92fa7d7617fbac0153bdaacf292a2d2e Перейти к контенту

Генрих Шлиман


Рона

Рекомендуемые сообщения

64.jpgГенрих Шлиман

немецкий археолог

(1822–1890)

О Шлимане, раскопавшем Микены, в Греции говорят по-разному. Известно, к примеру, что археолог-самоучка Генрих Шлиман в 40 лет бросил торговлю, которой успешно занимался, и которая приносила ему огромные доходы, и решил заняться поисками древних царств. Он прочитал «Илиаду», сделал несколько закладок — и, не долго думая, снарядил экспедицию.

Он за несколько месяцев, наскоро раскопав всего-то два процента площади Микен, умудрился обнаружить абсолютно все запрятанные в земле сокровища. Кстати, среди многих других, Шлиман раскопал и прекрасно сохранившуюся золотую посмертную маску. Когда археолог нашел ее, то немедленно послал греческому королю телеграмму со словами: «Я смотрю в лицо Агамемнону». Увы, Шлиман ошибался: впоследствии выяснилось, что маска принадлежала другому царю, жившему тремя веками раньше. Кстати, эту золотую маску можно увидеть и сегодня в Афинах, в Национальном археологическом музее. Она относится к XVI веку до н. э. А рядом с ней в зале Микенского искусства — много других предметов и изделий из золота и драгоценных камней, найденных Шлиманом в Микенах!

Интересно, что с тех пор копают уже больше ста лет, а ни единой золотой бляшки не нашли. Уже больше ста лет ученые злятся на Шлимана, называют авантюристом и подозревают, что сокровища — вообще подделка.

«Я РАСКОПАЮ ТРОЮ»

6 января 1822 года родился Генрих Шлиман, уроженец Германии, голландский купец, русский миллионер, гражданин США, доктор Оксфорда, умерший в Италии и погребенный в Афинах, великий археолог. Шлиман, безусловно, явление в мире науки, и путь его в науку и все сделанное им уникальны. «Жизнь Шлимана.— пишет один из его немецких биографов,— это современная сказка, одиссея буржуа девятнадцатого столетия...» И в самом деле, ему везло так, как редко везет в реальной жизни. Впрочем, в реальной жизни редко можно встретить человека столь невероятно целеустремленного.

Восьмилетний мальчик пленился книгой о древней Трое. Гомер сразу стал для него не полулегендарным сказочником, а военным корреспондентом. (Кстати, он и доказал, что окрыленная лирика и яростный пафос первого великого поэта человечества не мешали ему быть документально точным в мельчайших деталях.)

Гомер и Шлиман попрали время: разделенные тысячелетиями, они встретились в городе царя Приама. Мальчик, поверивший поэту на всю жизнь, выполнил клятву: «Я раскопаю Трою». В устах сына бедняка пастора крохотной немецкой деревушки эти слова звучали несравненно более фантастично, чем для школьника наших дней клятва: «Я буду жить на Марсе».

Ученик лавочника, голодный мальчишка, для которого покупка одеяла вырастала в проблему жизни, получил самое поверхностное образование и знал не больше, чем требовалось лавочнику. В юные годы у него нет денег на дилижансы, и Генрих путешествует пешком, проходя сотни километров. Он собирается искать счастье за океаном и в конце концов плывет каютным юнгой в Венесуэлу. Корабль попадает в бурю и тонет. Шлиман — один из девяти чудом спасенных в декабрьском Северном море. Даже сундучок с его вещами — единственную вещь с утонувшего корабля — выбрасывают волны на берег. У него нет ничего, он просит милостыню. В Амстердаме он за день съедает одну булочку, падает в голодном обмороке и проводит несколько блаженных дней в больнице: там тепло, и там кормят. Наконец ему удается устроиться в одну торговую фирму, и с этого момента до предела взведенная нищетой пружина его воли, энергии и упорства начинает раскручивать маховик его жизненного благополучия.

Быстрота, решительность и та особая честная, умная изворотливость, которая определяет почерк настоящего коммерсанта, дополняются его талантом полиглота. По системе, им самим придуманной, он изучает английский, французский, итальянский, испанский и португальский языки, затрачивая на изучение каждого не более шести недель. Наконец, учит русский, хотя в Амстердаме, кроме русского консула, нет ни одного человека, знавшего этот язык. (В зрелые годы Шлиман владел 14 языками. Его дневники прочтет не каждый: во время путешествий он писал их на языке той страны, в которой находился.)

Авторитет Шлимана-купца растет день ото дня, и вот он уже как представитель фирмы едет в Петербург заключать серьезные сделки. Шлиман живет в России двадцать лет. Железная деловая хватка и быстрота действий умножают его состояние с невиданной скоростью. И ему очень везет: пожар в Мемеле уничтожил все портовые склады, но грузы Шлимана, в которые он вложил свое состояние, чудом уцелели в сарайчике.

Шлиман — русский оптовый купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, судья Санкт-Петербургского торгового суда, директор Императорского государственного банка в С.-Петербурге. Молодой миллионер живет в большом доме с русской женой, дети, слуги, выезд. Кажется, во всем фортуна благосклонна к нему, разве что жена не любит, но он все ждет, все надеется — полюбит, а так все хорошо, лучше некуда, и никто не чувствует, что уже взведен курок судьбы, что плавно, но сильно уже тянет его далекая мечта детства. Выстрел! — и вся прежняя, солидная, скучная, рассудочная жизнь разлетается на куски. Шлиман бросает «дело», уезжает из России, путешествует по миру. Женится на молодой гречанке Софье Энгастроменос и в 48 лет начинает искать свою Трою. Никто не относится серьезно к этому предприятию, полагая, что богатый чудак просто решил пустить по ветру свои миллионы. Он работает со страстью, до изнеможения и не жалеет себя. Тайна Трои уступает его настойчивости. «С удивительной смелостью,— пишет К. Керам в книге «Боги, гробницы, ученые»,— он вывел археологию из освещенных тусклым светом керосиновых ламп кабинетов ученых под залитый солнцем свод эллинских небес и с помощью заступа решил проблему Трои. Он совершил прыжок из сферы классической филологии в живую предысторию и превратил ее в классическую науку».

Когда Шлиман говорит: «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже не подозревал»,— это не бахвальство, это правда. Трижды он заставил людей рукоплескать ему: нашел Трою, откопал сокровища микенских гробниц и гигантский дворец в Тиринфе, в котором жили герои Гомера. Никогда ни у одного археолога (если не считать Картера и Карнарвона, открывших гробницу Тутанхамона) не было столько золота и славы. Никогда ни один из них не был столь многократно высмеян, так унижен недоверием, оскорблен намеками на мистификацию.

Шлимана «поправляют» уже 100 лет по делу и без дела. Он и впрямь не раз ошибался: путал датировку раскопок, считал найденное золото «кладом Приама», а истлевшие тела — прахом Агамемнона. Археолог Эрих Церен упрекает Шлимана: «...невозможно драться и выигрывать битвы в науке только одним горячим сердцем...» Да, невозможно. Но никакие битвы нельзя выиграть без горячего сердца. Даже в своих заблуждениях он был прекрасен. Он был прекрасен своей верой в Гомера, прекрасен, когда надевал на жену золото «головного убора Елены» и назвал детей Андромахой и Агамемноном, прекрасен неукротимой страстью к новым трудам, когда деньги, слава и годы звали его к отдыху.

Генрих Шлиман умер в дороге. Воспаление среднего уха проникло в мозг, он потерял речь и через несколько часов скончался в неаполитанском отеле. В Афинах мраморный Гомер бессменно стоял в почетном карауле у гроба Шлимана. На его гробнице написано два слова: «Герою Шлиману».

Я. Голованов

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Микеныmikeni.jpg

Микенская цивилизация исчезла в ХIII веке до н. э. Находятся же Микены (вернее, развалины этого города-государства) в провинции Арголис. Крепость, окружавшая город, построена из гигантских камней, которые дали древним грекам повод предположить, что Микены — творение рук гигантского циклопа.

mikeni2.jpg

Согласно Гомеру, а также трагедии Эсхила «Орестея», город Микены был основан древнегреческим героем Персеем — сыном Данаи и Зевса. Династия Персея была покорена Пелопсом, сыном Тантала (демона из подземного царства). Считается, что известная из истории микенская царская семья пошла именно от этого самого Пелопса. Агамемнон — наиболее известный ее представитель.Он участвовал в Троянской войне, помогая своему брату Менелаю, царю Спарты, вызволить жену, прекрасную Елену, захваченную Парисом. Пока Агамемнон сражался в Трое (а длилась война десять лет), его жена Клитемнестра влюбилась в некоего Игисфа. Из-за чего заколола вернувшегося с войны мужа, когда тот принимал ванну. Сын царя, Орест, отомстил матери за смерть отца, убив ее саму и ее любовника. После чего скрылся из Микен (ворота, через которые он бежал, до сих пор сохранились). Вот такая древнегреческая трагедия.

mikeni3.jpg

До XIX века все эти истории о циклопах воспринимались только как красивая легенда. Но в 1870 году Шлиман начал раскопки на тех местах, где, по Гомеру, должны были находиться Троя и Микены, и нашел небывалое количество золота. Раскопанные Шлиманом Микены удивляют гробницами, а также непохожестью на развалины остальных древнегреческих городов. Больше всего впечатляют так называемая гробница царя Атрея, Львиные ворота и каменная каморка при входе, где содержался сторожевой лев. На ночь ворота закрывали, а льва пускали бродить по круговому лабиринту вокруг гробниц. Наверное, шутят греки, это и позволило уберечь сокровища до того времени, пока Генрих Шлиман не прочитал «Илиаду».

Микены — до сих пор место прямо-таки мистическое, поскольку над этим когда-то богатым городом никогда не бывает яркого солнца. Оно может заливать всю долину, а небо над дворцом все равно будет хмуриться. Проверьте, если представится возможность.

( Материал подготовлен на основе книги Дмитрия Игнатиева "С любовью о Греции" )

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Коринфcities2.jpg

У его стен близко сходятся два залива — Коринфский и Сароникос. Древний Коринф, обладавший двумя превосходными гаванями, был большой торговой станцией между Востоком и Западом. По словам современника, здесь «нельзя было сделать и шагу по улице, чтобы не встретиться с мудрецом». Огромный, процветающий город с населением 700 тыс. человек. Здесь Геракл задушил немейского льва и сражался с птицами людоедами с медными когтями. Здесь апостол Павел основал одну из первых в Греции христианских общин и написал свои «Послания к коринфянам». Здесь его казнили за проповедь христианства.

Сизиф был царем в Коринфе. Никто уже не помнит, за что он был осужден — до скончания века вкатывать на гору свой камень. Да и наказанием ли это было или предназначением? В конце концов, как сказал мудрый Платон, «по сравнению с невыносимым выносимое кажется желанным». И ничего не делать перед лицом вечности часто бывает куда страшнее...

Будете в Коринфе — совершите подъем на Акрокоринф — наиболее полно сохранившуюся венецианскую крепость XVII в. Вид от сюда захватывающий: прямо у берега расположен Истм, где проходили вторые по значимости в Греческом мире игры, проводимые каждую вторую весну. Далее в поле зрения лежит старая часть города на стороне Саронического залива, где сложил голову апостол Павел, а рядом — целебные источники, названные Банями Елены. Поднимаясь высоко, можно обозреть лежащие внизу белые песчаные пляжи. В ясный день вы можете увидеть острова Саламис и Эгину. Глядя в другом направлении, на запад от Акрокоринфа, по вашу левую руку будет Коринфский залив с горными массивами Пелопоннеса.

Будите в Коринфе — совершите подъем на Акрокоринф — наиболее полно сохранившуюся венецианскую крепость XVII в. Вид от сюда захватывающий: прямо у берега расположен Истм, где проходили вторые по значимости в Греческом мире игры, проводимые каждую вторую весну. Далее в поле зрения лежит старая часть города на стороне Саронического залива, где сложил голову апостол Павел, а рядом — целебные источники, названные Банями Елены. Поднимаясь высоко, можно обозреть лежащие внизу белые песчаные пляжи. В ясный день вы можете увидеть острова Саламис и Эгину. Глядя в другом направлении, на запад от Акрокоринфа, по вашу левую руку будет Коринфский залив с горными массивами Пелопоннеса.

А можно спуститься вниз, к самому каналу, соединяющему два моря, и увидеть, как мосты (чтобы пропустить корабли из одного залива в другой, например, из Коринфского в Сароникос) не поднимаются, как в Санкт-Петербурге, а опускаются в море под воду. Уверяю вас, это зрелище стоит того, чтобы его не пропустить. На берегу канала есть две уютные таверны, выберите одну из них, закажите что-нибудь (все очень вкусно и недорого!) и понаблюдай те за проходом кораблей по каналу. Такого вы нигде не увидите!

proliv.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...