Рона Опубликовано 7 Апреля 2009 Поделиться Опубликовано 7 Апреля 2009 В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, и с тех пор лишь изредка навещал свой родной город. В Амстердаме он очень быстро достиг известности; однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственно с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересные типы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города. В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок Анатомии" (1632, нах. в Гааге), портрет Коппеноля (нах. в Касселе) и эрмитажный портрет каллиграфа (1631 г.№ 808). В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. Этой женитьбой открывается самая счастливая пора его жизни: он пользуется материальным благосостоянием, избытком заказов и нужной привязанностью своей молодой супруги. Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: - "портрет невесты Pембрандта" (в кассельск. гал.), "Портрет Саскии" (в дрезд. гал.) и "Рембрандт с его женою" (там же). Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась; от семилетнего брака у нее было четверо детей, из которых только один сын, Титюс, пережил свою мать. С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему; хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс, от которой родилась у него дочь, но материальное благосостояние его пошатнулось вследствие овладевшей им страсти к коллекционерству художественных предметов и редкостей. Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. Чтобы помочь своему сожителю, Гендрикие, вместе с его сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами, гравюрами на дереве и всевозможными редкостями. Несмотря на то, дела Рембрандта шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г. Через семь лет умер и сын художника, Титюс. Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал, и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Причиной тому было то, что вкусы публики в это время изменились, и широкое, сочное письмо Рембрандта, его прием трактовать освещение, сосредоточивать освещение в одном пункте и оставлять остальные части картины в тени и полутени, перестали нравиться любителям искусства, которые стали увлекаться тщательно исполненной, светлой живописью. Рембрандт умер в крайней бедности, в первых числах октября 1669 г. В противоположность близорукому суду современников этого мастера, приговор потомства поставил его на высокое место в истории искусства. Рембрандт - самый характерный представитель голландской школы живописи; в его творчество наиболее полно и всесторонне отразились тенденции этой школы, и благодаря необычайному гению, которым наделила его природа, произведения его являются как бы синтезом всей северной живописи. По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для них сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Рембрандт не отрешается от действительности, представляет себе греческих богов и богинь в виде современных ему голландцев и голландок (как напр. в эрмитажной "Данае"). Еще более того: в некоторых картинах подобного рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторую карикатурность (напр. "Ганимед" дрезденского музея). Что касается до картин Рембрандта на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как напр. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых ("Снятие со Креста" в эрмит. гал., 1634; "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск. муз., 1648: гравюра "Христос исцеляет больных"; "Поклонение волхвов", в букингемск. дв., 1657, и др.). Портреты Рембрандта, в свою очередь, также реалистичны в высшей степени, не только точно передают внешние черты, но и выражают внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственный облик, их национальность, род их деятельности. Последний особенно ярко подчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с профессией представленного персонажа (Эрмитаж. "Каллиграф", гаагский "Урок анатомии", амстердамская "Гильдия ткачей"). Независимо от присущей рембрандтовским работам жизненности и совершенно особенных, только одному этому мастеру свойственных технических приемов, о которых будет сказано ниже, произведения Рембрандта отличаются гениальной композицией. В его картинах и гравюрах, все имеющее существенное значение выдвигается, тем или иным способом, на первый план, и главные действующие лица характеризуются так тонко, что у зрителя не остается никаких недоумений относительно содержания изображаемой сцены. Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда гонится за его правильностью, иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление; зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Главная отличительная особенность рембрандтовского колорита - отсутствие красочности - замечается как в ранних, так и в позднейших его работах; ни в одной из его картин нет тех красок, какими блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы фламандской школы - Рубенса. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В его картинах изображенное представляется как бы окутанным воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Ставя себе задачей преодолевать трудности передачи того или другого светового эффекта, Рембрандт нередко воспроизводить освещение настолько фантастическое и искусственное, что дает ученым повод спорить о том, при каком свете - дневном или ночном - происходить та или другая изображенная им сцена (например, известная картина амстердамского музея: "Ночной дозор"). Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. в "Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно, иногда только намеками. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. В своих первых, по времени, работах Рембрандт старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (напр. "Св. Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности. Как уже было сказано выше, житейские невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми; свет утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (наход. в Амстердаме) и "Возвращение блудного сына" (имп. Эрмитаж, № 797), а в 1682 - "Еврейская невеста" (в амстердамском музее). Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества Pембрандта, как гравера. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд; достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты - все это занимало художника. Однако, преимущественною его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия, как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных христианского чувства. Произведения Рембрандта высоко ценятся любителями искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором насчитываются 42 картины Рембрандта. Великий мастер оказал огромное влияние на всю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф. Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф. де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю. Овенс, А. Вердаль и Дрост. http://www.bibliotekar.ru/Krembrandt/index.htm Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 7 Апреля 2009 Автор Поделиться Опубликовано 7 Апреля 2009 http://www.neuch.ru/referat/11782.html Рембрандт был далек от понимания социальных конфликтов действительности. Он постигал эти конфликты лишь постольку поскольку они вели к крушению его гуманистических иллюзий поскольку он ощущал их господство над человеческой индивидуальностью. Исполненный сочувствия к людям и тревоги за их судьбу, Рембрандт ищет свои положительные идеалы в сфере этики. Нравственные достоинства, моральная высота человека — вот то ценное, что видит Рембрандт в обществе своего времени и что, по мнению художника, является залогом конечного торжества светлого и прекрасного. Ни один художник в истории изобразительного искусства не стал столь большим поэтом человеческой души, певцом духовной красоты реального человека, каким вошел в сокровищницу эстетической мировой культуры Рембрандт ван Рейн. Особенно высокую оценку творчеству великого мастера дают передовые деятели русской культуры второй половины XIX века — Стасов, Крамской, Репин. На его полотнах и офортах многие русские художники учились реализму и мастерству, Настойчиво изучали его искусство крупнейшие мастера русской живописи — Репин и Серов. Интерес к Рембрандту не ослабевает и в наши дни. Своей проникновенной правдой его произведения снискали любовь у массового зрителя. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 7 Апреля 2009 Автор Поделиться Опубликовано 7 Апреля 2009 Петр Вайль: «Рембрандт перед зеркалом» Петр Вайль 16.07.2006 00:00 Рембрандт, которому исполнилось 400 лет – самый, пожалуй, современный из великих старых мастеров. Он не просто восхищает и заставляет задуматься – он учит прямым и внятным способом: своими несравненными автопортретами. Их у Рембрандта – девяносто, живописных и графических. Рекорд. Лишь новое время породило последователей: Ван-Гога, который как-то в течение двух лет 22 раза написал себя, Фриду Кало, у которой 55 автопортретов. Но Ван-Гог – клинический безумец, Кало – закомплексованная калека. Рембрандт – респектабельный бюргер, семьянин, делец. При этом что-то толкало его девяносто раз за сорок лет, то есть чаще чем дважды в год, вглядываться в зеркало с кистью в руке. Поразительным, как бывает только с гениями, образом Рембрандт творил за полтора века до возникновения романтизма – течения в искусстве и в жизни, в котором внутренний мир одного человека на равных сопоставляется со всем внешним миром, а автор равен произведению. ХХ век довел это до крайности, и в концептуальном искусстве автор, его фигура и имя, просто-напросто и стал самим произведением. В начале же XIX столетия вдохновленный вселенским взлетом провинциального коротышки Наполеона художник ощутил себя способным на всё – Байрон, Бетховен и все те, кто идет за ними до сегодняшнего дня. Но Рембрандт был много раньше – когда "я" пряталось за традицию и историю. Он первым сделал себя своим главным героем. Почему у Рембрандта так много автопортретов? В молодости один из факторов, конечно, материальный – бесплатная модель. Безнаказанная возможность эксперимента: попробуй заставить выкладывающего деньги клиента скорчить гротескную гримасу. Упражнения в технике: опять-таки никто не захочет платить за свой портрет, где из полутьмы торчит чуть освещенная щека. Еще – реклама: демонстрируя на автопортретах живописные возможности, художник, во-первых, зазывал потенциальных покупателей, а во-вторых, в дотелевизионную и дофотографическую эпоху знакомил будущих заказчиков с собой. Но всё это – в период становления. Завоевав авторитет и популярность, Рембрандт, тем не менее, продолжал писать себя. Сильно опередив время, он осознал, что один человек есть полноценный – исчерпывающий! – представитель человечества. Этим открытием поразил современников родившийся на два с половиной века позже Рембрандта Джойс, который в романе "Улисс" вместил в один заурядный день заурядного горожанина всю мировую историю. Но Джойс изобрел для этого авангардную форму, придумал "поток сознания", а Рембрандт использовал традиционные приемы письма, на первый взгляд, не отличаясь от всех прочих. Только наше время, суммируя его достижения, сумело рассмотреть дерзкую новизну. Рембрандт – один на один с собой. И нет примера актуальнее сегодня. Ни на кого нельзя положиться, кроме себя. Никакое сообщество, никакая общая идея – не надежны. Окружающий мир обманчив и опасен. Не надо выходить из дома. Зеркало – главный и безошибочный инструмент самопознания. В случае Рембрандта еще две книжки – античные мифы и Библия. На улице – преступность, парниковый эффект, трафик, терроризм. Там нечего делать, туда незачем выбираться. Очень мало на свете было людей, о которых можно сказать, что они понимают жизнь так же глубоко и тонко, как Рембрандт. Так что же для этого надо? Две книжки и зеркало. Ну, и прожитая жизнь, конечно – чтобы в зеркале что-нибудь отразилось. http://www.svobodanews.ru/content/article/164425.html Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 7 Апреля 2009 Автор Поделиться Опубликовано 7 Апреля 2009 О жизни великого художника Рембрандта, который создал “Данаю”, “Ночной дозор” и “Возвращение блудного сына”, в Амстердаме даже поставили мюзикл. В спектакле живописец предстает перед зрителями со всеми своими достоинствами и недостатками. В Голландии 15 июля, день рождения Рембрандта, принято отмечать как национальный праздник. http://www.peoples.ru/art/painter/rembrandt/history.html Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 7 Апреля 2009 Автор Поделиться Опубликовано 7 Апреля 2009 Винсент Ван Гог о Рембрандте "Синдики цеха суконщиков" - превосходны, это прекраснейшее творение Рембрандта, и все же что за интимная, бесконечно симпатичная картина, написанная d'une main de feu (огненной рукой) «Еврейская невеста», которую не оценивают столь же восторженно. Видишь ли, в Синдиках... Рембрандт верен натуре, хотя даже при этой верности он, как всегда, парит высоко, в небесах, в бесконечности; однако Рембрандт умел делать и кое-что иное, когда ему не надо было придерживаться буквальной точности, необходимой, например, в портрете, и он мог быть поэтом, т.е. творцом. Таков он в «Еврейской невесте». Как прав был Делакруа, как он понял эту картину! Какое высокое чувство, неизмеримая глубина. Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать. Эти слова подходят прекрасно к этой картине. Но, возвращаясь к Франсу Халсу и его картинам, можно сказать, что он в них твердо стоит на земле; Рембрандт же проникает в тайну так глубоко, что вещает о предметах, для которых нет слов ни в каком языке. Вот почему Рембрандта и называют так: волшебником. И это не простое ремесло." "Вечером я не могу сидеть поздно. Дядя мне это строго запретил, но слово, стоящее под гравюрой Рембрандта, остается у меня в памяти: «In medio noctis vim suam lux exerit» («Среди полуночи свет являет силу свою»), - и я смотрю, чтобы всю ночь горело маленькое газовое пламя, и лежу часто, in medio noctis («среди полуночи»), на него глядя и обдумывая план моей работы на следующий день, и соображаю, как бы мне получше выполнить мое учение. Зимой, по утрам, надеюсь, буду рано зажигать огонь, в зимнем утре есть что-то своеобразное..." "Освободившись, я наконец-то реализовал свой проект - посетить Триппенхаус и посмотреть офорты Рембрандта. Я отправился туда этим утром и я очень доволен. Когда я был там, я говорил себе: «Тео и я, не сможем ли мы когда-нибудь взглянуть на это вместе?» Подумай об этом. Посмотри, не сможешь ли ты посвятить один или несколько своих дней на подобные вещи. Какое впечатление такой человек как Па мог бы испытать перед такими офортами Рембрандта, как «Бегство в Египет» или «Положение во гроб», он, кто так много путешествовал и повидал. Даже ночью он шел с фонариком к умирающему больному поговорить с ним о Том, Кто ночью словом смягчал страдания и утешал в предсмертной тоске? Коллекция Триппенхауса прекрасна... «Благословенна ночь», когда двое или трое собрались во имя Его, Он там среди них. И благословен тот, кто знает об этом. Рембрандт знал это. Глубиной своего сердца он создал этот рисунок (тот, что в Британском музее), на котором мы видим дом в Вифании. В этой комнате, где царствует полумрак, встает фигура Царя Небесного, досточтимая и впечатляющая, сумрачно-суровые очертания напротив окна, где начинаются сумерки. В ногах Иисуса сидит Мария, выбравшая самое почетное место, место, которого ее никто не лишит, Марфа там же, чем-то занимающаяся, если я припоминаю верно, она разводит огонь, или делает что-то еще. Тот рисунок, я надеюсь, его не забуду, кажется, говорил мне: «Я светоч мира, и тот, кто последует за мной, не заблудится в сумерках, но обретет свет жизни". "Особенно поражался я руками у Рембрандта и Франса Халса. Эти руки живут, хотя и недописаны до конца, в том смысле, какой теперь насильственно навязывают этому понятию, - например, некоторые руки «Старейшин суконного цеха», даже у «Еврейской невесты», равно как и в вещах Франса Халса." "Фрагмент «Урока анатомии» Рембрандта, да, я им был сильно удивлен. Помнишь ли ты цвета плоти? А этот землистый оттенок ног. Послушай, цвета тел Франса Халса также землисты, ты понимаешь, что я имею в виду. А также есть иногда, я должен это сказать, нечто вроде несоответствия между тоном одежды и лица... «О Милле, Рембрандте и Израэльсе справедливо было как-то сказано, что они скорее «гармонисты», чем «колористы». Скажи мне, однако, допустимо или нет - употреблять черную и белую краску, не запрещенный ли это плод? Я не такого мнения." "Вчера я увидел большую фотографию с картины Рембрандта, которую я не знал и которая меня очень сильно впечатлила: голова женщины, свет касается ее груди, подбородка и кончика носа. Лоб и глаза в тени большой шляпы, поля которой, кажется красноватого цвета. И вполне возможно, что красный или желтый цвет - оттенок ее декольтированного платья. Фон темен. И выражение лица - загадочная улыбка, как у самого Рембрандта в его автопортрете, где он на коленях перед Саскией со стаканом вина в руке. Сейчас Рембрандт и Халс полностью завладели моим разумом, не потому что я насмотрелся вволю их картин, но из-за того, что я в них открыл, особенно те качества человека, которые побуждают меня подумать о его эпохе. Я продолжаю участвовать в народных гуляниях, дабы улавливать лица женщин, солдат или матросов. Платишь за вход 20 или 30 сантимов, выпиваешь стаканчик пива, больше ничего не пьют, и забавляешься весь вечер, восхищаясь воодушевлением этих людей. Работать больше с моделью - вот то, что я должен делать, это единственное средство преуспеть... Я думаю, ты в полной мере понял всю важность «быть правдивым» из всего того, что я тебе говорил, это зерно моей мысли. Справедливости ради, это мой собственный принцип, я хочу, чтобы мои изображения были людьми - крестьянами, когда я рисую крестьян, и шлюхами, когда я рисую шлюх. Вот почему так неимоверно потрясла меня голова шлюхи кисти Рембрандта. Ибо он схватил загадочную улыбку и сделал ее бесконечно красивой и вместе с тем серьезной, так, что только он один, волшебник из волшебников, мог запечатлеть. Это ново для меня, и я хочу так рисовать." "Наверное, я буду пытаться работать по-рембрандтовски, у меня как раз есть идея "Молящегося человека" в гамме перетекающих тонов - от светло-желтого к фиолетовому." http://rembr.ru/van-gogh.php Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 30 Декабря 2009 Автор Поделиться Опубликовано 30 Декабря 2009 http://www.doctv.ru/velikie-hudozhniki-rembrant.html Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рекомендуемые сообщения
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Зарегистрировать новый аккаунтВойти
Есть аккаунт? Войти.
Войти