e798d32be878e54f0fc3de1e53f5c346 Перейти к контенту

Французская поэзия


Рекомендуемые сообщения

Пьер де Ронсар.

Когда, как хмель, что ветку обнимая,

Скользит, влюблённый, вьётся сквозь листы,

Я погружаюсь в листья и цветы,

Рукой обвив букет душистый мая,

Когда, тревог томительных не зная,

Ищу друзей, веселья, суеты, -

В тебе разгадка, мне сияешь ты,

Ты предо мной, мечта моя живая!

Меня уносит к небу твой полёт,

Но дивный образ тенью промелькнёт,

Обманутая радость улетает,

И, отсверкав, бежишь ты в пустоту, -

Так молния сгорает на лету,

Так облако в дыханье бури тает.

Поль Верлен.

* * *

Целует клавиши прелестная рука;

И в сером сумраке, немного розоватом,

Они блестят; напев, на крыльях мотылька

(О, песня милая, любимая когда-то!),

Плывет застенчиво, испуганно слегка, -

И всё полно ее пьянящим ароматом,

И вот я чувствую, как будто колыбель

Баюкает мой дух, усталый и скорбящий.

Что хочешь от меня, ты, песни нежный хмель?

И ты, ее припев, неясный и манящий,

Ты, замирающий, как дальняя свирель,

В окне, растворенном на сад вечерний, спящий?

(Перевод В.Брюсова)

Поль Верлен.

* *

Обманчивые дни весь день, весь день горели;

Заката на меди теперь они дрожат,

Закрой глаза, душа, довольно мы смотрели!

О, искушения! — они нас сторожат.

Весь день, весь день они горели беспощадно,

Сжигая виноград на склонах, под горой

Хлеба созревшие и опаляя жадно

Небесную лазурь, что пела над тобой.

О, побледней, душа, иди, ломая руки.

Ужели те "вечера" святому "завтра" вновь

Грозят? Безумия ужели живы муки?

Воспоминания убей, убей, Любовь!

О, грозный приступ зла! последний, без сомненья?

Иди, душа, молись! молись до исступленья!

(Перевод В.Брюсова)

Поль Верлен.

Тоска

Меня не веселит ничто в тебе. Природа:

Ни хлебные поля, ни отзвук золотой

Пастушеских рогов, ни утренней порой

Заря, ни красота печального захода.

Смешно искусство мне, и Человек, и ода,

И песенка, и храм, и башни вековой

Стремленье гордое в небесный свод пустой.

Что мне добро и зло, и рабство, и свобода!

Не верю в Бога я, не обольщаюсь вновь

Наукою, а древняя ирония, Любовь,

Давно бегу ее в презренье молчаливом.

Устал я жить, и смерть меня страшит. Как челн,

Забытый, зыблемый приливом и отливом,

Моя душа скользит по воле бурных волн.

(Перевод Федора Сологуба)

Пьер де Ронсар.

* *

Любя, кляну, дерзаю, но не смею,

Из пламени преображаюсь в лёд,

Бегу назад, едва пройдя вперёд,

И наслаждаюсь мукою своею.

Одно лишь горе бережно лелею,

Спешу во тьму, как только свет блеснёт,

Насилья враг, терплю безмерный гнёт,

Гоню любовь - и сам иду за нею.

Стремлюсь туда, где больше есть преград,

Любя свободу, больше плену рад,

Окончив путь, спешу начать сначала.

Как Прометей, в страданьях жизнь влачу,

И всё же невозможного хочу, -

Такой мне Парка жребий начертала.

Пьер де Ронсар.

* * *

Я грустно, медленно, вдоль мутного потока,

Не видя ничего, бреду лесной тропою.

Одна и та же мысль мне не даёт покою:

О ней, - о той, в ком нет, казалось мне, порока.

О дай мне отдых, мысль, не мучай так жестоко,

Не приводи одну причину за другою

Для горьких слёз о том, что и теперь, не скрою,

Мне больно сердце жжёт и сводит в гроб до срока.

Ты не уходишь, мысль? Я развалю твой дом,

Я смертью собственной твою разрушу крепость.

Уйди, прошу, оставь мой разум наконец!

Как хорошо забыть, уснув могильным сном,

Измену, и любовь, и эту всю нелепость -

То, от чего навек освобождён мертвец.

--------------------

Франсуа Вийон

БАЛЛАДА О ВИЙОНЕ

перевод Ю.Б.Корнеева

Король поэтов голоштанных

Метр Франсуа Вийон, такое

Ты, заводила свалок пьяных,

Любитель шлюх и кабаков,

Что блещет вкруг твоих висков,

Седых от срама и лишений,

Волшебный ореол стихов,

Плут, сутенер, бродяга, гений!

Ребят пропащих, в чьих карманах

Не сыщешь даже медяков,

Ты вдохновлял в их дерзких планах,

Чуть из-за этих пустяков

Не угодив в числе воров

На рель, где сек бы дождь осенний

Твой труп и сверху и с боков,

Плут, сутенер, бродяга, гений!

Наплюй на критиканов рьяных,

Искателей чужих грешков!

Ведь и грязнуху в юбках драных,

Свою Марго на пять пудов

Всех славных дам былых веков

Прекрасней, чище и нетленней

Ты сделал чародейством слов,

Плут, сутенер, бродяга, гений!

Бессмертен будь, к стыду врагов

Твоих немеркнущих творений,

Король поэтов-босяков,

Плут, сутенер, бродяга, гений!

БАЛЛАДА СУДЬБЫ

Склоняется все в мире пред Судьбою,

Ты ж, Франсуа, клянешь меня открыто,

Хоть не таким, как ты, бывали мною

За спесь хребты и выи перебиты.

Меня в своих невзгодах не вини ты -

Я все равно тебя не пожалею:

Другим куда как горше и больнее,

А лучше вспомни, скольких смельчаков

Сгубили бедность или тайный ков,

Когда был гнев мой ими навлечен.

Так не произноси поносных слов,

Смирись и жребий свой прими, Вийон.

Из-за меня повержены герои,

Что мною ж были лаврами увиты:

Сражен Приам, властитель крепкой Трои;

Равно сошли в могилу и забыты

И Ганнибал, воитель знаменитый,

Отринутый отчизною своею,

И Сципион, расправившийся с нею;

В сенате Цезарь встретил сталь клинков,

Помпей в Египте пал от рук врагов;

В пучине сгинул мореход Язон;

Сам вечный Рим погиб в конце концов.

Смирись и жребий свой прими, Вийон.

Мнил Александр, счастливою звездою

Ведомый к славе, что достиг зенита,

Но сокрушила ядом и его я;

Царь Альфазар и трон, и жизнь, и свиту

Все потерял, лишась моей защиты:

Уж я-то ставить на своем умею.

Подвесила за кудри на суке я

Авессалома меж густых дубов,

Дабы настиг его слуга отцов;

Был Олоферн Юдифью умерщвлен,

Чуть я над ним простерла сна покров.

Смирись и жребий свой прими, Вийон.

Знай, Франсуа, за каждый из грехов

Ты был бы мной разъят на сто кусков,

Когда б не Тот, Кем род ваш искуплен.

Я злом за зло плачу - мой нрав таков.

Смирись и жребий свой прими, Вийон.

-------------------

Роберт Льюис Стивенсон

Ночлег Франсуа Вийона

http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=6355

--------------------

Вийон, Вильон (Villon) Франсуа,

год и место смерти неизвестны, французский поэт. Воспитывался приёмным отцом капелланом Гийомом де Вийоном, имя которого носил. Учился на факультете искусств в Сорбонне, где получил звание бакалавра, затем магистра искусств. В 1455 убил в драке священника, бежал из Парижа; был помилован; вернувшись, связал свою судьбу с воровскими шайками, не раз сидел в тюрьмах. В 1463 осуждён за драку, приговорён к повешению. В ожидании смерти написал «Балладу повешенных». Но казнь была отменена, а Вийон изгнан из Парижа. Участвовал в состязаниях поэтов при дворе герцога Карла Орлеанского. С 1464 судьба Вийон неизвестна. В его произведениях особенно примечательны реалистические сценки из жизни парижских низов: ярко очерчены смутьяны-бродяги, воры, проститутки, трактирщики, спившиеся церковнослужители. Если судебные документы, касающиеся Вийона, рисуют протокольный образ вора и бродяги, чья внутренняя жизнь и человеческие качества остаются для нас совершенно неясными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Поль Валери

Художник пишет не то, что видит, а то, что будут видеть другие.

Если бы ты знал то, что знаю я, ты бы не мог знать того, что ты знаешь.

Идеал — это манера брюзжать.

История — это наука о том, чего уже нет и не будет.

«Специалисты», «Любители и профессионалы» Человек компетентный — это тот, кто заблуждает­ся по всем правилам.

Из двух слов следует выбирать меньшее.

Господь создал все из ничего, но материал все вре­мя чувствуется.

Мы надеемся приблизительно, зато боимся точно.

Одинокий человек всегда находится в дурном об­ществе.

Оптимисты пишут плохо.

Стихотворение есть растянутое колебание между звуком и смыслом.

Понятия большинства людей о поэзии так туман­ны, что туманность служит им определением поэзии.

Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное.

Сознание боится пустоты.

Вежливость — это хорошо организованное равно­душие.

Живопись и Скульптура — это брошенные дети. У них умерла мать — мать их, Архитектура. Пока она жила, она указывала им место, назначение, пределы.

Я не всегда разделяю свои взгляды.

Совесть царствует, но не управляет.

Если не могут атаковать мысль, атакуют мыслителя.

Мы надеемся приблизительно, зато боимся точно.

Будущее уже не то, что было раньше.

Вежливость - это хорошо организованное равнодушие.

Власть теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять.

Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны.

--------------------

Гийом Аполлинер

ЛЮБОВЬ

Кольцо на пальце безымянном

За поцелуем шепот грез

Вся страсть признания дана нам

В кольце на пальце безымянном

Вколи в прическу пламя роз

Перевод М. Яснова

x x x

Мы смотрели в тот теплый вечер

Как над озером наклонясь

Ивы робко горбили плечи

Плыли лебеди В этот час

Умирает день Он угас

Перевод Э. Линецкой

x x x

Улетела моя щебетунья

От меня под дождем проливным

В городок по соседству улетела моя щебетунья

Чтобы там танцевать с другим

Что ни женщина лгунья лгунья

Перевод М. Яснова

x x x

Люблю ли я ее не знаю

Простит ли мне зима грехи

На небе шуба дождевая

Любови прячутся тихи

И гибнут от Любви сгорая

Перевод М. Яснова

ОТЗВУК

Напев коротких слов призыв из тихой дали

Порой ловлю впотьмах

Он мне любовь дарит в сегодняшней печали

Надежду в завтрашних скорбях

Слова где "эль" в конце как отзвук небосвода

О простота

Трель вдумчивых небес хмель вожделенный меда

Как хмель душист как трель чиста

Перевод М. Яснова

ЗОЛОТОЙ СОН

Губы ее приоткрыты

Солнце уже взошло

И проскользнуло в комнату

Сквозь ставни и сквозь стекло

И стало тепло

Губы ее приоткрыты

И закрыты глаза

А лицо так спокойно что сразу видно какие

Снятся ей сны золотые

Нежные и золотые

Мне тоже приснился сон золотой

Будто с тобой

У древа любви мы стоим

А под ним

Ночью безлунной и солнечным днем

Время подобно снам

Там котов ласкают и яблоки рвут

И темноволосые девы дают

Плоды отведать котам

Губы ее приоткрыты

О как дыханье легко

Этим утром в комнате так тепло

И птицы уже распелись

И люди уже в трудах

Тик-так тик-так

Я вышел на цыпочках чтоб не прервать

Сон ее золотой

Перевод М. Яснова

Взрослый с детства, Рембо умер "разгневанным ребенком". Он очень рано

постиг великие истины. Сначала он понял, что мир несовершенен, позже - что

поэзии не дано справиться с этим несовершенством. Однако этих истин

недостаточно для существования не только поэзии, не только человека, но и

человечества. Рембо доказал это феноменом своей трагической судьбы.

Артюр Рембо

Предчувствие

Глухими тропами, среди густой травы,

Уйду бродить я голубыми вечерами;

Коснется ветер непокрытой головы,

И свежесть чувствовать я буду под ногами.

Мне бесконечная любовь наполнит грудь.

Но буду я молчать и все слова забуду.

Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь!

И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.

Март 1870

Офелия

I

По глади черных вод, где звезды задремали,

Плывет Офелия, как лилия бела,

Плывет медлительно в прозрачном покрывале...

В охотничьи рога трубит лесная мгла.

Уже столетия, как белым привиденьем

Скользит Офелия над черной глубиной,

Уже столетия, как приглушенным пеньем

Ее безумия наполнен мрак ночной.

Целует ветер в грудь ее неторопливо,

Вода баюкает, раскрыв, как лепестки,

Одежды белые, и тихо плачут ивы,

Грустя, склоняются над нею тростники.

Кувшинки смятые вокруг нее вздыхают;

Порою на ольхе гнездо проснется вдруг,

И крылья трепетом своим ее встречают...

От звезд таинственный на землю льется звук.

II

Как снег прекрасная Офелия! О фея!

Ты умерла, дитя! Поток тебя умчал!

Затем что ветра вздох, с норвежских гор повеяв,

Тебе про терпкую свободу нашептал;

Затем что запасло то ветра дуновенье

Какой-то странный гул в твой разум и мечты,

И сердце слушало ночной Природы пенье

Средь шорохов листвы и вздохов темноты;

Затем что голоса морей разбили властно

Грудь детскую твою, чей стон был слишком тих;

Затем что кавалер, безумный и прекрасный,

Пришел апрельским днем и сел у ног твоих.

Свобода! Взлет! Любовь! Мечты безумны были!

И ты от их огня растаяла, как снег:

Виденья странные рассудок твой сгубили,

Вид Бесконечности взор погасил навек.

III

И говорит Поэт о звездах, что мерцали,

Когда она цветы на берегу рвала,

И пак по глади вод в прозрачном покрывале

Плыла Офелия, как лилия бела.

--------------------

Шарль Бодлер

III. ПОЛЕТ

Высоко над водой, высоко над лугами,

Горами, тучами и волнами морей,

Над горней сферой звезд и солнечных лучей

Мой дух, эфирных волн не скован берегами,

Как обмирающий на гребнях волн пловец,

Мой дух возносится к мирам необозримым;

Восторгом схваченный ничем не выразимым,

Безбрежность бороздит он из конца в конец!

Покинь земной туман нечистый, ядовитый;

Эфиром горних стран очищен и согрет,

Как нектар огненный, впивай небесный свет,

В пространствах без конца таинственно разлитый

Отягощенную туманом бытия,

Страну уныния и скорби необъятной

Покинь, чтоб взмахом крыл умчаться безвозвратно

В поля блаженные, в небесные края!..

Блажен лишь тот, чья мысль, окрылена зарею,

Свободной птицею стремится в небеса, -

Кто внял цветов и трав немые голоса,

Чей дух возносится высоко над землею!

IV. СООТВЕТСТВИЯ

Природа - строгий храм, где строй живых колонн

Порой чуть внятный звук украдкою уронит;

Лесами символов бредет, в их чащах тонет

Смущенный человек, их взглядом умилен.

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,

Где все едино, свет и ночи темнота,

Благоухания и звуки и цвета

В ней сочетаются в гармонии согласной.

Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,

Как тело детское, высокий звук гобоя;

И есть торжественный, развратный аромат -

Слиянье ладана и амбры и бензоя:

В нем бесконечное доступно вдруг для нас,

В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз

Поль Верлен

GROTESQUES

He опасаясь ни лишений,

Ни утомленья, ни тоски,

Они дорогой приключений

Идут, в лохмотьях, но дерзки.

Мудрец казнит их речью ловкой,

Глупец становится в тупик,

Девицы дразнят их издевкой,

Мальчишки кажут им язык.

Конечно, жизнь их ядовита,

Они презренны и смешны,

Они напоминают чьи-то

Во тьме ночной дурные сны.

Гнусят! Над резкою гитарой

Блуждает вольная рука.

В их странных песнях ропот ярый,

По горней родине тоска;

В глазах то плачет, то смеется

Любовь, наскучившая нам,

К тому, что вечно остается,

К давно почившим и к богам.

- Блуждайте ж, отдыха не зная,

Людьми отвергнутой толпой

У двери замкнутого рая,

Над грозной бездною морской.

С природой люди дружны стали,

Чтобы казнить вас поделом

За то, что, гордые в печали,

Идете с поднятым челом,

И вас, отмщая дерзновенных

Надежд высокомерный пыл,

Встречает, на пути забвенных,

Природа схваткой грубых сил.

То зной сжигает ваше тело,

То холод в кости вам проник;

Горячка кровью овладела,

Терзает кожу вам тростник.

Все гонят вас с ожесточеньем,

А после смерти роковой

И волк посмотрит с отвращеньем

На труп холодный и худой.

ГРУСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ

ЗАКАТЫ

По степи огромной

Простирая взгляд,

Веет грустью томной

Тающий закат.

В этой грусти томной

Я забыться рад:

Канет дух бездомный

В тающий закат.

И виденья странно,

Рдяны, как закат,

Тая, по песчаной

Отмели скользят,

Реют неустанно,

Реют и горят,

Тая, как закат,

На косе песчаной.

МИСТИЧЕСКИЕ СУМЕРКИ

Воспоминание с Вечерней Мглой

Дрожит и рдеет в раскаленной дали

Надежд, уже подернутых золой,

Чьи племена все дальше отступали,

Стеной вставая, что цветы заткали,

- Тюльпан, вербена, лилия, левкой, -

Виясь вокруг решетки вырезной

Подобием таинственной вуали,

И душным ядом, сладостным вначале,

- Тюльпан, вербена, лилия, левкой, -

Топя мой дух, и мысли, и печали,

В огромное томление смешали

Воспоминание с Вечерней Мглой.

СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА

Пламенел закат блеском горних слав,

И баюкал бриз бледный ряд купав;

Крупные, они в камышах склоненных,

Грустно промерцав, стыли в водах сонных.

Я бродил один, покорен тоске,

Вдоль пруда, один, в редком ивняке,

Где вставал туман, где за мглою смутной

В муке цепенел призрак бесприютный

И едва стонал стоном кулика,

Что подругу звал, звал издалека

В редком ивняке, где в тоске бездомной

Я бродил один, там, где саван темный

Сумерек, волной блеклою упав,

Затопил собой пышность горних слав

И цветы купав в камышах склоненных,

Бледных тех купав, стывших в водах сонных.

ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ

Долгие пения

Скрипки осенней

Зов неотвязный,

Сердце мне ранят,

Думы туманят,

Однообразно.

Сплю, холодею,

Вздрогнув, бледнею

С боем полночи.

Вспомнится что-то.

Все без отчета

Выплачут очи.

Выйду я в поле.

Ветер на воле

Мечется, смелый.

Схватит он, бросит,

Словно уносит

Лист пожелтелый.

БЛАГОСЛОВЕННЫЙ ЧАС

Луна ала на темных небесах;

Качается туман; луг холодеет

И спит в дыму; в зеленых тростниках

Лягушка квакает; прохлада реет.

Закрылись чаши лилий водяных;

Ряд тополей в немой дали туманен,

Прямых и стройных, - призраков ночных;

Блеск светляков, над ивняками, странен.

Проснулись совы; то вперед, то прочь,

На тяжких крыльях, лет бесшумный, мерный

Свершают; у зенита свет неверный,

И, белая, Венера всходит: ночь!

--------------------

Поль Верлен

ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ

Издалека

Льется тоска

Скрипки осенней —

И, не дыша,

Стынет душа

В оцепененье.

Час прозвенит —

И леденит

Отзвук угрозы,

А помяну

В сердце весну —

Катятся слезы.

И до утра

Злые ветра

В жалобном вое

Кружат меня,

Словно гоня

С палой листвою.

СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА

Струил закат последний свой багрянец,

Еще белел кувшинок грустных глянец,

Качавшихся меж лезвий тростника,

Под колыбельный лепет ветерка...

Я шел, печаль свою сопровождая;

Над озером, средь ив плакучих тая,

Вставал туман, как призрак самого

Отчаянья, и жалобой его

Казались диких уток пересвисты,

Друг друга звавших над травой росистой...

Так между ив я шел, свою печаль

Сопровождая; сумрака вуаль

Последний затуманила багрянец

Заката и укрыла бледный глянец

Кувшинок, в обрамленье тростника

Качавшихся под лепет ветерка.

http://www.ginger.nnov.ru/favour

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...