и связан с бегством из самого города, — чтобы найти уголок, где можно жить, не думая о том, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Определим хронологические рамки «Грибоедовской Москвы». Их установить легко. Это — послепожарная Москва и Москва до восстания декабристов, т. е. Москва между 1813 и 1825 гг. Однако для полноты картины нужно помнить, что в Москве тех лет доживала Москва XVIII века. Вместе с тем, в старой столице нарождалась Москва декабристов и, далее, Москва наших революционных демократов первой фазы их развития — Москва Белинского, Герцена и Огарева. Фамусов говорит с гордостью: «Что за тузы в Москве живут и умирают!..». Эти тузы — люди «века минувшего», «времен очаковских и покоренья Крыма», люди XVIII века. Чацкий же говорит о новом веке, который так быстро перерождает Москву, что, думая о прошлом, уж верится с трудом в реальность этого «свежего предания». Чувствуя дыхание этого нового времени, Чацкий восклицает: «Нет, нынче свет уж не таков... Вольнее всякий дышит».

Итак, говоря о грибоедовской Москве, мы должны видеть в ней и реликты XVIII века, эти опавшие листья когда-то пышно цветшего дерева, и новые весенние побеги, которые так поднимут в грядущих десятилетиях значение Москвы на историческом пути России.

Какими «тузами» гордился Фамусов? Кого имел в виду Грибоедов в этих словах своего персонажа?

П. А. Вяземский остался недоволен ироническим отношением автора комедии к этим «тузам». Он пишет: «Тузы», которые в Москве «живали и умирали», право, были не лишние: каждый город мог бы пожелать иметь их в своей игре...»1. И Вяземский с увлечением описывает Апраксина и его дом на Знаменке у Арбатских ворот: «Чтобы дать понятие о широком размере хлебосольства его, скажем, что вскоре после возрождения Москвы он, не помню по какому случаю, дал в один и тот же день обед в зале Благородного собрания на 150 человек, а вечером в доме своем бал и ужин на 500. Это что-то гомерическое или белокаменное». Вяземский понимает, что такая характеристика не является еще защитой этих «тузов» от иронии Грибоедова, и добавляет: «Но не одними плотоядными пиршествами отличался этот московский барски-увеселительный дом. Более возвышенные и утонченные развлечения и празднества также не были забыты. Бывали в нем литературные вечера, чтения, концерты, так называемые благородные или любительские спектакли. В городском доме была обширная театральная зала». В числе «памятных спектаклей»

http://feb-web.ru/feb/griboed/critics/slon/slklan.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вяземский называет постановку «Севильского цирюльника».

Таков один из «тузов» Фамусова. Но он не единственный. На Б. Калужской находились Нескучный сад и Нескучный дворец самого прославленного из всех московских тузов— героя Чесменской победы, блистательного графа Алексея Орлова. Это был едва ли не самый популярный человек в Москве. Москвичи всех сословий при встрече с ним почтительно снимали шляпы. Его популярность объяснялась не только сказочным богатством (Мисс Вильмот уверяла, что он был богаче «всех владык образованного мира»). Москвичи любили его за широту натуры, за то, что он разделял все их страсти: и русскую удалую пляску, и кулачные бои на льду Москвы-реки или под стенами Кремля, и петушиные бои, и голубиную охоту, и хоровое пенье. Особая страсть графа Орлова была к конским бегам. «Орловские» рысаки славились на всю Россию. На склоне Теплого стана, где находилась над Москвой-рекой усадьба этого прославленного московского туза, Орлов устраивал театральные спектакли, а у Калужской заставы скачки, куда имели доступ все слои московского населения.

В Москве, как и в Петербурге, «тузы» строили свои особняки вдоль берегов реки: в северной столице — у Невы, Фонтанки и Мойки, в древней столице — вдоль Москвы-реки и Яузы, где образовалось целое урочище из таких вельможных дворцов, построенных лучшими зодчими своего времени: Казаковым, Кваренги и Джилярди. Здесь жили: Бестужевы-Рюмины, Безбородко, Головины. Облик их великолепных особняков сохранял все черты загородных усадеб, в особенности «подмосковных» — с их колоннадами, циркумференциями, cour d'honneur'ами, с прилегающими к ним службами и садами.

Москва наших дней хранит еще немало таких палаццо, в которых «жили и умирали» московские «тузы». Среди них первое место занимает выходящий своим фасадом на Моховую улицу дом-дворец Пашкова (ныне — библиотека им. Ленина), величественное и изящное здание. Этот дом — одно из свидетельств о масштабах жизни тех «тузов»-москвичей, которыми так гордился Фамусов.

Дослужившиеся до высоких чинов вельможи, гнувшие свои спины в антикамерах Екатерининского дворца в ожидании приема в Тронном зале, готовые, как Максим Петрович, «жертвовать своим затылком» в надежде быть пожалованными высочайшею улыбкой, — здесь эти вельможи в Москве доживали свой век гордыми и независимыми барами, окруженными 153 оравой родственников, приживальщиков, клиентов. Среди этих бар были люди и независимые, которые в Северной Пальмире умели сохранять свое достоинство. Владелец Нескучного — Алексей Орлов никогда не был повинен в раболепстве. К тому же Москва еще со «времен очаковских и покоренья Крыма» находилась в оппозиции петербургскому правительству, в особенности же гатчинскому духу обезличивающей муштры. «Москва в отставке, Москва в опале. Естественно ей стать центром отставных чиновников из дворянства и военных в отставке» — писал Герцен в своей блестящей статье «Москва и Петербург». «Удаленная от политического движения, питаясь старыми новостями, не имея ключа к действиям правительства, ни инстинкта отгадывать их, Москва резонерствует, многим недовольна, обо многом отзывается вольно». Здесь Герцен говорит о тех самых «старичках», которые так восхищали своим фрондированием Фамусова:

А наши старички? — Как их возьмет задор,

Засудят об делах, что слово: — приговор. —

Ведь столбовые все, в ус никого не дуют

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их... беда.

Не то, чтоб новизны вводили, — никогда,

Спаси нас боже! Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят, и... разойдутся.

Прямые канцлеры в отставке... по уму!

Но эти «задорные старички» стояли уже вне жизни. «Москва служила станцией между Петербургом и тем светом для отслужившего барства, как предвкушение могильной тишины» (Герцен). С постоянной оглядкой на прошлое, на «век Екатерины», недовольные современностью и не понимавшие ее, эти «канцлеры в отставке», угасая в тишине своих особняков, бросали вечерний отблеск заката XVIII века на молодую жизнь, возникавшую в недрах старой столицы.

Поколение Фамусова — соединительное звено между поколением Максима Петровича и поколением Чацкого. Это поколение, сформировавшееся еще в допожарной Москве, продолжало процветать и в последующее время. Здесь еще нет отрыва от прошлого: Фамусовы — верные сыны Максим Петровичей; завет Фамусова — учиться, «на старших глядя». Москва Фамусова — это и есть «грибоедовская Москва», т. е. Москва, изобличенная автором в «Горе от ума».

Старую Москву называли большой деревней. Это определение было отчасти подсказано «большими дистанциями» города, в котором было много пустырей, много садов и особенно много огородов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 10 месяцев спустя...

Сны о Грузии- "О, для чего пережила тебя любовь моя!"

Грибоедов о женщинах до женидьбы :"Чему от них можно научиться? – говаривал он. – Они не могут быть ни просвещенны без педантизма, ни чувствительны без жеманства. Рассудительность их сходит в недостойную расчетливость и самая чистота нравов в нетерпимость и ханжество. Они чувствуют живо, но не глубоко. Судят остроумно, только без основания, и, быстро схватывая подробности, едва ли могут постичь, обнять целое. Есть исключения, зато они редки; и какой дорогою ценой, какой потерею времени должно покупать приближение к этим феноменам". Слова Байрона “дайте им пряник да зеркало, и они будут совершенно довольны” ему казались весьма справедливыми.

И после женидьбы :“Кто никогда не любил и не подчинялся влиянию женщин, тот никогда не производил и не произведет ничего великого, потому что сам мал душою… У женщин есть особое чувство, которое французы называют tact, этого слова нельзя перевести даже перифразой ни на один язык. Немцы перевели его как “разум чувствований”, это мне, кажется, довольно близко к подлиннику. Такт есть то же, что гений или дух Сократа: внутренний оракул. Следуя внушению этого оракула, женщина редко ошибается. Но оракул этот действует только в сердце, которое любит “. А что было между «до» и «после»? Очень просто. ЧЕЛОВЕК ВЛЮБИЛСЯ.

Эти слова принадлежат выдающемуся человеку, писателю, поэту, драматургу, ученому, пианисту, композитору, дипломату, юристу, послу (список можно было бы еще продолжать) Александру Сергеевичу Грибоедову. Говорят, что человек жил тога, когда знал, что такое любовь. Грибоедов ЖИЛ.. Трогательна история его любви.

66047761_j.jpg

Именно это чувство стало самым ярким в жизни Грибоедова.

Наверное, сам Амур прострелил сердце уже немолодого,

но успешного дипломата и известного писателя.

472cd8d6e665.png

16 июля 1828 года. Тифлис. Дом Прасковьи Николаевны Ахвердовой. Обед. Много гостей. За столом – крестная Прасковьи Николаевны, дочь генерал – майора русской армии, крупнейшего грузинскго поэта и литератора, губернатора – наместника Нахичеванской и Эриванской областей Александра Герсевановича Чавчавадзе – Нино. Ей – неполных 16. лет. Напротив – ее учитель музыки, давний друг ее отца, очень умный и образованный человек, знающий более 5 языков, недавно (15 апреля 1828 года) назначенный министром – резидентом и российским послом в Персию – Сандро, а точнее – Александр Сергеевич Грибоедов. Ему – 35 лет.....

66047972_220pxE.jpg

“В тот день, – писал Грибоедов, – я обедал у старинной моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины Чавчавадзевой… все на нее глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из стола, я взял ее за руку и сказал ей по-французски: “Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать вам”. Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу ее за фортепиано… мы… взошли в комнату, щеки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и все живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом к матушке ее, к бабушке, к ее второй матери Прасковье Николаевне Ахвердовой, нас благословили.

Когда позже, Сонечка Орбелиани, давняя подруга, пыталась выведать у нее подробности того вечера, Нино смущенно опускала ресницы, теребила кончик газового шарфа и говорила тихо: “Не знаю, право же, не знаю! Как во сне!” Потом, спохватившись, найдя слова, добавляла: “Как солнечным лучом обожгло!”

22 августа 1828 года. Тифлис. Запись в метрической книге Сионского кафедрального собора: “Полномочный министр в Персии Его Императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал – майора Александра Герсевановича Чавчавадзе. Накануне у поэта были жестокие приступы малярии. Один из них случился во время самого венчания – выпавшее из дрожавшей руки кольцо всех смутило. Есть легенда, что сразу после свадьбы и нескольких дней торжеств молодые супруги уехали в Цинандали, имение Чавчавадзе в Кахетии.

Конец вместо начала. После венчания молодые отправились в имение князя Чавчавадзе в Цинандали и счастливо прожили очень короткое время. После отправились в Персию, к месту службы. Передвигались с продолжительными остановками в пути, поэтому дорога отняла много времени. На персидской земле, в Тавризе, выяснилось, что Нина беременна. Учитывая тревожную обстановку в чужой стране, Грибоедов принял решение следовать в Тегеран без жены. Супруги расстались, но почти каждый день Александр пишет любимой письма: «Бесценный друг мой! Грустно без тебя, как нельзя больше… Только теперь я истинно чувствую, что значит любить Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя – и тоска исчезала. Теперь – чем дальше, тем хуже. Скоро и искренне мы с тобой сошлись навек. Целую… всю тебя с головы до ног. Грустно». Тревожные предчувствия продолжали терзать сердце Грибоедова. Въезд в столицу пришелся на воскресенье 5-го дня месяца реджеб, когда солнце стоит в созвездии Скорпиона. В глазах персов это было дурным знамением и сразу вызвало неприязнь населения. Обстановка же и без того была угрожающей. Оберегая интересы России, министр-посланник, однако, настаивал, чтобы не давили на Персию так сильно с уплатой контрибуций. Но в Петербурге были другого мнения и требовали, чтобы Грибоедов держался как можно тверже. Он так и делал, не угождал, не льстил и, что для персов было особенно обидно, не давал и не брал взяток. За это его прозвали “сахтир” – “жестокое сердце”. В январе 1829 года в Тегеране вспыхнул бунт, толпа персов захватила дом русской миссии. Горстка русских сражалась отчаянно, возглавлял этот маленький отряд Грибоедов. Его мужество и хладнокровие позволили русским продержаться некоторое время, но наступающих было слишком много. Русский посол и охранявшие его казаки были жестоко убиты. Бесчинствующая толпа таскала его изуродованный труп по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму, где уже лежали тела его товарищей.

66048084_800pxMogila_Griboedova.JPG

Могила А.С. Грибоедова на горе Мтацминда в Пантеоне церкви св. Давида.

…Страшную весть о гибели мужа тщательно скрывали от Нины. Её удалось перевезти с полдороги в Персию в Тифлис, и уже на родине в случайном разговоре беременная женщина узнала об участи, постигшей её любимого мужа. « Свыше моих сил выразить Вам, что я тогда испытала… Переворот, происшедший в моем существе, был причиной преждевременного разрешения от бремени… Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания». Останки Грибоедова перевозили в русские пределы крайне медленно.

Только 2 мая гроб прибыл в Нахичевань. А 11 июня, неподалеку от крепости Гергеры, произошла знаменательная встреча, описанная Пушкиным: «Я переехал через реку. Два вола, впряженные в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» – спросил я. – «Из Тегерана». – «Что вы везете?» – «Грибоеда».

Официальная миссия, возглавляемая внуком персидского шаха Хосров-Мирзой, принесла не только официальные извинения России за смерть ее посланника, но и преподнесла Николаю I один из самых знаменитых драгоценных камней мира – алмаз «Шах». В некотором смысле то была цена крови поэта.

66048231_MamaDaviti_Church_Tbilisi.jpg

Церковь св. Давида на горе Мтацминда. Тбилиси. (фото из интернета)

Нина Грибоедова-Чавчавадзе прожила 49 лет, замуж больше не выходила, хотя многие достойные поклонники добивались её руки. Она знала, что не сможет более испытать ни к одному мужчине чувств, какие испытывала к своему Сандро. Ее сердце откликалось на чужие беды, огромные суммы из личного состояния она тратила на благотворительность. Не чуралась развлечений и балов, с удовольствием посещала музыкальные вечера, сопровождала отца и сестру на приемах, но повсюду появлялась в трауре. Роскошные – выписанные из Парижа – гипюровые, бархатные, шелковые, пахнущие терпкими ароматами – эти вдовьи платья вытеснили из гардероба все светлые. Ее называли “черною розой Тифлиса. На 17-м году жизни надела Нина Грибоедова черное платье и не снимала его 28 лет. В 1857 году в Тифлисе вспыхнула холера. Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своими родственниками, сама заболела и умерла.

66048432_Untitled.jpg

Место, где захоронен А. Грибоедов.

66048472_1251280542_griboedov3_in.jpg

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!”

…Высоко над Тбилиси, в монастыре св. Давида, что на горе Мтацминда, покоится их прах. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами, приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает коленопреклоненная женщина, отлитая из бронзы. Все свое великое и трепетное чувство вложила Нина в слова, горящие на холодном и тяжелом черном камне: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!”

66048553_220pxChavchavadze1857.jpg

В 1879 году поэт Яков Полонский посвятил её памяти стихотворение «Н. А. Грибоедова»:

..Там, в тёмном гроте — мавзолей,

И — скромный дар вдовы —

Лампадка светит в полутьме,

Чтоб прочитали вы

Ту надпись и чтоб вам она

Напомнила сама —

Два горя: горе от любви

И горе от ума.

Серия сообщений "
":

Часть 1 -

Часть 2 -

Часть 3 -

Часть 4 - Сны о Грузии- "О, для чего пережила тебя любовь моя!"

Часть 5 -

Часть 6 -

...

Часть 11 -

Часть 12 -

Часть 13 -

Рубрики: История - дела давно минувших дней....

Интересная жизнь, интересные люди

Теги: история жизнь любовь женщина

Сообщение понравилось:

http://www.liveinter.../post139161211/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

30 января 1829 годв ы Тегеране был убил российский посол А.С. Грибоедов.

http://gilliland.livejournal.com/275439.html#comments

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...