8d69ab050a2e3d5a52e569fef79f90f5 Перейти к контенту

Фридрих Артурович Цандер


Рекомендуемые сообщения

Фридрих Артурович ЦандерРубрика: Астрономы

(1887-1933)

Теоретик космонавтики, математик, инженер

С МЕЧТОЙ О КРАСНОЙ ПЛАНЕТЕ

Есть такое расхожее выражение: «непризнанный гений». Такого человека часто считают чудаком, не от мира сего, странным типом, может быть, даже не в себе. Но бывает и так, что это действительно гений, только непризнанный. А «странное и не в себе» само общество, которое не признало пророка в своем отечестве. Трагическая участь непризнанного гения и выпала на долю замечательного ученого, изобретателя первого ракетного двигателя Фридриха Артуровича Цандера.

Он родился 23 августа 1887 года в Риге. В двухлетнем возрасте мальчик потерял мать. Детей воспитывал отец, по профессии — врач, а по призванию — фантаст. Вместо вечерних сказок о мишках и зайчиках он рассказывал малышам «правдивые» истории об инопланетянах, которые живут совсем не так, как обитатели Земли. Цандер впоследствии вспоминал: «С раннего детства стремление лететь к звездам, рассказы о полетах О. Лилиенталя в Германии и запущенные отцом высоко воздушные змеи возбуждали во мне рано вопрос о том, нельзя ли будет самому добиваться перелета на другие планеты. Эта мысль меня больше не оставляла».

Любимыми книгами Фридриха стали космические романы Жюля Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны». Но мечтой, заветной и неизменной, был Марс — Красная планета, соседка Земли.

Мальчик получил неплохое домашнее начальное образование, потом поступил в реальное училище. В 1905 году окончивший училище первым учеником Цандер был без вступительных экзаменов принят на механическое отделение Рижского политехнического института.

В институте Фридрих выступил одним из инициаторов создания «модного» в начале XX века кружка воздухоплавания. Студенты строили планеры и модели аэропланов, пропагандировали идеи полета на летательных аппаратах тяжелее воздуха и устраивали различные мероприятия.

Сам Цандер к тому времени уже был знаком с работой К. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и всерьез задумывался о межпланетных полетах. В 1909 году он высказал идею о возможности использования отработавших частей ракеты в качестве топлива.

В 1914 году Фридрих Артурович окончил институт и поступил на работу на завод «Проводник». Это предприятие не имело ничего общего с космосом — оно выпускало резиновые изделия. В 1915 году в связи с приближением линии фронта завод эвакуируется в Москву. Цандер получает возможность перейти на авиационный завод «Мотор». Инженерная практика на этом предприятии дает Фридриху Артуровичу необходимый опыт для лучшего понимания сущности двигателя. Но в 1922 году инженер решает уйти с завода, чтобы заняться тем, что его интересует больше всего. В его отпускном свидетельстве написано: «Отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему».

Полтора года ученый нигде не работает, занимаясь расчетами ракетного двигателя. За годы работы скопить ничего не удалось, так что жить не на что. Правда, рабочие завода «Мотор», чтобы как-то поддержать изобретателя, из своей зарплаты отчислили ему сумму, равную его двухмесячному заработку. Но конечно же этого не хватает на полтора года. Постепенно Цандер относит в ломбард все, что было в доме. Заложена даже любимая астрономическая труба, в которую Фридрих Артурович смотрел на далекую Красную планету. В конце концов остается только одежда, которая на нем, бумаги с расчетами и логарифмическая линейка.

Свой аппарат Цандер видел таким: «Двигатель будет приводить в движение винты, и аэроплан взлетит с Земли… На высоте примерно 25 тысяч верст над Землей авиационный двигатель будет выключен и включен ракетный мотор с силой тяги в 1500 кг. Затем специальным механизмом мы втянем части аэроплана в котел, где они будут расплавляться, и получим жидкий алюминий, который вместе с водородом и кислородом послужит нам прекрасным горючим материалом. Скорость полета аппарата будет все более и более нарастать, одновременно будет возрастать и высота полета. На высоте приблизительно 85 верст над Землей от аэроплана уже ничего не останется, так как он весь расплавится в котле, и расплавленный металл будет использован как топливо, а останется только ракета с небольшими крыльями и рулями, а также кабина для людей.

Согласно расчетам, аэроплан будет иметь достаточную скорость для того, чтобы отлететь с Земли и перелететь на другие планеты…

Обратный спуск можно будет осуществить при помощи обратной отдачи ракетного мотора, для того чтобы замедлить полет и вновь очутиться в земной атмосфере. А дальше возможен планирующий спуск или же спуск при помощи лишь маленького двигателя».

В 1921 году вконец обнищавший, но счастливый изобретатель возвращается на «Мотор».

В 1924 году Цандер подает авторскую заявку на самолет-ракету (космический самолет) в Комитет по изобретениям. Чиновники, сочтя проект слишком далеким от реальности, отказывают ему. Лишь в 1937 году, когда Фридриха Артуровича уже не было в живых, его заявка, которая, по сути, являлась научной статьей, была опубликована в одном из сборников «Ракетная техника». При жизни же Цандера были опубликованы всего две его работы: научно-популярная статья «Перелеты на другие планеты» (1924) и книга «Проблемы полета при помощи реактивных аппаратов» (1932).

В 1926 году Фридрих Артурович устраивается на работу в Центральное конструкторское бюро Авиационного треста и через год его проект представляется на Первой Мировой выставке межпланетных аппаратов и механизмов. 8 октября того же года Цандер направляет письмо в Главнауку Народного Комиссариата просвещения РСФСР, сопроводив его расчетами и описаниями своих работ, с просьбой о выпуске книги. Название заявлено следующее: «Полеты на другие планеты: первый шаг в необъятное мировое пространство; теория межпланетных сообщений». Главнаука отдает материалы на рецензию ученику Н. Жуковского профессору В. Веточкину. Отзыв положительный. Однако какому-то чиновнику из Главнауки мнения авторитетного ученого недостаточно, и он направляет материалы на повторную рецензию. Новый рецензент, очевидно, не слишком разбиравшийся в вопросах межпланетных перелетов, рекомендует в пять раз сократить книгу и ограничить ее содержание экскурсом в недолгую историю ракетной техники. «Странные» идеи самого Цандера рецензент счел абсолютно излишними. Получив эту повторную рецензию, чиновник лишь через девять месяцев соизволил уведомить Фридриха Артуровича о том, что удовлетворить его ходатайство об издании книги не представляется возможным.

На заводе Цандер вынужден заниматься плановыми проектами. Ракетные проблемы он по-прежнему разрабатывает в нерабочее время. В качестве модели реактивного двигателя изобретатель приспособил паяльную лампу. В результате нечаянно получился прототип жидкостного ракетного двигателя. Автор назвал его ОР-1 (опытный ракетный первый). Он имел камеру сгорания с соплом, которое охлаждалось топливной смесью, подачу горючего и окислителя под давлением, электрическое зажигание и развивал тягу в 5 килограммов. Цандер измерил тягу с помощью рычажных весов.

Конструированием ракет Цандер занимался вполне профессионально. Инженерное образование позволяло ему использовать в трудах великолепный математический аппарат. Фридрих Артурович высказал и обосновал несколько революционных идей. Прежде всего, создание двигателя внутреннего сгорания, работающего не только на бензине, но и на жидком кислороде (это нужно для движения в безвоздушной среде), планирующий спуск при возвращении аппарата на Землю, запуск ракеты с большого аэроплана или спутника, тепловая защита аппарата при движении в плотных слоях атмосферы.

Он думал над тем, как использовать для ускорения или замедления движения ракеты гравитационные поля Солнца и планет. Эта идея была воспринята космонавтикой и получила название гравитационного или пертурбационного маневра. Американский «Вояджер-2», мчавшийся к границам Солнечной системы, получал энергию для дальнейшего полета из гравитационных полей Юпитера и Сатурна.

Фридрих Артурович высказал также мысль об использовании «солнечных парусов» — давлении солнечного ветра — в качестве движущей силы космического корабля. В 1992 году и эта идея Цандера воплотилась в жизнь. К сожалению, не у нас… Три корабля использовали солнечные паруса при полете к Луне, приуроченном к пятисотлетнему юбилею открытия Америки.

Сам Цандер мечтал слетать на Марс. Он учился задерживать дыхание: ведь в марсианском корабле запас воздуха ограничен. Он пил содовый раствор: в полете сода должна поддерживать тонус. Когда Фридрих Артурович заболел, его пришли навестить друзья. У ученого был жар, а в комнате царил страшный холод. Цандер лежал, укрытый несколькими одеялами, пальто и даже ковром, снятым со стены. Стали поправлять постель и нашли под ковром и пальто — между одеялами — несколько градусников. Исследователь, как оказалось, ставил опыты по теплопередаче: ведь освещенная солнцем поверхность корабля будет сильно нагреваться, а теневая охлаждаться.

В декабре 1930 года Цандер поступил на работу в Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), а в следующем году по инициативе Фридриха Артуровича при Бюро воздушной техники Центрального совета Осоавиахима была создана секция реактивных двигателей, вскоре преобразованная в Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Председателем ГИРДа был избран сам Цандер, а председателем ее технического совета — С. Королев. Группа работала в условиях постоянного дефицита материалов и инструментов, не хватало измерительных приборов, зарплата выплачивалась мизерная. В шутку ГИРД стали расшифровывать так: «Группа инженеров, работающих даром».

Несмотря на, казалось бы, успешную работу Цандера в ГИРДе, судьба его изобретений, как и прежде, была полна драматизма. Биограф изобретателя Я. Голованов писал: «В сентябре 1930 года в Гааге по инициативе Нидерландского королевского аэроклуба должен был состояться международный конгресс по воздухоплаванию, на который специальным письмом в адрес Всесоюзного авиаобъединения приглашались советские специалисты. Цандер написал доклад под названием «Проблемы сверхавиации и очередные задачи по подготовке к межпланетным путешествиям», который обсудили и одобрили в ЦАГИ. Профессор В. Веточкин дал докладу очень высокую оценку, подчеркивая оригинальность материалов Цандера. Рукопись перевели на французский язык и отправили во Всесоюзное авиаобъединение, где сосредоточивались все документы к предстоящему конгрессу. В ВАО доклад прочли и задумались. Потом отправили обратно в ЦАГИ. В письме директору ЦАГИ профессору С. Чаплыгину сообщалось, что лучше всего послать доклад в Гаагу от имени ЦАГИ, «так как ВАО, будучи промышленной организацией, не считает возможным выступать по вопросу о межпланетных сообщениях». Но и ЦАГИ космическими проблемами не занимался. Опять задумались и решили вообще никакого доклада в Гаагу не отправлять, поскольку все это как-то несерьезно, и солидную организацию все эти межпланетные «фантазии» могут только скомпрометировать».

В апреле 1932 года была создана производственная часть ГИРДа, в которую и перешел Фридрих Артурович. А в мае того же года начальником ГИРДа назначили С. Королева.

Производственная часть занималась практической доводкой двигателей. А они работали не слишком хорошо: прогорали сопла, засорялись системы, отказывало зажигание, да и тяга была ниже расчетной. Цандер работал на износ. Иногда он не уходил с рабочего места сутками, периодически подкрепляясь сухарями, сумка с которыми висела на гвозде рядом с его рабочим столом. Королев даже издал шутливый приказ, обязывающий сотрудника, покидающего здание последним, забирать с собой фанатично преданного работе Фридриха Артуровича.

А Цандер тем временем выглядел все более усталым, он очень похудел, мало ел, а если и брал что-нибудь в столовой, то самое дешевое. Королев предложил собрать деньги и тайно от Цандера заплатить за него вперед. Фридрих Артурович по-прежнему платил 7 копеек, но блюда получал на целых 35. И все не мог нарадоваться: «Насколько лучше стали кормить в нашей столовой!»

В кратчайшие сроки был создан «опытный ракетный второй» (ОР-2). В нем были использованы инженерные решения, не имевшие аналогов в мировой практике. Впоследствии именно ОР-2 стал прототипом для двигателя немецкой ракеты «ФАУ-2».

В 1933 году две первые советские ракеты пронзили подмосковное небо. На одной из них был установлен двигатель Цандера. Он работал в течение 22 секунд и развил тягу 70 килограммов. Ракета называлась ГИРД-Х.

Фридрих Артурович совсем немного не дожил до этого радостного дня. Переутомленный ученый по настоянию коллектива отправился отдыхать в Кисловодск. По дороге он заразился брюшным тифом и 28 марта 1933 года на сорок шестом году жизни скончался. Похоронен Цандер в Кисловодске.

После него остались рукописи, графики, чертежи, расчеты… Его дети носили космические имена: Меркурий и Астра.

Именем Цандера назван кратер на обратной стороне Луны.

Высоко в небе сияет Красная планета — Марс. Труды Фридриха Артуровича Цандера сделали ее ближе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

61a267eb28953818beef90acc12de911.jpg

Гении и злодении. Фридрих Цандер

Год выпуска: 2002

Страна: Россия

Жанр: документальный

Продолжительность: 00:26:00

Перевод: Не требуется

Русские субтитры: нет

Режиссер: Александр Капков

Описание: Было время, когда межпланетные путешествия воспринимались как пустые мечтания, детские сказки. Однако и тогда находились люди, искренне верившие в возможности человека осуществить самые смелые проекты. Одним из таких людей был Фридрих Артурович Цандер – ученый, конструктор, инженер-экспериментатор. Цандер был первый в нашей стране, кто приступил к инженерному проектированию космического корабля и разработке ракетных двигателей. А ещe он намеревался расселить человечество на далeких планетах и звeздах. Достижению этой цели он посвятил всю свою жизнь. К сожалению, как многие гениальные люди, опередившие свое время, он не был понят современниками. Это непонимание, а порой и насмешки окружающих, наносили ему тяжелые душевые травмы. Но он упорно шел к своей цели. Только в последние годы жизни нашлись единомышленники, и он почувствовал, что не зря потратил столько сил, его работы нужны, и мечта его может скоро осуществиться… У него еще были огромные планы, но уже не осталось физических сил…

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2062082

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...