Рона Опубликовано 28 Июня 2009 Поделиться Опубликовано 28 Июня 2009 Опубликовано: Л.В. Шапошникова. Тернистый путь Красоты. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. – С. 181–203. НА БЕРЕГАХ ИНЫХ МИРОВ На морском берегу бесконечных миров встречаются дети... Они строят себе домики из песка и играют пустыми раковинами. Из увядших листьев свивают они себе ладьи и, улыбаясь, пускают их над необъятными глубинами. Дети играют на морском берегу миров. Они не умеют плавать, они не умеют закидывать сети. Искатели жемчуга ныряют за жемчугом, купцы плывут на своих кораблях, а дети собирают камешки и снова разбрасывают их. Они не ищут скрытых сокровищ, они не умеют закидывать сети. Микалоюс Константинас Чюрленис Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии. Вячеслав Иванов Художник – это тот, кто роковым образом, даже независимо от себя по самой природе своей, видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена действительностью наивной; тот, наконец, кто слушает мировой оркестр и вторит ему не фальшивя. http://video.mail.ru/mail/lina.rybnikova/889/2166.html http://www.youtube.com/watch?v=rincAXmXxm4 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Ирэна Опубликовано 28 Июня 2009 Поделиться Опубликовано 28 Июня 2009 Микалоюс Константинас Чюрленис Рона, еще раз повторюсь - Чюрленис (как живописец) не абстракционист, а скорее символист. Также его картины можно отнести к направлению русского космизма начала ХХ века (его представители - Смирнов-Русецкий, Черноволенко и др.). Было такое объединение молодых русских художников - Амаравелла (название красивое, правда?). Чюрленис в него не входил, но он оказал сильное влияние на эту группу, как и Рерих. Абстракционисты потому так и названы, что они отказались от изображения конкретных предметов. У Чюрлениса же все наполнено предметами-символами, как реальными, так и фантастическими, очень глубокими, кстати. И вообще этот художник достоин отдельной темы, по-моему. Тем более что он был не только живописцем, но и композитором. Чюрленис - это целый мир, и к абстракционизму он не имеет никакого отношения. Вот, кстати, для сравнения картины Чюрлениса и Смирнова-Русецкого (несколько лет назад я была на его выставке в музее Востока, картины у него чУдные, надо сказать). М.К. Чюрлёнис. angel Б.А. Смирнов-Русецкий. Одинокий ангел. М.К. Чюрлёнис. Город. Утро Б.А. Смирнов-Русецкий. В лучах неведомого солнца. И где тут абстракционизм? Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 28 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 28 Июня 2009 Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911) Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайной композицией какие-то космические симфонии. Вячеслав Иванов принесла Чюрленису немало новых впечатлений и дала толчок его художественному сознанию. "Я рисовал или по целым часам сидел у моря, в особенности на закате я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше..." В основе работ художника 1905-1906 годов лежит размышление о стремлении людей к счастью. О жажде истины, справедливости, братства. И о жестокости действительности, в которой сгорают искры надежд. Она летит в поднебесье, высоко над миром, увенчанная диковинным убором из золотых перьев. Ее веки прикрыты. Обеими руками - бережно и нежно - она несет перед собой мягко сияющий шар. Лучезарный свет торжествует, побеждая холодную пустоту... Чюрленис назвал свою аллегорию многозначительно "Дружба". Непроглядно темно, пусто вокруг строго неприступного человека, держащего свечу. Привлеченные пламенем слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив. Опаляя крылья, они беспомощно гибнут. Но все же летят и летят. Человек стоит уверенно, сурово, и в его протянутой руке - свеча с неистребимым огнем истины и надежды... Мечтой художника о мировой гармонии и красоте рождены циклы картин "Сотворение мира" и "Знаки Зодиака". Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы... Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность... Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу - надпись по-польски: "Да будет!" Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла "Сотворение мира". Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 28 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 28 Июня 2009 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Ирэна Опубликовано 28 Июня 2009 Поделиться Опубликовано 28 Июня 2009 И усилиями неба и земли в открытом сознании, в жизненном применении, снова живая ткань Красоты сойдет человеку. Н.К. Рерих Мне кажется, что это все-таки мир, который мы сейчас не можем видеть своими глазами. Но этот неведомый мир каким-то образом проходит через человека. В.Т. Черноволенко Иду... Сквозь ужас и беду... Сквозь вихри темных наваждений... Иду на светлую звезду По лабиринту сновидений. Среди сетей, среди теней Не прекращается движенье, А радиация растет! И нарастает напряженье. Иду... Сквозь горную гряду... Иду вдоль гибельного края... Грань мыслимого перейду, Немыслимое постигая. Материя все горячей, Но дух и этот путь осилит! – Мы превратимся в сноп лучей, Когда звезду пройдем навылет. Юрий Линник Амаравелла (Санскрит Amaravella — Ростки бессмертия) — объединение молодых русских художников-интуистов 1923—1928 гг. Второе название группы «Космисты». В объединение входили А.П. Сардан (Баранов) (1901-1974), Б.А. Смирнов-Русецкий (1905–1993), П.П. Фатеев (1892-1971), С.И. Шиголев (1895-1942?), В.Т. Черноволенко (1900-1972) и В. Н. Пшесецкая (Руна). Идейно художники относились к «русскому космизму» а также под влиянием творчества Е. Блаватской, Н. Рериха, М. Чюрлёниса, В. Борисова-Мусатова и древних традиций культуры Востока. Художественная группа ”Амаравелла”, объединившая первых в нашей стране художников - космистов, начала складываться в 1923 г. Вот ее состав на 1927 г., когда группа окончательно сформировалась: Петр Петрович Фатеев,- глава группы, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, Вера Николаевна Пшесецкая (Руна), Александр Павлович Capдан, Сергей Иванович Шиголев, Виктор Тихонович Черноволенко. Экзотически звучащее название группы кажется заимствованным из словаря Александра Грина. Игровое по своему происхождению и характеру, это название не имеет однозначного перевода. Перед нами своеобразная криптограмма. Придумал ее А. С. Сардан, человек блистательной выдумки. По-разному расшифровывалось название группы. Вот некоторые варианты: ”несущий свет”, ”творческая энергия”, ”всходы бессмертия”. Санскритские корни отчетливо прослушиваются в названии группы. Но точного эквивалента для них в русском языке не смогли подобрать даже опытные специалисты. Возможно, сам подход здесь неверен - ведь перед нами название-игра, название-фантазия. Вероятно, магическая музыка, заложенная в нем, несет в себе больше значений, чем прямой смысл. Название было предложено в 1927 г. Повод для его возникновения - исключительное событие в жизни группы: по инициативе Николая Константиновича Рериха, посетившего Москву в 1926 г., в США организуется выставка молодых художников - космистов. Именно к этой выставке был приурочен и манифест ”Амаравеллы”. Приводим его текст полностью: Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. Научить этому нельзя. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого первоисточника. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их цель будет достигнута”. Важнейшая особенность манифеста - его внутренняя диалектичность: программные взгляды здесь формулируются с помощью отрицания - утвердившимся ”тезам” группа противопоставляет свои нетривиальные ”антитезы”. Вот пары противоположностей, отчетливо просматривающиеся в манифесте: рассудок-интуиция, анализ - вчувствование, формальность-содержательность. Сама заложенная в манифесте структура говорит о скрытой в нем полемичности. С кем же спорит ”Амаравелла”? Рассудочно-аналитический подход к искусству, увлечение чисто формальным поиском, геометризация живописного языка - все это черты, характерные для ряда художественных течений 20-х годов, прежде всего для супрематизма и конструктивизма. ”Амаравелла” возникла на фоне преобладающего влияния этих течений и сразу же выделилась из этого фона! Выделилась четко, контрастно, хотя в силу исторических причин осталась почти незамеченной. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 Александ Маранов Виктор Черноволенко Смирнов-Русецкий Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 Олег Высоцкий Смирнов-Русецкий За гранью обычного Русские художники-космисты За гранью обычного Русские художники-космисты За гранью обычно оформленного слагается особый язык. Несказанное чувствование. Там вспыхивает между нами тайная связь. Там понимаем друг друга нежданными рунами жизни; начинаем познавать встреченное взором, близким вечному чуду. Николай Рерих Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 Космизм как направление в искусстве Едва ли можно спорить с утверждением, что художник отражает в своем творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое «реальность»? Только ли яблоки в вазе или сцены на улице? Духовный поиск – это реальность? Течение времени – это реальность? Тайны мироздания – это реальность? Мысль – это реальность? Могут ли зримые образы передать полет мысли? Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос своими произведениями. Отвечают – утвердительно. Своим творчеством они предвосхищают раскрытие тех процессов космической эволюции, которые разворачиваются в настоящее время, но пока не могут быть описаны средствами традиционного научного познания. В своих живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о взаимосвязи человека и Вселенной, о мирах иных измерений и иных состояний материи – взаимопроникающих друг в друга и существующих как единая реальность, о красоте этих нездешних миров. В. Черноволенко. Лучистые мысли Космизм как новое направление в живописи явился продолжением русских духовных традиций, он особенно ярко заявил о себе в начале ХХ века. Это было связано с отражением в художественном пространстве космического мироощущения, за которым стояла новая красота и ее поиск. Новое направление отринуло символизм и соприкоснулось с космической реальностью, с его новой энергетикой. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 К числу таких художников можно отнести группу «Амаравелла», которая в своих необычайно смелых по мысли картинах воплощала те идеи, о которых писали К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский. Мощное влияние на творчество «Амаравеллы» оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами и знакомство с учением Живой Этики. К несчастью, члены группы «Амаравелла» разделили судьбу многих талантливых русских людей, уничтоженных тоталитарным режимом. Космическое искусство на долгие десятилетия оказалось под запретом. А. Маранов. Радуга. Проникновение Новый расцвет космизма в художественном творчестве начался в конце 1980-х годов. С момента своего окончательного открытия в 1997 году Музей имени Н.К. Рериха, регулярно предоставляет свои залы современным художникам-космистам. Это не случайно. По словам Л.В. Шапошниковой: «В наши дни в культурно-духовном пространстве России уже идет удивительный процесс развития нового космического художества. Его творцы очень разные и по мастерству, и по духовной наполненности. Но всех их объединяет безграничная любовь к Красоте и Беспредельности. Настоящих мастеров, тонко ощущающих Инобытие, с развитой внутренней энергетикой и умением творить новые формы <…> пока мало». Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 Но, не замечаемые официальным искусствоведением, эти художники по праву заслужили любовь и признание многочисленных посетителей выставок, восхищенных утонченной красотой их картин. Через зримые образы на своих полотнах космисты передают то, что до самого недавнего времени было принято называть нематериальным. Живая Этика объясняет нам, что помимо плотного мира существуют два других – Тонкий и Огненный, – и духовные проявления относятся к этим, более высоким формам бытия. Именно Тонкий мир и отражают в своем творчестве художники-космисты. Они воплощают в своих картинах Новую Красоту и новую энергетику, благодаря которой мы вступаем в энергообмен со всем, что видим и к чему прикасаемся Их сюжеты вполне реальны, только эта реальность более высокого порядка. Именно поэтому она не менее объективна, чем вещный мир. Одно из доказательств тому – выставки художников-космистов в Центре-Музее имени Н.К. Рериха. Их участники – художники, работающие независимо друг от друга. Среди них можно назвать Олега Высоцкого, Сергея Федотова, Юрия Ушкова, Ирину Богаченкову, Александру Тихонову, Ирину Кулябину, Валерия Каргополова, Владимира Глухова, Александра Рекуненко, Игоря Анисифорова, Александра Маранова и многих других. Техника и манера каждого из них совершенно индивидуальны, но насколько сходен язык их образов, цветовая гамма картин, некоторые детали! Творчество современных космистов по праву может быть названо синтетическим: будучи европейскими художниками конца ХХ – начала XXI века, космисты свободны в самовыражении, но, подобно религиозным художникам, целью своего творчества они ставят раскрытие некоей духовной идеи. Идеи инобытия, духовного преображения, связи с Высшим, которые имели глубокую традицию в русской православной иконописи. иконописи. Ю. Кузнецов. Св. Стефан Махрищенский Однако художники этого направления постепенно отходят от иконописной традиции, освобождаются от церковных канонов и смело устремляются на широкий духовный простор Космоса. Есть еще одна культурная традиция, о взаимосвязи которой с творчеством космистов хочется сказать особо. Это философская живопись Китая и Японии, где пейзаж – иногда с редкими фигурами, иногда безлюдный – был воплощением определенного психологического состояния или философской идеи. Такой условный пейзаж часто встречается в живописи космистов, он становится не изображением природы, а отражением человеческой души. Есть еще одна культурная традиция, о взаимосвязи которой с творчеством космистов хочется сказать особо. Это философская живопись Китая и Японии, где пейзаж – иногда с редкими фигурами, иногда безлюдный – был воплощением определенного психологического состояния или философской идеи. Такой условный пейзаж часто встречается в живописи космистов, он становится не изображением природы, а отражением человеческой души. Творчество космистов – это своеобразное возвращение к изначальной нерасчлененности философии и искусства, но возвращение на совершенно новом уровне – как идейном, так и изобразительном. Художники-космисты дают возможность прикоснуться к энергетическим изменениям, происходящим сейчас в мире, к изменениям, связанным с Космической эволюцией, – эти изменения наиболее полно ощущаются во внутреннем творческом пространстве искусства. Несмотря на то, что каждый художник ищет индивидуальные средства выражения своих идей, многие образы оказываются сходны. Это объясняется тем, что художники-космисты интуитивно обращаются к языку мифологических символов, память о которых веками хранится в человеческой культуре. Излюбленный цвет многих художников – синий. В мифологии это цвет мудрости, тайны, знаний, добываемых из запредельных миров. Синий цвет – цвет гармоничной ауры, знак высокой духовности. И поэтому глубокий, полнозвучный синий – колорит многих полотен художников-космистов. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 В истории искусства мало творцов, которые, подобно Чюрлёнису, смогли в своих произведениях пронести такой заряд самоутверждения жизни, не оставляющей места даже смерти. И, в этом аспекте, метафора полёта Чюрлёниса сливается с очевидностью реального бессмертия, являя нам мир просветлённой и одухотворённой плоти. В его картинах невозможно увидеть мёртвых тел. Он не изображает умерших людей, зверей, птиц, деревьев. Всё живо, всё стремится к вечности бытия, и в этом стремлении даже демоны, звёзды, облака, камни и кресты на литовском кладбище исполнены духом жизни. Сотворённый Чюрлёнисом мир существует по своим законам, в своём времени и пространстве. Это невидимый мир, сокрытый от шума цивилизации. Он, спрятанный художником под покровом ночи или в сияющем свете солнца, по природе своей интимен и уединён. Его нельзя коснуться грубым рукам, ибо образы рассыплются в прах, исчезнут в изначальном эфире. Возможно, поэтому, метафора Чюрлениса, не всегда была доступна современниками. И его жизнь сравнима с мифом о высоко взлетевшем Икаре, забывшем в своём полёте о земном тяготении и оставшемся жить в пространстве духовного неба. Метафора Рериха была иной. Раннее увлечение археологией, погружение и прикосновение к сокрытым в земле кладам, хранящим память об ушедших поколениях, будоражили воображение художника и исследователя. По отдельным знакам, фрагментам, узорам орнамента, ассоциациям, он выстраивал и воссоздавал картины прошлого, в которых оживали голоса умершей природы и людей. Рерих, как и Чюрлёнис, одушевлял, извлекал «из под спуда» времени мир утраченной культуры, в которой звучал гимн неуничтожимой жизни на универсальном языке Вечной Женственности. Образ Женщины — Матери мира, покрывающей своими блистающими одеждами всё живое, стал для Рериха источником творческого вдохновения и восхождения к высотам духа. В образе Матери мира отражены черты бого-материальности предметов, дарующей излучение тонких духовных энергий простым, обыденным вещам. Своеобразная археология духа запечатлена в уверенных и чётких линиях на полотнах Рериха. Тема единения человека и природы, микро и макрокосма создаёт внутренний диалог двух свободных личностей. И здесь, мы вновь видим сложный иератический брак плоти и духа, брак, исключающий животное обладание и уничтожение друг друга, брак, в котором предстояние тайне мира — покровам Матери всего живого, становится главным в отношениях человека и Космоса. Человек приходит к пониманию тайны сокровенного смысла по лестнице духовного самосовершенствования, через преодоление собственной «мохнатости», варварства и тьмы невежества. В картинах Рериха нет отрицания земного притяжения, нет свободного парения, у него всё монументально, всё вечно и имеет свои корни. Утверждение жизни покоится на силе и стихии камня. Камни, мегалиты и горы в метафоре Н. К. Рериха утверждают закон незыблемости и самостояния космоса, его величия и силы. Скандинавские руны, знаки на камнях, соединяющие Восток и Запад в едином порыве восхождения к совершенству (со-вершинности) становятся в ключом к «несказанному вчувствованию» особого языка незримого. Свою картину мира художник насыщает редкостными оттенками контрастных цветов. Язык цвета и форм несёт информацию, своеобразную систему знаний. Картины Рериха надо читать, а Чюрлёниса слушать. В них заложен универсальный смысл священных знаков Космоса, который невербален и трудно выразим логикой интеллектуальных построений. Очевидность неочевидного, вчувствование в незримое унаследовали от Чюрлёниса и Рериха молодые художники группы Амаравелла (с санскрита Amaravella — Ростки бессмертия). Группа существовала в 20-е годы ХХ века и главным принципом её мировоззрения стали интуитивные практики прозрения и понимания внутренней ноуменальной стороны мира. В объединение «Амаравела» входили П. П. Фатеев (1892–1971), А. П. Сардан (1901–1974), С. И. Шигалев (1895–1942?), В. Т. Черноволенко (1900–1972) и В. Н. Пшесецкая (Руна), Б. А. Смирнов-Русецкий (1905–1993). Манифест группы художников-космистов «Амаравелла» 1927 года гласил: «1. Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. 2. Научить этому нельзя. 3. Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. 4. Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. 5. В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенный, не претендуя на самодовлеющее значение. 6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их мысль будет достигнута». Создание говорящих картин, являющих мысль художника, стало целью творческих поисков «Амаравеллы». Революционные пострясения в России и приоритет социально-классового строительства нового общества без учёта космической эволюции человечества, поставили художников в оппозицию к существующей власти. Раскрытие космических законов и обнаружение инобытия звука и света — стихий, преображающих материю и ведущих к альтернативной большевистской революции духа, к прорыву к вечной, втусторонней реальности была актуальной для художников – интуитивистов. Основываясь на учении Е. Блаватской и Н. Рериха, каждый из них искал свой путь, свою метафору преображения. Петр Фатеев исповедовал преображение материи в очистительной силе огня. Последователь Агни-йоги и учения Заратуштры он видел мира в неугасимом пламени духа, насыщающего всё пространство эманациями новых возможностей потенциально существующих миров. Александр Сардан — художник и музыкант, последователь А. Скрябина, отразил в своих картинах звучащие структуры Космоса, своего рода звуковые магические кристаллы, в которых сочетались и перекрещивались мир земной и небесный в наложении линий, красок и образов. Метафора Руны (художественный псевдоним В. Н. Пшесецкой) заключалась в раскрытии космической эволюции, отраженной в кармических перевоплощениях человека. От её творчества сохранилось лишь пять портретов, остальное наследие художницы утрачено после ареста. Сергей Шиголев — биолог, исследователь морских беспозвоночных, отразил жизнь живых организмов в связи с космической эволюцией. Фантастические картины рождения новых миров и материи, мистерия жизни в бесконечном творении форм характерно для его миропонимания. У Виктора Черноволенко пространство музыки и света организует мир незримого. Незримое лишено тяжести. Как и на картинах М.К. Чюрлёниса, мир у Виктора Черноволенко явлен как музыкальные гаммы, рождающие формы и образы, одухотворяющие природу зримых вещей. Мерцающие краски, фантастические оттенки цвета порождают симфонию Космоса, в котором утверждается единство плоти и духа. Борис Смирнов-Русецкий (1905–1993) услышал и передал симфонию пространства в прозрачности природы. Прозрачность связана с прозрением, проницательным вчувствованием в иное, невидимое, но соприсутствующее. Прозрачность — это тишина, покров покоя, который и хранит особый язык сущего, сокровенную руну бытия или волшебный камень Чинтамани. Мир светлый, прозрачный, лёгкий является частицей чистоты пространства, как белого листа, в явленной белизне которого находятся все нераскрытые, непрочувствованные образы. И цель художника космиста открыть, явить их миру, сделать зримыми, не нарушив их сокровенности. Подобная задача стоит перед каждым творцом, сопричастным наследию русского космизма. Планка высоких этических отношений между миром и человеком должна быть выдержана, иначе нельзя найти свой собственный путь, обрести свой стиль миропостижения. Особенностью пути каждого художника русского космизма является творческая самостоятельность, автономный поиск себя самого и, как следствие, очень личностный характер картин, выходящих из-под его кисти. Правы были художники «Амаравеллы» когда указывали на то, что картина должна говорить с человеком, как личность с личностью, равный с равным. И в этом смысле, взаимная проявленость космоса души художника и мировой души пространства, приводят к сотворению совершенной формы мистического зеркала произведения искусства, которое может стать вратами к незримому, неведомому, нереализованному в себе. Картина, порождённая подобным союзом, вызывает не только отклик, но способна выявить новые грани, бытийные возможности личного существования каждого. Грани возможного, подобно кристаллам вечности, дают человеку способность к иному взгляду на обыденные вещи. Для современного художественного искусства открытие новых горизонтов души человеческой более чем актуально. В наши дни человек нуждается в защите от внешнего агрессивного, технократического способа существования. В перспективе восстановления духовных связей между поколениями художников -космистов важно не столько представление об иных космических мирах, сколько отражение новых ландшафтов души человеческой, понимание того, что цветущая сложность мира и его многообразие содержится в нас самих. В этом случае не представление образа окружающего нас Крсмоса, а отражение состояния человека, его гармонии с миром является актуальным. Задача современного искусства русского космизма помочь заново открыть человеку его самого и обнаружить точку самостояния, своего рода пуповину, изначальную личную связь с универсумом. Обнаружение этой связи, точки опоры, в творчестве идёт по-разному. Художники начала XXI столетия ищут пути раскрытия новых ментальных пространств для самореализации творческого духа. Одним из таких художников - первооткрывателей является Андрей Соболев. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 http://www.icr.su/rus/work/exhibitions/kosmisty/ http://www.cintes.ru/info/catfourinfo46174.html 591×458на file.roerich.comJPG, 45 КБ МАНИФЕСТ ГРУППЫ ХУДОЖНИКОВ-КОСМИСТОВ "АМАРАВЕЛЛА" Донецкий Рериховский Вестник О нас Наши дела Библиотека Общение Ссылки Галереи Образов:Галерея Образов Виктора Черноволенко (Амаравелла). Галерея Образов Природы (работы Сибирских и Киевских фотохудожников). Галерея Образов ТО "Пересвет" (г.Киев). Галерея Образов А.Л.Чижевского (ученика К.Э.Циолковского). Галерея Образов Александра Сардана (Амаравелла). Галерея Образов Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (Амаравелла). Галерея Образов Петра Фатеева (Амаравелла). Галерея Образов Сергея Шиголева (Амаравелла). Галерея Образов Светланы Люшиной (Хараламбус). О Вере Николаевне Пшесецкой (Амаравелла). МАНИФЕСТ ГРУППЫ ХУДОЖНИКОВ-КОСМИСТОВ "АМАРАВЕЛЛА" 1.Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. 2.Научить этому нельзя. 3.Сила впечатления и убедительности произведения зависит от глубины проникновения в первоисточник творческого импульса и внутренней значимости этого источника. 4.Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов Космоса - в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. 5.В стремлении к этой цели элемент технического оформления является второстепенным, не претендуя на самодовлеющее значение. 6. Поэтому восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания - тогда их цель будет достигнута. http://file.roerich.com/test/Gallery Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 Галерея Образов Виктора Тихоновича Черноволенко (1900 - 1972) ХРАМ СВЕТАБыть или не быть человечеству? Преображение или небытие? Виктор Тихонович Черноволенко (1900-1972) всем своим светлым творчеством выбрал Преображение. Человек должен творить вместе с Космосом - Космосом живым и разумным, а не тем космосом - пустыней, каким его воспринимают сегодня многие. Творчество эволюции, оплодотворенное эйдосферой (термин Платона), породило на нашей планете и всю удивительно разнообразную биосферу, и нас с вами. Какие еще доказательства нужны для признания космотворчества? Живой мир, гармония сфер - как близки были эти понятия художнику и мыслителю Черноволенко. Иная реальность, иные миры открывались иногда его внутреннему взору с такой ясностью, что оставалось только перенести это видение на бумагу или холст. В глубокой сосредоточенности и отрешенности, не пытаясь анализировать увиденное, плавными движениями он наносил на бумагу дивные "мосты", "тоннели", "окна" в другие измерения. Что это, как не самые древние архетипы, самые базовые наши визуальные впечатления от созданного Богом мира. Глядя на картины Черноволенко, на изображенные на них кружевные переплетения пространственно-временных слоев, чувствуешь, как плывешь сквозь удивительные напластования, теряя вес и даже форму, с которой художник экспериментировал очень смело, хотя формалистом никогда не был. В мире после Преображения, запечатленного на картинах Мастера, все будет иным. Люди преображенного мира предстают на них в целом похожими на обычных людей, но только более высокими, ибо отсутствие земного притяжения позволит человеку расти. Поражает строгость и предельная обобщенность этих фигур, а также скромность используемых для их изображения живописных средств. Очень часто на картинах Черноволенко присутствует образ стоящего на границе миров Наблюдателя, Свидетеля - безмолвного, но отнюдь не отстраненного от происходящего. Всматриваясь в удивительную гамму красок земных пейзажей, художник находил краски для изображения иных миров и самой Вечности - той, в которой все миры и эпохи когда-нибудь встретятся. Материя земная становилась прозрачной. Кисть в руке Виктора Тихоновича будто сама собой плела удивительные кружева взаимопроникающих пространств, наслаивая их друг на друга гармонично и музыкально. Следует заметить, что музыка для Черноволенко значила очень многое, и трудно сказать, что он любил больше. Часто он повторял, что если лишить его музыки, то и рисовать он не сможет. Но справедливым было бы и обратное утверждение - внутренняя связь его музыкальных и живописных импровизаций существовала безусловно. Недаром многие картины художника носят "музыкальные" названия - "Симфония", "Мелодия и ритм", "Песнь звезд", "Звуки". В последней представления Черноволенко максимально сближаются с мировидением А.Сардана. Весь мир с его высшими и проявленными планами заполнен различными звуками, насыщен вибрациями - радостными, зовущими. Маленькая белая фигурка человека в левом углу и сама исторгает звуки (поет или играет), и впитывает многоголосие светозвуковой симфонии жизни. Картины росли под чуткой рукой художника, как растут кроны деревьев. Без предварительного карандашного рисунка появлялись на них "стволы" и "ветви", переплетаясь в сложнейшем узоре, образуя "мосты" и "арки". Как получалось столь многослойное глубочайшее пространство, удивительно похожее на живую ткань, Виктор Тихонович вряд ли мог объяснить словами, но оно получалось и теперь осталось на века. Художник не мог работать на обычной белой бумаге. Воображение подсказывало, какой фон он должен положить для проявления будущего иномира. Остается тайной, как добивался он такой удивительной светоносности акварельного фона и как наращивал слой за слоем, накладывая друг на друга полупрозрачные миры. Случалось, что акварель ложилась у него так густо, что трудно понять - темпера это или же масло. И хотя живописному ремеслу Черноволенко нигде не учился, это не помешало ему стать настоящим художником, ибо дар особого видения дается от Бога. После выставки 1929 года В.Т.Черноволенко, как и его товарищи по "Амаравелле", был вынужден оставить живопись до лучших времен. Будучи патриотом и тружеником от природы, он с головой окунулся в производственную деятельность, и долгие годы, вплоть до ухода на пенсию в 1960-м, не имел возможности полностью отдаваться любимому творчеству. Зато потом Мастером было создано более 250 самых прекрасных и глубоких по смыслу картин, в том числе посвященные Елене Ивановне Рерих ("Торжество", 1966) и Юрию Николаевичу Рериху ("Сокровище", 1966), представленные на нашей выставке. Жил художник очень скромно, в маленькой коммунальной комнатушке. Но рядом была любимая и преданная жена, старенькое фортепиано и краски. Этого рыцарю Храма Искусства было достаточно, чтобы творить самозабвенно и дарить радость тем, кто соприкасался с его творчеством. И здесь судьба была благосклонна к Мастеру. В 1958 году он знакомится с вернувшимся в Россию Юрием Николаевичем Рерихом. Юрий Николаевич часто бывал в гостях у художника и его жены Марии Филипповны. Он очень высоко оценил талант Черноволенко, любил слушать его фортепианные импровизации. Конечно, эта встреча была для художника событием невероятной важности. "Мне открылись такие горизонты на пути творчества, - писал он, - о которых я раньше и не мог даже мечтать". И действительно, расцвет таланта Черноволенко приходится на последние двенадцать лет его жизни. Когда смотришь на полотна, созданные им в эти годы, нередко испытываешь ощущение, что стоишь перед иконостасом того Храма Света, который непременно создаст человечество, очнувшись от безумия противостояния и разрушения. Картины Черноволенко кажутся самосветящимися. Сквозь них, как через окна в иные миры, изливается нетварный свет, исцеляющий душу. Удивительно, что практически ни на одной из них вы не обнаружите локальный источник света, от которого предметы отбрасывают тени. Вспомним, что со времен эпохи Возрождения художники, стремясь показать на двухмерной плоскости картины глубину пространства, за счет линейной перспективы добивались изумительного ощущения его трехмерности. Также тщательно они работали с освещением. Предметы, отбрасывая тени, казались объемными и почти реальными. Черноволенко не пользуется ни линейной перспективой, ни светотенью, однако мы ощущаем бездонную глубину его полотен, взгляд утопает в многоплановости сетевых структур-пространств. Нетварный свет излучается от картин, в которых мы не можем обнаружить источник света. Эти особенности его живописи наводят на мысль о законах изображения, используемых в иконописи. Точно так же нет прямой перспективы в русских иконах, на которых мы не видим и источника света и теней, вот почему сравнение картин Черноволенко с иконостасом кажется вполне оправданным и с точки зрения определенных традиций изображения. Иногда представляется, что мастер отодвигал занавес ночного неба с прикрепленными к нему бусинками звезд и созерцал высшую реальность. Так, на картине "Отшельники" (1965) за привычным нашему взору земным пейзажем открывается иной мир. Художник решает это смелым и неожиданным приемом: будто занавес в театре, он приподымает вверх темное небо, усеянное звездами, и за занавесом нашей реальности предстает мир горний, заполненный мягким светом инобытия, и в этом преображенном мире мы видим фигуры отшельников. Тихий, скромный, задумчивый человек, Виктор Черноволенко совершил настоящий духовный подвиг, сумев "среди кипения жизни храм утвердить". Не сам ли он задумчиво сидит на грани двух миров - дольнего и горнего - и впитывает душой и сердцем Художника музыку сфер, наблюдает мистерию происходящего в Высшем мире Преображения ("Подвиг незримый", 1965)? Рыцарь Духа, служитель Красоты, строитель Будущего. Сегодня мы имеем счастье видеть его послания из этого светлого и прекрасного будущего, которые помогут нам такое будущее создать, если мы отвергнем сценарий темных сил, ежедневно навязываемый по всем теле-, радио- и печатным каналам. ВОЗВРАЩЕНИЕ МАСТЕРАУдивительно, но первые полотна Виктора Черноволенко вначале получили признание не в России, а в Америке. Это произошло в 1928 году благодаря провидческой помощи Николая Константиновича Рериха. Именно он, мудрец и пророк, организовал две выставки работ художников-космистов группы "Амаравелла" (1927-1928), на второй из них были представлены и картины Черноволенко. К сожалению, мастер жил во времена, гибельные для духовного совершенствования. Его имя на три с лишним десятилетия было вычеркнуто из культурной жизни. Однако и среди хаоса разрухи, насилия, жестокосердия, подавления любого инакомыслия художник не сломился, не пошел в услужение к сильным мира сего. Он сознательно творил для будущего. Как водится на Руси, слава пришла к Черноволенко уже после его ухода с земного плана. Десятки выставок, множество публикаций в газетах и журналах, документальный фильм... но до сих пор не было альбома этого замечательного мастера. Недавно был издан альбом "Почитание света" и издатели уверены, что работы этого посланца высокой нравственной культуры "рериховской пробы", станут символом жизненной позиции для представителей самых разных сфер деятельности в нашем (и не только) обществе. Ниже представлены репродукции, отсканированные с этого альбома с небольшим разрешением (для быстрой загрузки из Сети). Всего в альбоме (и в нашей коллекции на http://www.roerich.com/pic/) представлено 172 работы. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 http://file.roerich.com/test/Gallery/Chernovolenko Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ МАСТЕРА лишь самый молодой из всех художников, Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905-1993), смог дожить до нового перелома в истории своей страны, хотя на его долю тоже выпало немало испытаний. В 1941 году он был арестован и пробыл в заключении долгих десять лет, прикасаясь к карандашу лишь несколько раз за все это время. Затем пять лет художник находился в ссылке. Арестовали Бориса Алексеевича не за его живопись, а за то, что в конце 1930-х годов он примыкал к остаткам московских тамплиеров и розенкрейцеров. Вероятно, сыграло свою роль и то, что при обыске в квартире художника были найдены письма от З.Г.Фосдик, сотрудницы Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Преданность идеям, заложенным в Учении Живой Этики, помогла Борису Алексеевичу мужественно перенести все удары судьбы и не сломаться. На свободе он вновь вернулся к любимому творчеству, к общению с молодыми друзьями-художниками. Бесчисленное количество замыслов ждало своего воплощения. "Оставить людям то, что будет жить, будет воздействовать и помогать им духовно - это так важно"*, - записывал он в своем дневнике. Его глубоким убеждением было то, что "искусство, в любых его формах, должно быть исполнено духовности, должно зажигать сердца". Борис Алексеевич родился и вырос в Петербурге, в 1917 году его семья переехала в Москву. В юности он испытал сильное духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А.П. Иванова, познакомившего племянника с художниками "Мира искусства" и "Бубнового валета". Особенно запомнились ему рассказы о Н.К.Рерихе, с которым впоследствии довелось познакомиться лично. Именно Н.К.Рерих посоветовал Борису продолжить художественное образование (после трех лет обучения в студии Ф.Рерберга) в Высшем государственном художественно-техническом институте и написал рекомендательное письмо А.Щусеву, в то время возглавлявшему Третьяковскую галерею. http://www.roerich.com/s-r/11.jpg Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Июня 2009 Автор Поделиться Опубликовано 29 Июня 2009 Странная вещь, в наше время развития информационных технологий, мгновенной передачи знаний на расстоянии и перемещений в пространстве с помощью технических приспособлений, всё меньше остаётся места для общения, а дословно, для ощущения целостности и общности друг друга и природы вещей. Оказалось, что гипертрофированное развитие коммуникаций не способствует пониманию ни себя, ни мира. Как будто человечество потеряло универсальный язык общения живого с живым, променяв его на чудеса научно-технического прогресса. Всё получилось как в сказке мудрого Г. Х. Андерсена «Свинопас», в которой глупая принцесса променяла живую розу и соловья на горшок с колокольчиками и трещётку для танцев. Эта промена стоила ей потери лица, статуса принцессы. А вот в другой сказке Андерсена «Принцесса на горошине» всё произошло с точностью до наоборот, никому неизвестная девушка, вошедшая в дом короля оказалась принцессой, так как только настоящей принцессе дано чувствовать сквозь перины удобств и комфорта горошину боли и страданий нашего мира. Без понимания и со-понимания этого, делать современному человечеству в будущем нечего. Подобное утверждение не приговор, а плод анализа двух последних столетий развития цивилизации на земле. Ещё в начале ХХ столетия интеллектуальная элита России пришла к выводу, что без раскрытия и обнаружения живого языка сущего, универсального для всего космоса невозможна эволюция человека на земле. Земля — часть Вселенной, познание которой человек совершает через приобщение и обнаружение потоков незримого бытия, определяемого Николаем Рерихом как «несказанное чувствование». «Несказанное чувствование» не есть молчание о сокровенном, но это особое слово, которое должен взрастить в себе каждый собственным трудом и творчеством духа. Это слово космического порядка, ритма, несущее в себе и сочетающее все лучшие достижения, «зерна вечности», взращенные человеческим гением и запечатлённые в музыке, науке, религии, живописи, поэзии. Каждый из нас — вместилище зёрен духа, каждый из нас имеет свою судьбу, свой путь восхождения к всепроникающей гармонии пространства и космоса. http://www.cintes.ru/info/catfourinfo46174.html Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рекомендуемые сообщения
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Зарегистрировать новый аккаунтВойти
Есть аккаунт? Войти.
Войти