Рона Опубликовано 19 Апреля 2009 Поделиться Опубликовано 19 Апреля 2009 Третьяковка - дар бесценный. Алексей Саврасов http://www.tvspas.ru/video/detail.php?ID=5333 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 17 Февраля 2010 Автор Поделиться Опубликовано 17 Февраля 2010 http://video.mail.ru/mail/sergey_timohin/3266/2875.html http://video.mail.ru/mail/dbaytelman/42/267.html Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897) Алексей Николаевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи. Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках — К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам. В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год). Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым. Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы. Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач. В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859). Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870). Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов. В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы. В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”. Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения. В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения. Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году — “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние. Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем. Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка. Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества. http://www.artsait.ru/art/s/savrasov/main.htm Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 27 Февраля 2010 Автор Поделиться Опубликовано 27 Февраля 2010 Мастер лирического пейзажа (1830-1897) Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. И. Левитан Особым чувством меры и вкусом отличается написанный на основе подмосковных впечатлений "Пейзаж с рекой и рыбаком" (1859, Государственный художественный музей Латвии, Рига) - один из лучших в творчестве Саврасова и во всей русской живописи того времени. Удивительно мелодичный по рисунку, тонкий и богатый по цветовому строю, он полон "как бы хрустальной" тишины, проникнут чувством покоя и красоты бытия. Чувствуется, что Саврасов, как и лучшие русские писатели-реалисты, отнюдь не только стремится к "натуральности" изображений, но и хранит внутреннюю связь с возвышенными идеалами искусства прошлых веков. В этом смысле показательно, что в 1862 году, когда создавалось художественное собрание московского Румянцевского и Публичного музея, именно ему было доверено заниматься перевозкой картины Александра Иванова "Явление Христа народу" И, видимо, отбором ивановских пейзажных этюдов для московской коллекции. Очень характерны и дошедшие до нас слова Саврасова о том, что основные источники необходимого живописцу "чистого понятия об искусстве" - это "собственное убеждение (подчеркнуто Саврасовым. - В.П.) каждого образованного художника, общие идеи красоты и изучение произведений искусства прошлых эпох или современного со стороны гения художника, его века и духа народа". В "эпоху реформ" Саврасов стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы. Среди его близких друзей и знакомых в 1860-е годы мы видим виднейших писателей, художников искусствоведов и меценатов Москвы (Перова, Василия Пукирева Александра Борисовского, Михаила Боткина, Павла Третьякова и других), которые, по воспоминаниям современника, нередко собирались в уютном саврасовском доме "на чашку чая" и "вели оживленные беседы об искусстве, читали литературные новинки, спорили по вопросам, волновавшим в то время русское общество". Заметную роль играл Саврасов и в сосредоточившем в 1860-е годы наиболее живые культурные силы Москвы Обществе любителей художеств (МОЛХ), секретарем которого был ставший ему не только родственником, но и близким задушевным другом искусствовед Карл Герц. В 1862 году Саврасову была предоставлена возможность на средства МОЛХа поехать на открывшуюся в Лондоне Всемирную выставку и посетить другие европейские страны: Данию, Францию и Швейцарию. http://www.centre.smr.ru/win/artists/savras/biogr_savras.htm Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 27 Февраля 2010 Автор Поделиться Опубликовано 27 Февраля 2010 Есть у Владимира Маковского картина, изображающая бесприютных бедняков, которые, стоя на морозе, выжидают, когда освободится для них место в ночлежке. В центре этой картины поражает своей выразительностью фигура замерзающего старика, дающего прикурить какому-то оборванцу. Под мышкой у старика папка, на голове видавшая виды шляпа, лицо благородное, интеллигентное. Он бледен, нос его покраснел, закоченевшие голые ноги выглядывают из растоптанных ботинок. Старик этот не кто иной, как Алексей Кондратьевич Саврасов, проведший последние годы жизни в нищете, одиночестве, скитаясь по трущобам. Алкоголизм — тяжкий недуг, которым страдали в царской России многие талантливые люди, привел Саврасова в отделение для бедных 2-й Градской московской больницы, где он и умер. Таков был финал биографии Саврасова — художника исключительно тонкого лирического дарования. Пахомова Ольга САВРАСОВ Он шел в кабак, дыша на руки В мозолях, ссадинах и краске, И, подтянув душе подпруги, Входил. Предать себя. Огласке. Смущенно кашлял. В сердце — кратер... «Профессор спился, слышь, — художник!» Стал кроткий Алексей Кондратьич Своей известности острожник. Угрел нутро. Убаил мысли. Душа расстегнутая — дышит... В каморке два этюда скисли, А он все пишет, пишет, пишет! Течет саврасовское небо, За кроны сосен задевает. Он недоволен. Волен. Недо- писал. Да что куда девает?.. Народ, он: «Гы!...» — и пальцем тычет. Ему бы зрелищ и без хлеба. Народ — охотник всякой дичи... Течет саврасовское небо. Молчат сподвижники заката, Вдыхая лАвровый веночек: «Чуть-чуть бы фосфора за хаты...» — На тишь и гладь из травня* ночек. «Купецкий сын? Да ты наплюй, брат! Ты закуси, а мы закажем…» — И за полтину он малюет Грачиный выводок с пейзажем. А кратер жжет... Залить глазищи, Свести мосты густых надбровин. Подпруги — прочь! Господь не взыщет! Кто платит?!! ...................Плачет лишь Коровин... «Неси ещё!» .................Подрамник. Остов Картины, проданной забвенью. Бежать. Бежать в Лосиный Остров, К его купели омовенью. Иль — в Молвитиново**, оплакав Очередное свое чадце, Найти часовню без окладов И с каждым гнездышком качаться... ........................................................... Он, ежась, выложил целковый. В ночи маячил рваным пледом. И всё ж — согнул себя подковой, Прозрел, ослепнув напоследок. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 27 Февраля 2010 Автор Поделиться Опубликовано 27 Февраля 2010 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рекомендуемые сообщения
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Зарегистрировать новый аккаунтВойти
Есть аккаунт? Войти.
Войти