Рона Опубликовано 29 Мая 2007 Поделиться Опубликовано 29 Мая 2007 passage@farlep.net тел. 252-273, 741-1130 ул. Дерибасовская, 13, оф.21 Нелепый, трагический случай оборвал жизнь талантливого композитора, автора всемирно известного романса Николая Харито Семен Коган В ту секунду, когда прозвучал выстрел и Николай Харито замертво упал, сраженный пулей ревнивца-офицера, барона Бонгартена, в соседнем зале, где праздновали свадьбу университетского друга Казачинского, кто-то запел тихо-тихо «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Автор романса лежал, истекая кровью, и, казалось, улыбка застыла на его прекрасном лице. Он был необыкновенно красив и очень талантлив. В него нельзя было не влюбиться. Его обожали завсегдатаи модных дворянских салонов и фешенебельных гостиных. Здесь звучали романсы в исполнении выдающихся мастеров этого жанра. Он был любимцем публики, посещающей концертные залы, где выступали звезды эстрады Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский. Их творчество стало явлением русской культуры. В их голосах звучала боль и радость, печаль и надежда. В начале прошлого, ХХ столетия романсы были уж очень в моде. Они заполонили всю музыкальную жизнь страны. Композиторы — известные и только начинающие — писали музыку и считали для себя большой честью, когда их произведения исполняли Михаил Вавич или Юрий Морфесси. Поэтические тексты романсов сочиняли А. Ахматова и А. Блок, С. Есенин и даже В. Маяковский. Их издавали огромными тиражами, продавали по доступной цене, распространяли почтальоны, печники и трубочисты. Часто сами артисты — Иза Кремер и Александр Вертинский исполняли собственные песни и романсы. Она — интимно-лирические, он — печальные, выражая в этих произведениях мировую скорбь своей души и сердца. Сильно картавя, что очень не нравилось К. С. Станиславскому, А. Вертинский пел: «Я жду вас, как сна голубого, Я гибну в любовном огне, Когда же вы скажете слово? Когда вы придете ко мне? Мадам, уже падают листья И осень в смертельном бреду, Уже виноградные листья Желтеют в забытом саду». Судьба романса, который в прошлом веке почему-то назывался «старинный», во многом зависела от исполнителя, от его таланта и культуры. Старинные романсы! Сколько в них душевного тепла и обаяния, мелодичности и эмоциональной взволнованности. Они всегда находили путь к человеческим сердцам. Произведения, написанные в традициях старинных романсов, являлись как бы прямыми наследниками романсов XIX века, когда шедевры романсовой лирики создавали композиторы А. Алябьев, П. Булахов, А. Гурилев, А. Варламов, а авторами текстов наиболее известных романсов были А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Апухтин, И. Тургенев, Я. Полонский, А. Плещеев и др. Многие из их произведений со временем забылись, о них даже не вспоминают. Но другие, наиболее яркие и талантливые — «Я вас любил», «Выхожу один я на дорогу», «Я встретил вас» — пленяют и сегодня лирическим настроением и правдивостью передаваемых чувств. К середине XIX века выкристаллизовываются два вида романса — профессиональный и бытовой. Первый создавался профессиональными композиторами на стихи известных поэтов. В основе романсов Ф. Шуберта лежит поэзия И. Гете, творчество Р. Шумана связано с произведениями Г. Гейне, М. Глинка писал романсы на стихи А. Пушкина, П. Чайковский пользовался в основном творчеством А. Толстого, Н. Римский-Корсаков — стихами А. Майкова. Второй вид романса появляется в народной среде и становится достоянием массового музицирования среди бытовых романсов — произведений высокой художественной ценности. Эти два вида романса — профессиональный и бытовой не были изолированы, а напротив взаимодействовали и обогащали друг друга. Характерным для музыкально-поэтической культуры нашей страны был городской романс. Городские романсы «Утро туманное, утро седое», «Мой костер в тумане светит», «Гори, гори моя звезда» создали талантливые композиторы и известные поэты. Свою лепту в историю городского романса внес и одесский композитор Г. Лишин, автор оперы «Дон Сезар де Базан» и «Пролога» к открытию Городского театра, сочинив романс «О если б мог выразить в звуке». Городской романс в начале ХХ века становится неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры. В этой популярности романса, в его востребованности необыкновенно ярко проявилось композиторское дарование Н. Харито. Николай Харито родился 19 декабря 1886 года в Ялте. Отец работал горным инженером, мать Надежда Георгиевна Харито, гречанка по национальности, занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. В семье было четыре дочери и сын Николай. В связи с тем, что родители состояли в гражданском браке, дети носили фамилию матери. Музыкальные способности Николая проявились очень рано. Уже в пятилетнем возрасте он хорошо играл на фортепиано, сочинял небольшие музыкальные пьесы и писал стихи. В период обучения в гимназии, Николай часто выступал в концертах на ученических вечерах, исполняя произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского, Рахманинова, что отмечалось гимназическим начальством похвальными грамотами. В 1907 году семья Харито переехала в Киев и Николай поступил на юридический факультет университета имени Святого Владимира. Поражение революции 1905—1907 годов, инертность и неверие в возможность демократических преобразований, царившие в обществе, вызывали у молодежи стремление к активизации политической борьбы. В годы учебы в университете Н. Харито примыкает к передовой части студенчества, участвует в политических забастовках и антиправительственных демонстрациях, за что попадает в «черный список». И только заступничество известного ученого, профессора кафедры международного права Отто Эйхельмана не столько спасло, сколько отсрочило наказание Н. Харито. Тогда же в университете сочинили четверостишие: Не все хорошее забыто, Не всюду царствует обман. Среди студентов есть Хорито, А в профессуре — Эйхельман. В 1911 году Н. Харито, уже будучи членом подпольной организации, возглавляемой эсером Д. Багровым, стрелявшим в министра внутренних дел П. А. Столыпина, был арестован и сослан в Архангельскую губернию под негласный надзор полиции. Холодный климат далекого севера пагубно повлиял на здоровье Харито — он заболел туберкулезом и был вынужден отправиться на лечение за границу, получив высочайшее разрешение властей. Одновременно с лечением Н. Харито посещал занятия вольнослушателем в консерватории. К этому времени он уже был автором романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Всего он написал около пятидесяти романсов. Многие из них также стали популярными и часто исполнялись в концертах, а также записывались на граммофонные пластинки, хотя не все они были художественно равноценны. Их любили слушать. Они напоминали людям, что где-то есть или может быть другая жизнь, полная любви, надежды и счастья. Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» был написан Харито в 1910 году и сразу же стал самым знаменитым романсом ХХ века. Это был первый романс, созданный 24-летним композитором. Первое его название было «Хризантемы», затем «Отцвели уж давно» и только в последующие годы стал называться по полной строке текста. Романс родился в Киеве, где осенью город утопает в любимых цветах Н. Харито — хризантемах. Первым исполнителем романса был автор. Он — душа любого общества, приковывал внимание слушателей искренностью чувств и проникновенным лиризмом исполнения. Романс сразу стал знаменит. Этому способствовал и кинофильм «Хризантемы», поставленный в 1913 году с участием А. Карабаевой и И. Мозжухина — тогда большинство кинолент снималось по сценариям, написанным на сюжеты популярных романсов. По совету друзей Н. Харито обратился к известному издателю Идзиковскому с просьбой напечатать романс. Но для его издания необходимо было отредактировать текст и тогда композитор попросил киевского певца, исполнителя романсов В. Шумского внести свои поправки. В. Шумский это сделал с удовольствием, но при этом не постеснялся объявить себя соавтором. Так и был издан романс, где рядом с именем композитора автором текста был назван В. Шумский. Но Харито видимо не возражал против соавторства. Более того, он посвятил романс В. Шумскому, который включил его в программу своих концертов в театре Бергонье (ныне Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки). В этом же театре Н. Харито встретил свою любовь. Счастье пришло к Николаю полной мерой. Но беда шла рядом. Вернувшись в Киев в 1915 году, Харито попытался продолжить учебу в университете. Но закончить его так и не довелось. Шла мировая война и Николай был призван в армию юнкером Николаевского пехотного военного училища, после окончания которого был отправлен на службу в Тихорецк в расположение армии Деникина. Именно в Тихорецке в ноябре 1918 года прозвучал тот зловещий выстрел. Гибель Харито повергла всех, кто его знал, в состояние скорби и уныния. А годом ранее октябрьские события 1917 года застали Н. Харито врасплох. Он, в недавнем прошлом активный борец с самодержавием, разделявший передовые идеи либерально настроенного студенчества, осужденный царской властью за революционную деятельность, волей обстоятельств оказался в лагере белогвардейцев и защитников монархии. Новая власть ему этого не простила. Имя композитора Н. Харито много лет замалчивалось, а его произведения объявлялись плодом мещанского, мелкобуржуазного вкуса. И только в далеком эмигрантском зарубежье, в Европе и Америке помнили и исполняли «Отцвели уж давно хризантемы в саду», страдая от ностальгии, слушали граммофонные записи, которые находили у коллекционеров и на «блошиных рынках». А в нашей стране были люди, которые делали все возможное и невозможное, чтобы вернуть имя Николая Харито из небытия. Украинская певица Анжела Черкасова, школьный учитель В. П. Донцов, бывший военнослужащий Л. Кудрявцев и Оксана Борисюк изучали жизнь и творчество Н. Харито, собирали по крохам его биографию, с трудом разыскали его заброшенную могилу на Лукьяновском кладбище в Киеве, где он был перезахоронен рядом с сестрой Еленой, умершей от испанки. Почти сто лет звучит романс Николая Харито «Отцвели уж давно хризантемы в саду». Он выдержал испытание временем. С безмерным чувством тоски и ностальгического надрыва его исполняли Алла Баянова и Валерий Агафонов, Вадим Козин и Петр Лещенко. Он звучит в одном из эпизодов кинофильма «Любовь Яровая». Сегодня его поют оперные певцы и эстрадные исполнители, поп-звезды и рок-музыканты. Достойное место этот романс занимает в репертуаре народного артиста СССР Иосифа Кобзона. В сборники романсов, изданных издательством «Музыка» в 1977 и 1978 годах, включены произведения Н. Харито «Тени минувшего, счастья уснувшего» на слова А. Френкеля и «Астры осенние» на текст С. Грея. В том же издательстве в 1989 году напечатан романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду». В том саду, где мы с вами встретились Ваш любимый куст хризантем расцвел. И в моей груди расцвело тогда Чувство яркое нежной любви… Опустел наш сад, вас давно уж нет, Я брожу один весь измученный И невольные слезы катятся пред Увядшим кустом хризантем. Отцвели уж давно хризантемы в саду, Но любовь все живет в моем сердце больном. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Мая 2007 Автор Поделиться Опубликовано 29 Мая 2007 Отцвели хризантемы. Автор слов - Шумский В., композитор - Харито Н. В том саду где мы с вами встретились Ваш любимый куст хризантем расцвел И в моей груди расцвело тогда Чувство яркое нежной любви Отцвели уж давно хризантемы в саду Но любовь все живет в моем сердце больном Опустел наш сад вас давно уж нет Я брожу один весь измученный И невольные слезы катятся Пред увядшим кустом хризантем Отцвели уж давно хризантемы в саду Но любовь все живет в моем сердце больном Отцвели уж давно хризантемы в саду Но любовь все живет в моем сердце больном Но любовь все живет в моем сердце больном Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Мая 2007 Автор Поделиться Опубликовано 29 Мая 2007 Обойти вниманием романс, звучащий на протяжении уже двух столетий, несмотря на неоднократное попадание в немилость и обвинения в «мещанстве» и «упадничестве», да и продолжающий восхищать слушателей сегодня, мы не могли. Старинному цыганскому и русскому романсу посвящаем отдельную страницу. А представить этот жанр решили в антологии записей XX века, начиная с «эры граммофона» - с «доисторических» грамзаписей, запечатлевших голоса артистов, которых боготворила публика лет 100 назад... http://mp3.retroportal.ru/9.shtml Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Мая 2007 Автор Поделиться Опубликовано 29 Мая 2007 http://marselino.narod.ru/romans.html http://avgustina20062006.narod.ru/simple.html Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Мая 2007 Автор Поделиться Опубликовано 29 Мая 2007 Исполнитель : Александр Малинин Альбом : Старинные русские романсы Список песен : 1. О, если б мог выразить в звуке... 2. Снился мне сад 3. Не пробуждай воспоминаний 4. Милая 5. Только раз 6. Утро туманное 7. Все, как прежде 8. Нищая 9. Зачем я влюбился 10. Ямщик 11. Я Вас любил 12. Калитка 13. Я помню вальс 14. Я не могу любить 15. Жалобно стонет http://mp3muzon.info/2006/12/20/aleksandr_...ie_romansy.html Появится стопка книг,на нее надо кликнуть правой кнопкой мышки,появится окно ,кликнуть на Extract Here,подождать и появится папка с 15 романсами. Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 29 Мая 2007 Автор Поделиться Опубликовано 29 Мая 2007 Алексей Рыбников - Романс Я тебя никогда не забуду (рок-опера "Юнона и Авось" http://www.muzoff.ru/pages/69/6927.shtml Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рекомендуемые сообщения
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Зарегистрировать новый аккаунтВойти
Есть аккаунт? Войти.
Войти