9f72aa26c581326b8ee897bb73e96fac Перейти к контенту

Пушкин А.С.


Рона

Рекомендуемые сообщения

Есть классический образ, применяемый к А. С. Пушкину, - «солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдёт речь о то, «Что движет Солнце?»

- Что же?

«Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны...», - утверждает поэт.

Любовь - вот что движет Солнце.

Наш урок - это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь - это источник поэзии.

Хочу прочитать вам одно письмо. Это письмо - крик души: «Я считаю себя человеком ненужным, потому что не могу принад­лежать к отживающему поколению, так как я молод; но не весело мне принадлежать и к новому племени Почему? Да потому, что новейшее время стремится наперекор человеческой природе стать во враждебные отношения к поэзии. Да, наперекор человеческой природе! Потому что в душе каждого человека есть клапан, отво­ряющийся только поэзией. И если этот клапан зарастет, не отво­рите его - явись хоть второй Пушкин».

- Как вы думаете, когда оно написано? Очень похоже, что нашим современником. Однако человек, написавший это письмо в журнал «Современник», уже полтора столетий назад (1854) верно истолковал роль поэзии в жизни каждого человека - «отворять ду­шу» для лучших человеческих побуждений, для лучших человече­ских качеств.

Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит творческое воображение.

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия - родные сестры...

«На холмах Грузии лежит ноч­ная мгла».

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосред­ственно и тепло.

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто... всё ис­полнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна простран­ства; каждое слово необъятно, как поэт...»

- «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829).

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Никто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

- Какое чувство осталось после прочтения?

История создания стихотворения (индивидуальное задание).

Ш. «Любовь - мелодия».

2. Белинский: «Что это - поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это пэ поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.

3. Чайковский: «...в самом стихе... есть что-то проникающее в

самую глубь души. Это что-то и есть музыка».

4. Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам

пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая

Пушкиным, нашла отражение в музыке.

«Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне».)

5. Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь- мелодия»).

Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времён минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шёпот старины болтливой,

Рукою верной я писал...

«Руслан и Людмила»

1.Так, например, он поэтически преобразил волнующую ле­генду о любви.

Сообщение. В Петербурге в 1818-1820 гг. Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство своё на юге России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоц­кой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.

В сентябре 1820 г. на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о ста­ринном памятнике влюблённого хана. Киселёва (Потоцкая) поэти­чески описывала его, называя «фонтаном слёз».

Этот поэтический образ запёчатлён и в стихотворении «Фон­тан любви...». (Видеозапись: на фоне песни на стихи «Фонтан люб­ви» демонстрируется картина «Пушкин у «фонтана слез». Как вариант, можно использовать эпидиаскоп для показа иллюстрации, а стихотворение выразительно прочитать.)

2. За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.

Ранней весной 1819 г. в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петров­ной Керн.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Через 6 лет летом 1825 г. Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой, куда приезжал Пушкин, чтобы как-то скрасить своё пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина ещё большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.

Без божества, без вдохновенья

Без слёз, без жизни, без любви!

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя А. П. Керн. Она же оставила свои «Воспоминания».

Так ли важ­но, кому посвящено стихотворение? Ведь самое главное то, что Пушкин умел идеализировать в своих творениях женщину.

С этой историей любви связана еще одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А.П.Керн, написал музыку на сихи «Я помню чудное мгновенье» Из одного шедевра родился второй. (Прослушивание романса)

3.Петербург. А.Оленина

Он вернулся из ссылки. Все старались оказывать ему внимание, которое всегда питают к гению…Аннета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев. Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали.

Зачем твой дивный карандаш

Рисует мой арапский профиль?

--------------------------------------

Рисуй Олениной черты

В жару сердечных вдохновений

Лишь юности и красоты

Поклонником быть должен гений.

Олениной посвятил Пушкий стихи: «Её глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы».

Это прощание с любовью оно поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь - это светлая печаль расста­вания, в которой нет и намёка на чувство обманутого собственника:

Я вас любил, любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «...дай вам Бог любимой быть другим...»

5. «Чистейшей прелести чистейший образец».

Н. Гончарова.

Сообщение. Нелегко было Пушкину получить у родных согласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагона­дёжного человека.

6 мая 1830 г. Состоялась помолвка. Вначале успехи жены в светском обществе, литературных са­лонах радовали поэта. Все восторгались её красотой, элегантностью. Поэт писал о своей жене: «Она очень красива, и во всём облике есть что-то поэтическое».

Отношения между супругами установились сердечные и дру­жеские. Письма мужа к жене (числом 78) проникнуты заботой о лю­бимой женщине: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, - а душу твою я люблю ещё более». Писем Натальи Николаевны к Пушкину не сохранилось, но письма её к брату Дмитрию полны заботой о муже и благополу­чии семьи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Песни на слова А.С. Пушкина

•Буря мглою небо кроет

•В крови горит огонь желанья

•Если жизнь тебя обманет

•Медлительно влекутся дни мои

•На холмах Грузии

•Певец

•Подруга дней моих суровых

•Пора, мой друг, пора

•Роняет лес

•Ты видел деву на скале

•Что в имени тебе моем

•ТАЛИСМАН

http://matyuhin-songs.narod.ru/songs_pushk.html

Песни на слова А.С. Пушкина

•Буря мглою небо кроет

•В крови горит огонь желанья

•Если жизнь тебя обманет

•Медлительно влекутся дни мои

•На холмах Грузии

•Певец

•Подруга дней моих суровых

•Пора, мой друг, пора

•Роняет лес

•Ты видел деву на скале

•Что в имени тебе моем

•ТАЛИСМАН

http://matyuhin-songs.narod.ru/songs_pushk.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Песни на слова А.С. Пушкина

•Буря мглою небо кроет

•В крови горит огонь желанья

•Если жизнь тебя обманет

•Медлительно влекутся дни мои

•На холмах Грузии

•Певец

•Подруга дней моих суровых

•Пора, мой друг, пора

•Роняет лес

•Ты видел деву на скале

•Что в имени тебе моем

•ТАЛИСМАН

http://matyuhin-songs.narod.ru/songs_pushk.html

я ПЛОХО понимаю музыку,но всегда казалось,что стихи Пушкина,как-то затмивают даже великих композиторов и полностью самодостаточны...на взгляд дилетанта,конечно (ине из-за "пиетета" перед гением)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Почему дилетанта?Ты так чуствуешь..Я не могу слушать песни на стпихи Б.Пастернака,музыка мне мешает,его стихи имеют свою музыку.Извините,я так чувствую.О Б.Пастернаке очень много тем,посмотри,может что интересное найдешь.Я с Пастернаком всю жизнь.

:sun: ДА,Рона,стихи Пастернака то-же со мной с юности - когда что-то понимать начал.Ты права - есть стихи,с которыми получаются замечательные песни,есть стихи со СВОЕЙ мзыкой(и диктующих музыку),а есть САМИ - музыка..

.так чувствую...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 месяцев спустя...

Позволь душе моей открыться пред тобою...

Каков я прежде был, таков и ныне я:

Беспечный, влюбчивый…

А.С. Пушкин

Учитель: Сотни раз в стихах, прозе и письмах поэта встречаются слова: “любовь”, “любимый”, “любовник”, “влюбиться”... Как легко и быстро окружающие находили в поэте легкомысленного ветренника, пылкого волокиту, равнодушного “искателя наслаждений”. Как часто Пушкин подыгрывал этим мнениям, слухам, принимая позу “Ловеласа” и “Дон-Жуана”.

Лицом Пушкин был некрасив. В послании к известному красавцу Юрьеву Ф.Ф. он утешал себя

А я, повеса вечно праздный,

Потомок негров безобразный,

Взращенный в дикой простоте,

Любви не ведая страданий,

Я нравлюсь юной красоте

Бесстыдным бешенством желаний.

А.П. Керн вспоминает, “что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренно и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его. Когда же он решался быть любезным, то ничто не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи

Современники Пушкина высказывали самые разные точки зрения на отношение поэта к женщинам. Но не подлежит спору, что в любви Пушкин бы одарен выше среднего человеческого уровня. Он был гениален в любви, может быть, не меньше, чем в поэзии. Его чувственность, его пристрастие к внешней женской красоте всем бросалась в глаза.

В его биографии мы наблюдаем самые разнообразные типы любви: от случайного каприза до напряженной, мучительной страсти. И когда любовь приходила не на шутку, она обычно протекала как тяжелая болезни. К тому же поэт обладал исключительно ревнивым нравом. Способность испытывать ревнивые муки по самому ничтожному поводу нисколько не ослабевала с годами. Биографы предполагают, что героиней детского романа была Софья Николаевна Сушкова. Маленький Пушкин часто бывал у Николая Михайловича Сушкова, литератора, а по четвергам его возили на детские балы танцмейстера Ягеля. Софье было 8 лет, Пушкину – 9 лет.

Учитель: Окинем беглым взглядом галерею женских портретов, неразлучных с биографией Пушкина. Список женщин, которых Пушкин набросал в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой, в 1829 году получил название Донжуанского списка. Это даже не один список, а два. В первом мы находим имена женщин, внушивших наиболее серьезные чувства поэту. Во втором – упомянуты героини более легких и поверхностных увлечений.

.

Ведущий 1: Екатерина Павловна Бакунина, сестра лицейского товарища Пушкина. (См. Приложение 1). Летом она подолгу жила в Царском селе, бывала на лицейских балах. 29 ноября 1815 года Пушкин записал у себя в дневнике: “Я счастлив был! Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице – сладкая минута! Как она мила была: как черное платье пристало к милой Бакуниной”. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и лето 1816 года. Вот так он об этом писал:

В те дни... в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь,

И я, тоскуя безнадежно,

Томясь обманом пылких слов,

Везде искал ее следов,

О ней задумывался нежно,

Весь день минутной встречи ждал

И счастья тайных мук и уз

Молодость говорила о себе, сердечная рана затянулась, появились новые увлечения и источники вдохновения. Летом 1817 года он окончил лицей и познакомился с Евдокией Ивановной Голицыной, которая была старше поэта на 20 лет. Пушкин был частым гостем княгини Голицыной и, по выражению П.А. Вяземского, “ был маленько приворожен ею”.

Звучит романс Глинки на стихи Пушкина.

– 6 мая 1820 года по высочайшему повелению Пушкин был выслан из столицы на юг, где он находился под гостеприимным кровом семьи генерала Раевского, у которого было 4 дочери. 14-летняя Мария Раевская, будущая княгиня Волконская, стала предметом любви Пушкина. (См. Приложение 2). Образ Марии Раевской запечатлен в стихотворениях разных лет, одно из последних, посвященных Раевской, – “На холмах Грузии лежит ночная мгла”.

В 1823–24 гг. Пушкин пережил роман к Елизавете Савельевне Воронцовой, дочери польского магната и одной из племянниц князя Потемкина. (См. Приложение 3). Современники говорят о ней, “как женщине умной, тонкой, образованной и обольстительной”. Пушкин влюбился в нее и, если верить стихам, “достиг взаимности”. Чувства поэта к Воронцовой запечатлено во многих, обращенных к ней, стихах: “Желание славы”, “Сожженное письмо”, “Храни меня, мой талисман”, “Прощание”, “Ангел”.

Предстоял отъезд в Михайловское и “грозный час разлуки” с Воронцовой. Елизавета Воронцова дарит Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо – талисман, чем очень дорожил и с которым не расставался.

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья!

Ты в день печали был мне дан.

– В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин уже навсегда прощается с Воронцовой.

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Ведущий 2: “Гением чистой красоты” для Пушкина была красавица Анна Керн, милая, добрая женщина с несчастной судьбой. ( См. Приложение 4). В 1824 году в Михайловском произошел бурный, хотя и краткосрочный роман 20-летнего Пушкина с 19-летней Анной Керн, женой 52-летнего генерала Керна.

Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн 7 восторженных посланий на французском языке. Он называл ее “чудотворной”, “чудотворницей”. Искреннее чувство Пушкина и Керн отразилось в таких прекрасных стихах “Я помню чудное мгновенье”.

Давайте послушаем роман Глинки на эти замечательные стихи. (Звучит романс).

Ведущий 2: В мае 1827 года Пушкин уехал Петербург. Его фантазией завладела Анна Алексеевна Оленина, дочь президента художеств Оленина А.Н. (См. Приложение 5). Анна Оленина немного кокетничала, немного гордилась своими добродетелями и внешностью. Она остерегалась Пушкина, хотя и интересовалась им. Она мечтала выйти замуж, как всякая девушка, но не считала поэта “большой партией”. Внимание знаменитого поэта не могло оставить девушку равнодушной, и она сама признавалась, “что это была честь, которой все завидовали”. Пушкин сватался к Анне Алексеевне, но получил отказ. Но гений Пушкина щедр, и поэт написал ей позднее, в 1829 года прощальные стихи “Я вас любил...”.

: Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницу из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Наталья Гончарова была его 113 любовь. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного, семейного счастья, стремление любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти года.

Пушкина Наталья Николаевна, урожденная Гончарова, жена поэта. Пушкин познакомился с ней в Москве в декабре 1829 года.

Когда я увидел в первый раз, – писал позднее Наталье Ивановне, матери Гончаровой, – красоту ее едва начали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал ей предложение. Ответ матери неопределен – дочь, еще слишком молодаМучаясь ожиданием ответа, Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений. Весной 1830 года он неожиданно получает через знакомого, приехавшего из Москвы, привет от Гончаровых. Увидев в этом завуалированное приглашение вернуться, поэт, как на крыльях, полетел в Москву. В начале апреля 1830 года он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.

18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитинских ворот, Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом (впервые в жизни у него появился свой дом) молодую красавицу жену.

Вскоре после свадьбы Пушкин писал другу: “Я женат – и счастлив желание мое, чтоб в жизни ничего не изменилось – лучшего не дождусь”. Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. Тонкая, как стебель цветка, талия, мраморные плечи, безукоризненный овал лица – весь облик Н. Гончаровой напоминал идеальных женщин в картинах Рафаэля. Пушкин любил, чтобы другие, особенно близкие люди, восхищались его женой. Поэт говорил Брюллову: “У меня, брат, такая красавица жена, что будешь стоять на коленях и просить, снять с нее портрет”.

Но для него Наталья Николаевна была не только светской красавицей, она дала Пушкину высокое и вместе с тем простое человеческое счастье, о котором так мечтал поэт. Сколько людей – среди них и друзья поэта беспощадно и жестоко осуждали жену Пушкина. Он как будто предвидел это и заранее отвел все поклепы. Умирая, поэт утешил жену: “Будь спокойна, ты невинна в этом”. А врачу он сказал: “Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском!”

Пушкин был счастлив в семейной жизни. Это подтверждают его письма. За 6 лет, которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. Да, Александр Сергеевич и Наталья Николаевна были счастливы, но не их вина в том, что они жили в обществе, не желавшем терпеть счастье поэта.

Поэт погиб. Одно из последних пушкинских произведений обращено также к жене.

Пора, мой друг, пора! Покоя сердца просит.

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить...

И глядь – как раз – умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

– Большинство его увлечений оставило после себя лишь мимолетное воспоминание, а вот эти имена удостоились чести фигурировать в знаменитом списке Дон-Жуана.

•Графиня Наталья Викторовна Кочубей – актриса;

•Евдокия Ивановна Голицына, была старше поэта на 20 лет;

•Знаменитая актриса Екатерина Семенова;

•Аглая Антоновна Давыдова, ее роман с Пушкиным в стихотворении “К Аглаи”;

•Гречанка Калипсо Полихронис;

•Амалия Ризниц, жена богатого коммерсанта, полу немка, полу итальянка

– Он признавался в любви многим, но в действительности любил понастоящему только свою музу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Слово милой

Я Лилу слушал у клавира;

Ее прелестный, томный глас

Волшебной грустью нежит нас,

Как ночью веянье зефира.

Упали слезы из очей,

И я сказал певице милой:

«Волшебен голос твой унылый,

Но слово милыя моей

Волшебней нежных песен Лилы».

Сожженное письмо

Прощай, письмо любви! прощай: она велела...

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...

Соловей и роза

В безмолвии садов, весной, во мгле ночей,

Поет над розою восточный соловей.

Но роза милая не чувствует, не внемлет,

И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.

Не так ли ты поешь для хладной красоты?

Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?

Она не слушает, не чувствует поэта;

Глядишь, она цветет; взываешь - нет ответа.

Ты и Вы

Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: "как в ы милы!"

И мыслю: "как тебя люблю!"

Цветок

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвёл? когда? какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Что в имени тебе моем?..

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

Элегия

Я думал, что любовь погасла навсегда,

Что в сердце злых страстей умолкнул глас мятежный,

Что дружбы наконец отрадная звезда

Страдальца довела до пристани надежной.

Я мнил покоиться близ верных берегов,

Уж издали смотреть, указывать рукою

На парус бедственный пловцов,

Носимых яростной грозою.

И я сказал: «Стократ блажен,

Чей век, свободный и прекрасный,

Как век весны промчался ясной

И страстью не был омрачен,

Кто не страдал в любви напрасной,

Кому неведом грустный плен.

Блажен! но я блаженней боле.

Я цепь мученья разорвал,

Опять я дружбе... я на воле —

И жизни сумрачное поле

Веселый блеск очаровал!»

Но что я говорил... несчастный!

Минуту я заснул в неверной тишине,

Но мрачная любовь таилася во мне,

Не угасал мой пламень страстный.

Весельем позванный в толпу друзей моих,

Хотел на прежний лад настроить резву лиру,

Хотел еще воспеть прелестниц молодых,

Веселье, Вакха и Дельфиру.

Напрасно!.. я молчал; усталая рука

Лежала, томная, на лире непослушной,

Я все еще горел — и в грусти равнодушной

На игры младости взирал издалека.

Любовь, отрава наших дней,

Беги с толпой обманчивых мечтаний.

Не сожигай души моей,

Огонь мучительных желаний.

Летите, призраки... Амур, уж я не твой,

Отдай мне радости, отдай мне мой покой...

Брось одного меня в бесчувственной природе

Иль дай еще летать надежды на крылах,

Позволь еще заснуть и в тягостных цепях

Мечтать о сладостной свободе.

Я вас любил

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Я думал, сердце позабыло...

Я думал, сердце позабыло

Способность лёгкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты...

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты.

Я помню чудное мгновенье...

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда б не смутное влеченье...

Когда б не смутное влеченье

Чего-то жаждущей души,

Я здесь остался б - наслажденье

Вкушать в неведомой тиши:

Забыл бы всех желаний трепет,

Мечтою б целый мир назвал -

И всё бы слушал этот лепет,

Всё б эти ножки целовал...

Когда в объятия мои...

Когда в объятия мои

Твой стройный стан я заключаю,

И речи нежные любви

Тебе с восторгом расточаю,

Безмолвна, от стесненных рук

Освобождая стан свой гибкой,

Ты отвечаешь, милый друг,

Мне недоверчивой улыбкой;

Прилежно в памяти храня

Измен печальные преданья,

Ты без участья и вниманья

Уныло слушаешь меня...

Кляну коварные старанья

Преступной юности моей

И встреч условных ожиданья

В садах, в безмолвии ночей.

Кляну речей любовный шопот,

Стихов таинственный напев,

И ласки легковерных дев,

И слезы их, и поздний ропот.

Кокетке

Так это шутка? Милая моя,

Как боязлив, как недогадлив я!

Я плакал над твоим рассчитано - суровым,

Коротким и сухим письмом;

Ни лаской дружеской, ни откровенным словом

Ты сердце не порадовала в нем.

Я спрашивал: не демон ли раздора

Твоей рукой насмешливо водил?

Я говорил: «когда б нас разлучила ссора —

Но так тяжел, так горек, так уныл,

Так нежен был последний час разлуки...

Еще твой друг забыть его не мог,

И вновь ему ты посылаешь муки

Сомнения, догадок и тревог —

Скажи, зачем?.. Не ложью ли пустою,

Рассеянной досужей клеветою

Возмущена душа твоя была?

И, мучима томительным недугом,

Ты над своим отсутствующим другом

Без оправданья суд произнесла?

Или то был один каприз случайный,

Иль давний гнев?..» Неразрешимой тайной

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаянье суровом...

Всему конец! своим единым словом

Душе моей ты возвратила вновь

И прежний мир, и прежнюю любовь;

И сердце шлет тебе благословенья,

Как вестнице нежданного спасенья...

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий;

Встревоженный, он ищет и зовет,

И мечется в тоске жестокой,

И падает, бессильный, на траву...

А няня вдруг: ау! ау!

В нем радостью внезапной сердце бьется,

Он все забыл: он плачет, и смеется,

И прыгает, и весело бежит,

И падает — и няню не бранит,

Но к сердцу жмет виновницу испуга,

Как от беды избавившего друга...

Красавица

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье,-

Но встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Месяц

Зачем из облака выходишь,

Уединенная луна,

И на подушки, сквозь окна,

Сиянье тусклое наводишь?

Явленьем пасмурным своим

Ты будишь грустные мечтанья,

Любви напрасные страданья

И строгим разумом моим

Чуть усыпленные желанья.

Летите прочь, воспоминанья!

Засни, несчастная любовь!

Уж не бывать той ночи вновь,

Когда спокойное сиянье

Твоих таинственных лучей

Сквозь темный завес проницало

И бледно, бледно озаряло

Красу любовницы моей.

Что вы, восторги сладострастья,

Пред тайной прелестью отрад

Прямой любви, прямого счастья?

Примчаться ль радости назад?

Почто, минуты, вы летели

Тогда столь быстрой чередой?

И тени легкие редели

Пред неожиданной зарей?

Зачем ты, месяц, укатился

И в небе светлом утонул?

Зачем луч утренний блеснул?

Зачем я с милою простился?

На холмах Грузии лежит ночная мгла

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Наслажденье

В неволе скучной увядает

Едва развитый жизни цвет,

Украдкой младость отлетает,

И след ее — печали след.

С минут бесчувственных рожденья

До нежных юношества лет

Я все не знаю наслажденья,

И счастья в томном сердце нет.

С порога жизни в отдаленье

Нетерпеливо я смотрел:

«Там, там,— мечтал я,— наслажденье!»

Но я за призраком летел.

Златые крылья развивая,

Волшебной нежной красотой

Любовь явилась молодая

И полетела предо мной.

Я вслед... но цели отдаленной,

Но цели милой не достиг!..

Когда ж весельем окриленный

Настанет счастья быстрый миг?

Когда в сиянье возгорится

Светильник тусклый юных дней

И мрачный путь мой озарится

Улыбкой спутницы моей?

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем...

Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем,

Восторгам чувственным, безумством, исступленьем,

Стенаньем, криками вакханки молодой,

Когда, виясь в моих объятиях змией,

Порывом пылких ласк и язвою лобзаний

Она торопит миг последних содраганий!

О, как милее ты, смиренница моя!

О, как мучительно тобою счастлив я,

Когда, склоняяся на долгие моленья,

Ты предаешься мне нежна без упоенья,

Стыдливо-холодна, восторгу моему

Едва ответствуешь, не внемлишь ничему

И оживляешься потом всё боле, боле -

И делишь наконец мой пламень поневоле!

Ночь

Мой голос для тебя и ласковый и томный

Тревожит поздное молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит; мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я:

Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..

От меня вечор Леила...

От меня вечор Леила

Равнодушно уходила.

Я сказал: "Постой, куда?"

А она мне возразила:

"Голова твоя седа".

Я насмешнице нескромной

Отвечал: "Всему пopa!

То, что было мускус темный,

Стало нынче камфора".

Но Леила неудачным

Посмеялася речам

И сказала: "Знаешь сам:

Сладок мускус новобрачным,

Камфора годна гробам".

Признание

Я вас люблю, хоть и бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам...

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно,- я зеваю;

При вас мне грустно,- я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш легкий шаг, иль платья сум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь - мне отрада;

Вы отвернетесь - мне тоска;

За день мучения - награда

Мне ваша бледная рука.

Когда за пяльцами прилежно

Сидите вы, склонясь небрежно,

Глаза и кудри опустя,-

Я в умиленьи, молча, нежно

Любуюсь вами, как дитя!..

Сказать ли вам мое несчастье,

Мою ревнивую печаль,

Когда гулять, порой в ненастье,

Вы собираетеся в даль?

И ваши слезы в одиночку,

И речи в уголку вдвоем,

И путешествия в Опочку,

И фортепьяно вечерком?..

Алина! сжальтесь надо мною.

Не смею требовать любви.

Быть может, за грехи мои,

Мой ангел, я любви не стою!

Но притворитесь! Этот взгляд

Все может выразить так чудно!

Ах, обмануть меня не трудно!...

Я сам обманываться рад!

Прощание

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,

Меняя всё, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальная подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его.

Простишь ли мне ревнивые мечты...

Простишь ли мне ревнивые мечты,

Моей любви безумное волненье?

Ты мне верна: зачем же любишь ты

Всегда пугать мое воображенье?

Окружена поклонников толпой,

Зачем для всех казаться хочешь милой,

И всех дарит надеждою пустой

Твой чудный взор, то нежный, то унылый?

Мной овладев, мне разум омрачив,

Уверена в любви моей несчастной,

Не видишь ты, когда, в толпе их страстной,

Беседы чужд, один и молчалив,

Терзаюсь я досадой одинокой;

Ни слова мне, ни взгляда... друг жестокий!

Хочу ль бежать,- с боязнью и мольбой

Твои глаза не следуют за мной.

Заводит ли красавица другая

Двусмысленный со мною разговор,-

Спокойна ты; веселый твой укор

Меня мертвит, любви не выражая.

Скажи еще: соперник вечный мой,

Наедине застав меня с тобой,

Зачем тебя приветствует лукаво?..

Что ж он тебе? Скажи, какое право

Имеет он бледнеть и ревновать?..

В нескромный час меж вечера и света,

Без матери, одна, полуодета,

Зачем его должна ты принимать?..

Но я любим... Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Тебе смешны мучения мои;

Но я любим, тебя я понимаю.

Мой милый друг, не мучь меня, молю:

Не знаешь ты, как сильно я люблю,

Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

Редеет облаков летучая гряда...

Редеет облаков летучая гряда.

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины.

Люблю твой слабый свет в небесной вышине;

Он думы разбудил, уснувшие во мне:

Я помню твой восход, знакомое светило,

Над мирною страной, где все для сердца мило,

Где стройны тополы в долинах вознеслись,

Где дремлет нежный мирт и темный кипарис,

И сладостно шумят полуденные волны.

Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень,

Когда на хижины сходила ночи тень -

И дева юная во мгле тебя искала

И именем своим подругам называла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В крови горит огонь желанья...

В крови горит огонь желанья,

Душа тобой уязвлена,

Лобзай меня: твои лобзанья

Мне слаще мирра и вина.

Склонись ко мне главою нежной,

И да почию безмятежный,

Пока дохнет веселый день

И двигнется ночная тень.

Весна, весна, пора любви...

Весна, весна, пора любви,

Как тяжко мне твое явленье,

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови...

Как чуждо сердцу наслажденье...

Всё, что ликует и блестит,

Наводит скуку и томленье.

______

Отдайте мне метель и вьюгу

И зимний долгий мрак ночей.

Всё в жертву памяти твоей...

Всё в жертву памяти твоей:

И голос лиры вдохновенной,

И слезы девы воспаленной,

И трепет ревности моей,

И славы блеск, и мрак изгнанья,

И светлых мыслей красота,

И мщенье, бурная мечта

Ожесточенного страданья.

Всё кончено: меж нами связи нет...

Всё кончено: меж нами связи нет.

В последний раз обняв твои колени,

Произносил я горестные пени.

Всё кончено - я слышу твой ответ.

Обманывать себя не стану вновь,

Тебя тоской преследовать не буду,

Прошедшее быть может позабуду -

Не для меня сотворена любовь.

Ты молода: душа твоя прекрасна,

И многими любима будешь ты.

Дориде

Я верю: я любим; для сердца нужно верить.

Нет, милая моя не может лицемерить;

Все непритворно в ней: желаний томный жар,

Стыдливость робкая, харит бесценный дар,

Нарядов и речей приятная небрежность

И ласковых имен младенческая нежность.

Е.К. Н. Ушаковой

В отдалении от вас

С вами буду неразлучен,

Томных уст и томных глаз

Буду памятью размучен;

Изнывая в тишине,

Не хочу я быть утешен,-

Вы ж вздохнете ль обо мне,

Если буду я повешен?

Желание

Медлительно влекутся дни мои,

И каждый миг в унылом сердце множит

Все горести несчастливой любви

И все мечты безумия тревожит.

Но я молчу; не слышен ропот мой;

Я слезы лью; мне слезы утешенье;

Моя душа, плененная тоской,

В них горькое находит наслажденье.

О жизни час! лети, не жаль тебя,

Исчезни в тьме, пустое привиденье;

Мне дорого любви моей мученье -

Пускай умру, но пусть умру любя!

Заклинание

О, если правда, что в ночи,

Когда покоятся живые,

И с неба лунные лучи

Скользят на камни гробовые,

О, если правда, что тогда

Пустеют тихие могилы -

Я тень зову, я жду Леилы:

Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Явись, возлюбленная тень,

Как ты была перед разлукой,

Бледна, хладна, как зимний день,

Искажена последней мукой.

Приди, как дальная звезда,

Как легкой звук иль дуновенье,

Иль как ужасное виденье,

Мне всё равно, сюда! сюда!..

Зову тебя не для того,

Чтоб укорять людей, чья злоба

Убила друга моего,

Иль чтоб изведать тайны гроба,

Не для того, что иногда

Сомненьем мучусь... но тоскуя

Хочу сказать, что всё люблю я,

Что всё я твой: сюда, сюда!

Зачем я ею очарован?..

Зачем я ею очарован?

Зачем расстаться должен с ней?

Когда б я не был избалован

Цыганской жизнию моей.

__________

Она глядит на вас так нежно,

Она лепечет так небрежно,

Она так тонко весела,

Ее глаза так полны чувством,

Вечор она с таким искусством

Из-под накрытого стола

Мне свою ножку подала.

Зачем, Елена, так пугливо...

Зачем, Елена, так пугливо,

С такой ревнивой быстротой,

Ты всюду следуешь за мной

И надзираешь торопливо

Мой каждый шаг? . . . . я твой.

К *** (Счастлив, кто близ тебя...)

Счастлив, кто близ тебя, любовник упоенный,

Без томной робости твой ловит светлый взор,

Движенья милые, игривый разговор

И след улыбки незабвенной.

К *** (Не спрашивай...)

Не спрашивай, зачем унылой думой

Среди забав я часто омрачен,

Зачем на все подъемлю взор угрюмый,

Зачем не мил мне сладкой жизни сон;

Не спрашивай, зачем душой остылой

Я разлюбил веселую любовь

И никого не называю милой —

Кто раз любил, уж не полюбит вновь;

Кто счастье знал, уж не узнает счастья.

На краткий миг блаженство нам дано:

От юности, от нег и сладострастья

Останется уныние одно...

К *** (Нет, нет, не должен я, не смею...)

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться;

Спокойствие мое я строго берегу

И сердцу не даю пылать и забываться;

Нет, полно мне любить; но почему ж порой

Не погружуся я в минутное мечтанье,

Когда нечаянно пройдет передо мной

Младое, чистое, небесное созданье,

Пройдет и скроется?.. Ужель не можно мне,

Любуясь девою в печальном сладострастье,

Глазами следовать за ней и в тишине

Благословлять ее на радость и на счастье,

И сердцем ей желать все блага жизни сей,

Веселый мир души, беспечные досуги,

Всё - даже счастие того, кто избран ей,

Кто милой деве даст название супруги.

Как сладостно!.. но, боги, как опасно...

Как сладостно!.. но, боги, как опасно

Тебе внимать, твой видеть милый взор!..

Забуду ли улыбку, взор прекрасный

И огненный, волшебный разговор!

Волшебница, зачем тебя я видел —

Узнав тебя, блаженство я познал —

И счастие мое возненавидел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 месяцев спустя...

Дар напрасный, дар случайный...

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

26 мая 1828

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...

******

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество Божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...