f6d789cafb5c2c1c7c3008781c536b0d Перейти к контенту

Геннадий Шалюгин


Рона

Рекомендуемые сообщения

genom46.jpg

Геннадий Шалюгин

Добро пожаловать, дорогой читатель!

Немного о себе:

Геннадий Александрович Шалюгин, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Украины, кандидат филологических наук, автор 8 книг и 300 публикаций в России, Украине, Германии , США, Великобритании, Корее, Турции. Жанры: стихотворения, повести, рассказы, эссе, очерки, научные статьи, публицистика. Живу в Ялте. Ценю юмор.

Стихотворения читайте, пожалуйста, на сайте Геннадия Шалюгина - сервер СТИХИ.РУ

Произведения

Сон Константина Треплева - литературоведение, 28.01.2010 21:19

Детские забавы Антоши Чехова - рассказы о детях, 21.11.2009 07:37

Чехов-путешественник - литературоведение, 12.11.2009 07:52

Путешествие с Чеховым. Корея - мемуары, 06.11.2009 06:33

Путешествие с Чеховым. Финляндия - история и политика, 31.10.2009 20:55

Путешествие с Чеховым. Сахалин - мемуары, 22.10.2009 10:22

Путешествие с Чеховым. Венгрия - мемуары, 16.10.2009 18:33

Путешествие с... Чеховым? - публицистика, 07.10.2009 20:35

Записки-8. Дивеево - мемуары, 29.09.2009 08:22

Записки... -7. Мелихово - мемуары, 29.09.2009 08:20

Записки-6. Коктебель - мемуары, 29.09.2009 08:19

Записки-5. Лондон - мемуары, 29.09.2009 08:17

Записки-4. Таганрог - мемуары, 29.09.2009 08:16

Записки-3. Михайловское - мемуары, 29.09.2009 08:14

Записки-2. Мелихово - мемуары, 29.09.2009 08:13

Записки музейного человека - 1 - мемуары, 29.09.2009 06:11

Космический тезка Антона Чехова - новеллы, 24.09.2009 19:41

Форосские россказни - ироническая проза, 18.09.2009 07:03

КР - короткие рассказы - миниатюры, 10.09.2009 06:37

Вечнобегущийдрозд М. К. Аникушин - мемуары, 04.09.2009 08:40

Я помогаю Богу... - литературоведение, 09.07.2009 05:39

История первой публикации А. П. Чехова - литературоведение, 08.07.2009 10:53

Поэт в красной шелковой рубахе - история и политика, 27.06.2009 06:40

Путеводный свет - история и политика, 25.06.2009 06:22

К. Паустовский и другие - мемуары, 19.06.2009 05:58

Фантазия в сиреневом стиле - рассказы, 11.06.2009 06:58

Слово о Пушкине - история и политика, 04.06.2009 09:24

Я жажду краев чужих... - история и политика, 28.05.2009 08:06

Марк Теплинский как литературный наперсточник - литературная критика, 24.05.2009 04:16

О книге Г. Шалюгина - литературная критика, 23.05.2009 08:32

Черная вишня - история и политика, 21.05.2009 21:39

Фантаст из Ялты - мемуары, 16.05.2009 07:11

Обитель Мастера - история и политика, 06.05.2009 19:54

Собеседник Толстого и Чехова - мемуары, 23.04.2009 07:44

Судьбы чеховского наследия - литературоведение, 20.04.2009 09:03

Лифт. Рассказ - рассказы, 14.04.2009 16:21

В Стамбул, ко Льву Толстому... - история и политика, 08.04.2009 08:01

Налейте мне вина кометы! - литературная критика, 04.04.2009 18:56

Голова Гоголя - фантастика, 31.03.2009 18:51

Коричневая радуга - публицистика, 29.03.2009 19:01

Чужой среди своих... - публицистика, 26.03.2009 19:09

Галина Уланова. Визит к Чехову. - мемуары, 23.03.2009 15:43

Михаил Дудин в музее Чехова - мемуары, 19.03.2009 20:07

Приют Мастера. Михаил Булгаков на белой даче - история и политика, 18.03.2009 09:01

В доме Чехова все можно... - мемуары, 13.03.2009 18:33

Белградский дневник - публицистика, 12.03.2009 03:49

Спящая почка - рассказы, 11.03.2009 03:51

Племянница Чехова - мемуары, 10.03.2009 07:39

О Борисе Чичибабине А вот живу, не съехавши отсюда - мемуары, 09.03.2009 03:37

Белла Ахмадулина чеховский мотив - мемуары, 08.03.2009 15:12

http://www.proza.ru/avtor/genom46

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К. Паустовский и другие

Геннадий Шалюгин

- Приедете в Ялту, непременно обратитесь к Маргарите Васильевне Гулиде, - напутствовала меня И.А.Родимцева, начальник Управления музеев Министерства культуры СССР.

Гулида – вдова бывшего заместителя директора музея по научной работе С.Г.Брагина, которого я не застал: он умер от рака в начале 1970-х годов. Сама же Маргарита Васильевна оказалась на редкость интересным человеком, общение с которым приносило просто физическую радость. Мы сдружились, я вошел в круг ее постоянных друзей, которые ежегодно в апреле, согласно ритуала, собирались в ее двухкомнатной квартирке возле «Спартака» отпраздновать ее день рождения. Два десятка лет был я был неизменным тамадой на этих застольях. Так продолжалось до 2004 года, когда всеми любимой «нашей Маргариты Васильевны» не стало…

М.В.Гулида являлась одним из организаторов развития современной фтизиатрии на Южном берегу Крыма. Если перевести эту фразу на русский, то это означает, что Маргарита Васильевна посвятила жизнь тому же, что и Антон Чехов: борьбе с туберкулезом. Сама она, кстати, пережила драматические годы тяжелого легочного недомогания. По ее рассказам, узнала она о туберкулезе в студенческие годы на медосмотре перед лыжными соревнованиями. «Я вышла ночью во двор, легла на снег и широко открытыми глазами смотрела на звездное небо. Сколько мне еще осталось жить?»

Я помогал Гулиде в ее литературных увлечениях: она часто выступала со статьями в городской газете, опубликовала пару брошюр, в том числе с историями из жизни музея, записанными в свое время С.Г.Брагиным. Научная судьба Сергея Георгиевича не сложилась: он писал диссертацию о Чехове-редакторе, что было близко ему как выпускнику полиграфического института, но ему сменили тему, которая оказалась чуждой его суховатой натуре - о водевилях Чехова. Руководителя я хорошо знал – это милейший и добрый насмешник Владислав Антонович Ковалев, профессор МГУ… Диссертация осталась незавершенной…

Брагин работал в музее в годы, когда на капитанском мостике еще пребывала Мария Павловна… Он опубликовал сборник воспоминаний о ней, довольно известный в научных кругах: «Хозяйка чеховского дома». Остались после него и «амбарные книги» записей, из которых Маргарита Васильевна делала выборку для сборника воспоминаний о Константине Паустовском.

Незадолго до смерти в 2004 году М.В.Гулида передала мне книгу с записями Брагина 1966-68 годов, и я обнаружил массу деталей, мимо которых прошла Маргарита Васильевна. Судя по всему, Брагин целенаправленно собирал материал для книги об отражении чеховского начала в жизни и творчестве видных деятелей русской культуры.

В списке стояли фамилии людей, которые прикипели душой к Белой даче, ощущали живое присутствие Чехова в современной жизни – Маршак, Паустовский, Козловский, Залыгин… Были тут записи разговоров и наблюдения о М.Чеховой, О.Книппер-Чеховой, Е.Пешковой… Очень жаль, что смерть помешала осуществлению этого замысла. Так что моя задача – в какой-то мере восполнить пробел, донести до почитателей Чехова тот душевный отклик, который вызывала Белая дача Чехова в душах замечательных художников слова.

К примеру, небезынтересно, особенно для крымчан, что К.Г.Паустовский, в последние годы сильно страдавший от астмы, собирался построить в Ялте деревянный финский домик и жить у моря постоянно… Правда, присмотренный участок, к которому надо было подниматься высоко на гору мимо нынешнего городского суда, был мизерным и неприглядным. Но Паустовского, должно быть, вдохновлял пример Антона Павловича, который тоже выбрал далеко не лучшее место. Кроме того, нужны были большие хлопоты для получения разрешения властей. Заявку на участок для Паустовского составил С.Г.Брагин прямо в Чеховском доме, ее доброжелательно рассмотрел председатель исполкома И.А.Король.

Любопытно, что в этом деле участвовал и И.С.Козловский, который был готов отдать писателю свой участок в Симеизе… Он очень любил Паустовского. О сердечной отзывчивости знаменитого певца вспоминал сам Константин Георгиевич. Однажды он лежал с инфарктом в Кремлевской больнице, и Козловский добивался разрешения навестить больного:

- Я только спою Паустовскому что-нибудь нежное, лиричное под гитару…

Но врачи были неумолимы.

Кое-что из разговоров о Чехове, об отношениях в литературной среде я переписал в свой дневник. Особенно трогательным было отношение к Чехову у Паустовского, который, кажется, от самого Бунина унаследовал любовь к автору «Вишневого сада». На встрече в музее он признался, что у него иногда бывают моменты, когда пошел бы в ночные сторожа – только бы остаться в Чеховском доме. Леонид Малюгин, известный знаток биографии Чехова, автор замечательной пьесы «Насмешливое мое счастье», на это ответил:

- Знаете, К.Г., Чехов в одном из писем Немировичу-Данченко высказался очень похоже… только разговор шел о месте сторожа в Художественном театре! … «Если бы я жил в Москве, то постарался бы войти к вам в администрацию хотя бы в качестве сторожа»…

Мне этот эпизод особенно понравился странной перекличкой с современностью… Очень уж многие литераторы советской поры оказались в роли сторожей, кочегаров, дворников… Мой арзамасский знакомый поэт Слава Васильев проводил ночи в кочегарке... А великий русский прозаик Андрей Платонов состоял при любимом Герценовском доме (Литературном институте) в дворниках… Марина Цветаева по приезде в Елабугу превратилась в уборщицу… Аз, многогрешный, хоть и не стал великим писателем, но в аспирантские годы тоже подрабатывал «ночным директором»…

Самая первая «затесь» Паустовского в музейной книге отзывов появилась в 1937 году, когда он навестил музей вместе с семьей. «Ялта для меня существует только потому, что в ней есть дом Антона Павловича Чехова…». Через двенадцать лет появилась еще одна: «Есть четыре места в России, которые полны огромной лирической силы и связаны с подлинной народной любовью, - дом Чехова в Ялте, дом Толстого в Ясной Поляне, могила Пушкина в святых горах и могила Лермонтова в Тарханах. В этих местах – наше сердце, наши надежды; в них как бы сосредоточена вся прелесть жизни». Теперь эта частица русского сердца - увы – «за шеломянем еси»…

Много Паустовский рассказывал о друге Антона Чехова - Бунине, которого боготворил. В Париже он встречался с наследником бунинского архива Львом Зуровым. Известно, как Зуров обошелся с памятью великого писателя: его вещи, обстановка были оценены в 1500 франков и сложены в арендованный сарай. Там находилась и тахта, на которой умер Иван Алексеевич… У самого Паустовского хранилась Библия с пометами Бунина (он отмечал отдельные стихи, вероятно, для использования в качестве эпиграфов), его письма…

Он просил Брагина (что тот и сделал) написать в Орловский музей И.С.Тургенева, чтобы взяли эти вещи. Бунинские письма он уже отослал. Кстати, известие о смерти Веры Николаевны Муромцевой-Буниной застало Константина Георгиевича в чеховском музее. Телеграмму от бунинского биографа А.Бабореко принесли, когда Паустовский сидел в саду под старой чеховской грушей…

А вот несколько строк о Марии Павловне, которая очень дружила с Буниным. Известна история о перстне, который влюбленный Бунин подарил сестре Чехова… Она рассказывала Паустовскому, что над кроватью Ивана Алексеевича (он подолгу останавливался на Белой даче в нижнем этаже) всегда висел образок, которым мать благословила его в дорогу… Образок сопровождал Бунина везде – в том числе в долгих заграничных путешествиях. Такой же образок, по словам Паустовского, висел на спинке кровати самой Марии Павловны. Брагин специально расспрашивал Паустовского – что изображено на иконке?

- Кажется, Тихон Задонский, - ответил Константин Георгиевич.

То, что Бунин избрал в качестве небесного покровителя именно Тихона, ничего удивительного нет: писатель был родом из краев, близких к местам духовного подвига святителя – это Задонский монастырь неподалеку от Ельца.

Там в величественном соборе, построенном творцом храма Христа Спасителя архитектором Тоном, хранятся благоуханные мощи подвижника. Там же находится известный источник целебной воды, в котором, помнится, окунался В.Я.Лакшин… В начале 1990-х годов мне довелось побывать там. Может быть, образок Тихона Задонского у изголовья Марии Павловны – подарок Бунина?

Добавлю забавную деталь из воспоминаний Л.Гриб-Федоровой, которая в те годы подростком помогала Марии Павловне по хозяйству. Однажды после отъезда Бунина она зашла в его комнату и с ужасом увидела, что обои сплошь забрызганы чернилами… Оказывается, у Ивана Алексеевича была манера – стряхивать лишние чернила с пера эдаким резким движением кисти…

Как истовый музейщик, я наматывал эти детали на ус… Мне уже виделось, что в комнате гостей, где живали Бунин, Горький, работал Куприн, над тахтой появится иконка …

Интересен рассказ о другом знаменитом друге Марии Павловны – Иване Семеновиче Козловском. Зимой 1949 года в Москве назревал процесс над врачами-отравителями. Очень нервничала Вера Инбер: ее муж был врач-еврей. И вот вечером отдыхавшие в Малеевке писатели прогуливались на просеке в лесу возле поселка. Вдруг из темноты фары машины – прямо к ним. Многие заволновались. Машина остановилась, шофер в военной форме опустил стекло и спросил, как проехать к дому литераторов. Паустовский с волнением спросил: «Кого вам нужно?»

- Да никого, я везу к ним самого Козловского.

Оказалось, певец ехал на концерт в машине сановного поклонника…

* * *

Было в ялтинских встречах Паустовского нечто, о чем Брагин, бывший сотрудник горкома партии, даже не догадывался. Об этом я узнал от Анны Николаевны Гаранкиной, сотрудницы Ялтинского историко-литературного музея. Ее дед, Михаил Семенюк, был настоятелем собора Александра Невского. В Ялту о. Михаил попал по приглашению архиепископа Луки – знаменитого ученого хирурга и церковного деятеля В.Ф.Войно-Ясенецкого. Они вместе сидели в сталинских лагерях, где и подружились. Отец Михаил Семенюк имел интересную биографию. Он являлся представителем Русской православной церкви в Варшаве. Был весьма образованным человеком: знал девять языков, в том числе и древнееврейский. По рассказам Анны Николаевны, в Ялту к нему на уроки приезжал даже раввин из Симферополя! Накануне второй мировой войны он взял отпуск и поехал во Львов навестить родню. Вскоре туда нагрянули сталинские соколы-освободители. Подозрительный священник был арестован и отправлен в лагеря.

Семья о. Михаила ютилась в Ялте на улице Войкова в однокомнатной квартирке. Сюда по вечерам любил приходить Константин Георгиевич Паустовский… Тогда афишировать знакомство со священнослужителями было небезопасно… Директриса ялтинской школы №5 (знаменитая прежде как женская гимназия, которая находилась под попечительством А.П.Чехова) была членом партии, имела ордена – так она навещала о.Михаила глубокой ночью… Паустовский – это было в 1952-53 годах, тогда писатель был еще довольно поджарым, - обычно приносил коньяк, матушка-попадья что-то собирала на стол, и собеседники засиживались допоздна. Девочке гость приносил конфеты – это было праздником.

- Паустовский был религиозен? - спросил я.

- Очень религиозен, - ответила Анна Николаевна.- Он несколько раз заказывал поминовение в память своей первой юношеской любви – Алены, вместе с которой служил в передвижном госпитале. Она рано погибла, но Константин Георгиевич помнил о ней всю жизнь, очень тепло написал о ней в воспоминаниях… Однажды после службы дедушка поручил мне отнести Паустовскому просвиру в Дом творчества.

- О чем же они беседовали?

- Темы бесед я, конечно, не помню – мала была. Но помню, что Паустовский был очень горяч. Вспыхивал и стучал кулаком по столу:

«Отец Михаил! Я же вам говорил, а вы ничего не поняли!».

«Успокойся, Костик, успокойся. - отвечал собеседник. – Выпей коньячку».

Он называл Паустовского «Костиком».

У о. Михаила Паустовский познакомился с ректором Ленинградской духовной академии и долго состоял с ним в переписке. Была у них еще одна общая знакомая – Мария Павловна Чехова. Отец Михаил был ее духовником. У Анны Николаевны Гаранкиной сохраняется записка Марии Павловны к настоятелю собора с приглашением посетить ее в музее…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Другими собеседниками С.Г.Брагина были Леонид Малюгин, Вениамин Каверин, Виктор Шкловский… Леонид Петрович Малюгин был тонким знатоком чеховской биографии и поэтики чеховской прозы – об этом стало известно широкому кругу любителей литературы после посмертного выхода книги Л.Малюгина о Чехове (подготовила ее к печати Ирина Гитович). Малюгин привел в разговоре с Брагиным характерную деталь из письма дворника Арсения к А.П.Чехову: «Вчера шинковали капусту, купили семь пудов и положили яблоков в капусту». Чехов же из Ялты сообщал жене: «Дома я застал все в порядке, в целостности: впрочем, дорогие яблоки, которые я оставил дома до декабря, Арсений и бабушка положили в кислую капусту» (бабушка - Марьюшка Беленовская, сначала кухарка, потом приживалка в чеховской семье. – Г.Ш.).

- Подбор деталей, - говорил Малюгин, - это не прием у Чехова: это его видение людей, обстановки. Так он через деталь постигал неуловимое в чувствах и мыслях.

Из разговоров с Вениамином Кавериным.

Каверин спросил Брагина, что ему известно о немецкой актрисе Ольге Чеховой, о ее усилиях по спасению дома Чеховых в Ялте. По рассказам Марии Павловны Брагину было известно, что в 1942 году из Берлина в Ялту пришло письмо от Ольги Константиновны. Она писала Марии Павловне, что предпринимает меры к сохранению музея. В письме были и фотографии с дарственными надписями «тете Маше». Ольга якобы писала и немецким властям в Симферополь. Мария Павловна сказала, что уничтожила письмо. Ее возмутил тон письма, в котором Ольга называла Белую Ялте «нашим домом». Это выражение повторялось в письме несколько раз; актриса собиралась приехать в Крым, чтобы на месте решить проблему безопасности чеховского наследия.

Каверин сказал: Она была не только известная киноактриса. В эти годы она была замужем за немецким генералом и связана с советской разведкой. Особняк, в котором она жила в Берлине, избежал разрушений и пожаров. Потом она была вызвана в Москву и получила звание Героя Советского Союза.

Писатель рассказал, что в журнальном варианте романа «Два капитана» одна из героинь сильно напоминает Ольгу Чехову. После выхода журнала в свет редакторша прибежала в испуге: «Что мы наделали! Ведь Ольга Чехова эмигрантка!». В отдельном издании упоминание об Ольге было снято. Прошло время. Редакторша встретила Каверина на улице и сказала, что можно восстановить сравнение героини с Ольгой Чеховой. Она рассказала о награждении Чеховой как достоверном факте. Однако в отдельных книжных изданиях эпизод с Ольгой Чеховой так и остался не восстановленным…

Тема знаменитой актрисы Ольги Чеховой до сих пор будоражит общественность. Мне не раз приходилось беседовать о ней с Евгенией Михайловной Чеховой, которая переписывалась с Ольгой и перевела ее книгу «Мои часы идут иначе». Авторский вариант перевода (машинопись) хранится в нашем музее. Владимир Книппер написал про свою знаменитую родственницу пьесу. Вышел документальный фильм о таинственной женщине, часы которой шли иначе... Но об этом отдельный разговор.

Кстати, записал Брагин, Вениамин Каверин в новой своей книге собирается дать эпизод о том, как героиня в 1918 году попадает в дом Чехова: «Я описываю ее встречу с Марией Павловной». Речь шла, несомненно, о любимом романе Каверина «Перед зеркалом» (1970). Обстоятельную статью о романе, о чеховских реминисценциях подготовила в 90-х годах наша сотрудница Алла Головачева.

Довелось Брагину беседовать и с Виктором Борисовичем Шкловским, который в компании с Паустовским и Кавериным приходил в Чеховский музей в 60-х годах. «Кого из писателей Толстой выше ставил?» - спрашивал Паустовский.

- Пожалуй, только Чехова, - отвечал Шкловский, - потом Тютчева, одно время Фета. < …> Толстой первым понял манеру Чехова. Оказалось, что в литературе можно показывать людей через вещи. Толстой считал, что это новый способ изображения, который нашел Чехов….

«Очень трудно писать о Чехове! - утверждал он. – Нет материалов, из которых можно воссоздать живого Чехова».

Он говорил, что литературоведы не видят даже то, что лежит на поверхности. Пример: в письме к Суворину Чехов сообщает, что сократил «Графа Монте-Кристо». Текст сокращенного романа неизвестен. «Найти его было бы настоящей литературной сенсацией». Шкловский предлагал заняться поисками ростовскому чеховеду Леониду Петровичу Громову. Тот просмотрел в библиотеках все издания того года – нигде ничего подобного нет. А надо просмотреть все каталоги суворинского издательства.

Мне этот эпизод показался очень важным. Я смотрел текст пушкинской сказки о царе Салтане, которую «сократил» Чехов, видел чеховскую правку рассказа Короленко «Река играет» (они хранятся в мемориальном фонде музея)… Очень интересно. Чехов осознает свою писательскую ментальность, пытается уже известные литературные сюжеты «повернуть» под собственным углом зрения. Правка – проявление профессионализма. Да, жаль, что Брагин не написал диссертацию о Чехове-редакторе…

Однажды зашел разговор о взаимоотношениях Чехова с женщинами.

- Любил ли Чехов женщин? – спросил Шкловский и сам ответил: - Нет. Женщины любили Блока, вешались на Есенина. Одна, узнав о смерти Есенина, даже застрелилась. Маяковского женщины не любили.

- Почему?

- Огромен. Грубоват. Но тянулись к нему. Писали письма. <…> Чехов не знал женщин. Не ощущал потребности в них…

Это довольно спорное положение вызвало размышления у Брагина… По его мнению, Шкловский сделал такой вывод на основании знакомства с «Записными книжками», которые брал почитать у Паустовского. Наверное, для объективного суждения надо было бы привлечь материал писем и художественных произведений. Многие суждения Шкловского носили характер парадоксов, порожденных разговорной ситуацией.

По высказываниям Шкловского можно было понять, что он думает написать книгу о Чехове, собирает материалы. Говорит, что Чехов был необыкновенный семьянин: «Поднять такую семью не каждому под силу». Женитьба не дала ему семьи. У Книппер был роман с Вишневским. Чехов знал об этом. Разве можно поверить тому, что последние слова «Ich sterbe» были сказаны доктору, который и так видел, что человек умирает. Скорее всего, он сказал другое, и, может быть, невнятно: «Ох, стерва!». Они несомненно относились к жене...

Тут уместно привести собственные наблюдения Брагина, который встречался с Ольгой Леонардовной, беседовал после смерти актрисы с ее компаньонкой Софьей Ивановной Баклановой, которая прожила с О.Л.Книппер последние 32 года. Он отметил дату смерти С.И.Баклановой (15 января 1967 года) и припомнил последний разговор с ней об отношении посетителей музея к Ольге Леонардовне.

Брагин сказал, что очень многие поклонники Чехова ее осуждают, на что «старуха с ожесточением, как будто это касается лично ее, говорит: «Ольга Леонардовна не раз говорила, что если бы знала тогда, что к ней будет такое отношение, не пошла бы замуж». «Думаю, что это были точно переданные слова О.Л.Книпер, - добавляет Брагин.- Они для меня как-то прояснили то, что мне приходилось слышать от самой Ольги Леонардовны. Это было зимой 1957 года. Как всегда, она стала расспрашивать о музее. Я спросил, неужели вы не приедете больше в Ялту?

- Врачи не пускают, - говори она. Помолчала и, как будто вспомнив далекие годы своей жизни, связанные с Ялтой, <…> говорит, отчеканивая каждое слово:

- Я никогда не любила ялтинского дома.

Сказано это было при С.И.Баклановой».

«Вообще удивительного много я видел, когда бывал в Москве у О.Л.Книппер-Чеховой. Антона Павловича она называла только по фамилии: Чехов. Немировича-Данченко – величала Владимиром Ивановичем, Станис-лавского – Константином…».

Софья Ивановна восемь лет разбирала письма Книппер и частями передавала его в архив. Брагин считает, что Бакланова могла не включить в опись те письма, которые могли негативно повлиять на ее репутацию как жены Чехова. В письме к Брагину Бакланова категорически возражала против превращения Гурзуфской дачи Чехова в музей: «Я бы эту дачку сожгла…».

По словам Паустовского, в Москве были распространены слухи о связи О.Л. с театральным деятелем Н.Д.Волковым.

- В Художественном театре у него было свое постоянное место. Он входил в зал, шел по рядам к своему креслу, потом оглядывал партер, ярусы и почему-то раскланивался с публикой. Лицом он был неприятен, голова в завитках, волосы завивались колечками. Похож на старого купидона, а виски прилизаны. Любил употреблять непонятные словечки вроде: «сакраментально».

Брагин вспомнил, что при просмотре домовой книги Гурзуфской дачи в послевоенные годы (1944-53) ему бросилась в глаза странность: никто из деятелей МХАТа не был прописан, а Н.Д.Волков – каждый год…

В заключение «женской тематики» приведу запись Брагина о разговоре с Паустовским в кабинете Чехова. Гость обратил внимание на фотографию молодой дамы в «веере» на небольшом столике возле входа. Речь идет о «неизвестной даме»; на обороте фотографии есть надпись: «Антону Павловичу Чехову от его маленького друга». Писатель привез ее из Ниццы. Паустовский назвал ее «итальянкой» и утверждал, что Мария Павловна рассказывала ему об «утаенной любви» Чехова.

И, наконец, о музейном деле… Паустовский боготворил Белую дачу. Брагин имел возможность сравнить поведение разных людей в мемориальных комнатах. Известный писатель С.С.Смирнов, к примеру, без стеснения фотографировался в кабинете, в столовой… Приглашал специального фотографа. Паустовский же категорически отказался фотографироваться. Для него это был не музей, а Д о м Ч е х о в а, который с такой любовью сохранила Мария Павловна. Паустовский бывал и в других мемориалах. С иронией наблюдал за стараниями жены С.Сергеева-Ценского по созданию «настоящего музея».

В доме, который был уже превращен в мемориал, она перенесла библиотеку в другую комнату, переставила в кабинете мебель, поставила на стол роскошную чернильницу, заменив подлинную – подарок моряков-черноморцев. Лампу тоже заменила другой, которую увидела в симферопольском универмаге. Рассуждала при этом просто: и при жизни писателя вся забота о его быте лежала на ее плечах… Ничего противозаконного в такой «посмертной» заботе она не видела.

- Да, родственники - это несчастье!- резюмировал Паустовский.

Наблюдая вблизи столь неординарных людей, Брагин сделал любопытные наблюдения о том, насколько чеховская тема вошла в суть их личности, в их, как сегодня говорят, менталитет. «Разговор о Чехове сближает людей. Сообщает какую-то доверительность друг к другу. Для Паустовского разговор о Чехове был разговором о самом сокровенном. У Каверина и Шкловского этой взволнованности не было, они говорили о нем как исследователи. Паустовский в разговоре о Чехове всегда волновался…».

В его рассуждениях о Чехове были сокрыты крупицы информации, почерпнутые из собственного опыта - опыта писателя и много болевшего человека. К примеру, зашел разговор о туберкулезе у Чехова.

- Чехова плохо лечили, - говорит Паустовский, - И как врач он был консервативен. Посмотрите на его рецепты, которые встречаются в «Записных книжках»

Брагин спросил по поводу «мушек», которые упоминаются в письмах Чехова: что это такое? Зачем они?

- Мне тоже ставили «мушки», или, как тогда говорили – «шпанские мушки». Это нечто вроде пластыря. Прикладывается к телу. Через день-два под ним образуется вздутие, как бывает при нарыве, потом делается надрез и выходит жидкость. Через несколько дней нарыв заживает, даже рубца не остается. Так меня лечили от плеврита. Константин Георгиевич говорил, что у него был гнойный плеврит, и лечил его очень хорошо врач из Алушты.

Некоторые фрагменты бесед литераторов в чеховском доме были воспроизведены в книге «Воспоминания о Константине Паустовском». Она вышла в Москве в 1983 году. Я помогал Маргарите Гулиде в работе над очерком С.Брагина, который вошел в книгу. Составитель сборника Лев Левицкий преподнес мне дарственный экземпляр, в котором я обнаружил новые детали отношения Паустовского к Белой даче Чехова. Об этом писал В.Романенко, который в 1961 году ежедневно высиживал в музее, собирая материал для книги об А.П.Чехове. Оказалось, еще в начале 60-х годов К.Г.Паустовский был озабочен проблемами, которые во весь рост встали и передо мной, молодым директором. Это проблема сохранности Чеховского мемориала, расположенного на оползне. Уже тогда Паустовскому было ясно, что открытие литературной экспозиции ситуации не спасет. Надо кардинально укреплять саму конструкцию Белой дачи…

Озабоченность судьбой Чеховского дома вообще была свойственна лучшим нашим писателям. Из записей Брагина я узнал, что С.Я.Маршак очень переживал, узнав о планах передать музей из-под опеки Ленинской библиотеки в другое ведомство. Было это в 1963 году. Он позвонил министру культуры Екатерине Фурцевой с просьбой не допустить кощунства. Фурцева сказала:

- Самуил Яковлевич, прошу вас успокоиться. Ни о каком изъятии музея из ведения Библиотеки не может быть речи. Вопрос этот рассматривался, и предложение снято с обсуждения…

В 1980 году Ленинская библиотека, которая «высосала» из музейных фондов все ценные рукописи и автографы Чехова (одни «Записные книжки» чего стоят!), избавилась-таки от опеки над музеем. Правда, статус его повысился: новым «хозяином» Белой дачи стало Министерство культуры СССР. Однако на протяжении 80-х - начала 90-х годов нам не раз приходилось отбиваться от попыток «свалить» заботу о памятнике на какое-нибудь другое ведомство. В защиту музея выступили О.Н.Ефремов, Д.С.Лихачев и другие деятели культуры. Увы - от судьбы не убежишь…

Но вернемся к Паустовскому. Константин Георгиевич обратил внимание, что коллектив музея, формально являясь подразделением знаменитой Ленинской библиотеки, никакой исследовательской и творческой работы не ведет.

- Есть такой город – Устюжна, - говорил Паустовский. – <…> с Ялтой не сравнить. А в этой маленькой Устюжне благодаря педагогическому институту проводятся <…> научные чтения, посвященные поэту Батюшкову… Он оттуда родом.

В этом направлении стали работать и мы, возрождая научные традиции, заложенные еще первым директором, Марией Павловной Чеховой. Как известно, она участвовала в создании Полного собрания сочинений А.П.Чехова, опубликовала свою переписку с братом, подготовила книгу воспоминаний «Из далекого прошлого», а в 1954 году, когда отмечалось 50-летие памяти писателя, провела первые Чеховские чтения в Ялте. После ее смерти, в 60-70-е годы, в чехарде меняющихся директоров, в пылу утверждения личных амбиций, эти замечательные научные традиции оказались полузабытыми.

Еще одного именитого посетителя Чеховской дачи звали Иосиф Хейфец. К 100-летию со дня рождения А.П.Чехова прославленный режиссер снял фильм «Дама с собачкой», который вошел в отечественную и мировую классику кино. Хейфец посетил Белую дачу 29 июня 1967 года вместе с семьей и двумя дамами-литераторами. Брагин обратил внимание его на утомленное лицо с глазами, спрятанными под темными очками: оказывается, недавно переболел гриппом. Иосиф Григорьевич готовился к поездке в Норвегию и спросил, не надо ли чего привезти.

- В музее нет ни одного снимка чеховских спектаклей, поставленных в Норвегии.

Хейфец обещал. Разговорились об архитектуре нового здания литературной экспозиции, которое построили в 1964 году. Многие посетители ругали его за чрезмерную простоту конструкции, за отсутствие каких-либо украшений. Поговаривали даже, что строители использовали готовый проект павильона животноводства с ВДНХ. Хейфец сказал:

- Это здание подсобное. И правильно сделали, что оно ни в какой степени не может быть сравнимо с мемориальным домом, где все неповторимо, имеет отпечаток личности Чехова. Хорошо, что на новой территории внимание посетителей задерживает не архитектура, а обилие цветов. В этом есть что-то чеховское, частичка чеховского отношения к миру, к природе.

Цветов в музее было действительно много - бугенвиллия, датура и розы - все в необыкновенном разнообразии.

Когда подошли к садовой калитке, он сказал сыну:

- Вступаем в заветный мир…

Гуляя по саду, Хейфец сообщил о своем интервью «Курортной газете», в котором говорится о работе над фильмом «Дама с собачкой», о помощи, которую оказал ему музей Чехова. Брагин рассказал о молодой француженке, которая после просмотра фильма специально приехала в Ялту, чтобы увидеть дом писателя, набережную, порт, гостиницу, водопад Учан-Су - все места, где происходит действие фильма. Хейфец был доволен.

Брагин попросил садовника срезать для гостей несколько цветов. Хейфец сказал:

- У меня на столе под стеклом лежат две засушенные розы из чеховского сада.

В чеховском доме Хейфец бывал много раз. Бывал и при жизни Марии Павловны, и потом - еще трижды. Но каждый раз волновался при встрече с тем, что осталось после живого Чехова. В комнате Евгении Яковлевны он заинтересовался надписями Павла Егоровича на молитвенных книгах. Одна из надписей такова: «Госпоже Евгении Яковлевне Чеховой от П.Е.». Надпись заставляет вспомнить необычную черту в характере отца писателя - мечтательность, о которой, между прочим, писал в книге «А.П.Чехов» В.В.Ермилов.

Заговорили о Лике Мизиновой, ее романе с Чеховым… Любили ли они друг друга? Хейфец сказал совершенно определенно: со стороны Лики – да, со стороны Чехова – нет, а то, что было, если судить по письмам, было игрой. Игра забавная, но не переходившая грани, за которой начинаются «отношения». Стали припоминать разные отзывы и воспоминания. Особенно поразил всех эпизод, который рассказывала Мария Павловна. Была зима, Маша положила в сани приобретенные в Москве грабли и другие острые предметы, необходимые для хозяйства. С ней ехала Лика, которая неловко повернулась и наткнулась на острие.

Рассердившись, она сказала: «Опять Машка какую-то гадость с собой везет». По мнению Брагина, для женщин чеховского круга такое отношение к предметам крестьянского обихода («гадость») было немыслимо. Этот случай говорит, насколько далеки были Антон Павлович и Лидия Стахиевна…

Мария Павловна рассказывала Брагину, что Лика была острой на язык. Иногда ее шутки были «рискованными». Однажды, придя к Маше на Малую Дмитровку, она рассказала, как на улице ее остановила женщина с просьбой подсказать нужную улицу: «Я уж и не знаю, как к вам обратиться – барышня вы или дама…». «Ах, оставьте, не будьте мелочны!» - прервала ее Лика и объяснила дорогу.

Девица или дама… «Не будьте мелочны». Очень характерно для Лики. Шутка стала известна в чеховской семье, но Антон Павлович о ней не вспоминал, и, видимо, не случайно.

В разговоре с Хейфецем всплыла интересная деталь о «Даме с собачкой». В рассказе, по наблюдениям писателя Н.Ашерова, Чеховым допущена ошибка. Антон Павлович написал, что по набережной шла дама, за ней бежал белый шпиц. Оказывается, шпиц – такая порода собак, которые бегут всегда в п е р е д и хозяина… Хейфеца это позабавило…

P.S. Добавлю от себя, что мне приходилось слышать от Ии Сергеевны Савиной, которая играла роль Анны Сергеевны, историю иного плана. Во время съемок шпиц заупрямился и не хотел ходить с актрисой по набережной. Звучала команда «Мотор!» - а он упирался ногами и тянул поводок назад. И так много раз. Отчаявшись, Алексей Баталов поднял шпица за ошейник, подержал его минуту в полуудушенном положении и поставил на землю. Собака, покачиваясь, покорно пошла за хозяйкой…

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...