f7b167a76f46cda251810c4ef50706ed Перейти к контенту

М. Задорнов: Лермонтов, Пушкин, Есенин об Украине, Европе и Америке.


Рекомендуемые сообщения

Опять, народные витии…

Здесь вы можете оставить свои комментарии или написать анализ к стихотворению Лермонтова Михаила Юрьевича "Опять, народные витии…"

1
Опять, народные витии,
За дело падшее Литвы
На славу гордую России
Опять шумя восстали вы.
Уж вас казнил могучим словом
Поэт, восставший в блеске новом
От продолжительного сна,
И порицания покровом
Одел он ваши имена.
2
Что это: вызов ли надменный,
На битву ль бешеный призыв?
Иль голос зависти смущенной,
Бессилья злобного порыв?..
Да, хитрой зависти ехидна
Вас пожирает; вам обидна
Величья нашего заря;
Вам солнца божьего не видно
За солнцем русского царя.
3
Давно привыкшие венцами
И уважением играть,
Вы мнили грязными руками
Венец блестящий запятнать.
Вам непонятно, вам несродно
Всё, что высоко, благородно;
Не знали вы, что грозный щит
Любви и гордости народной
От вас венец тот сохранит.
< 4>
Безумцы мелкие, вы правы,
Мы чужды ложного стыда!
. . . . . . . . . .
< 5>
Но честь России невредима.
И вам смеясь внимает свет…
Так в дни воинственные Рима,
Во дни торжественных побед,
Когда триумфом шел Фабриций
И раздавался по столице
Восторга благодарный клик,
Бежал за светлой колесницей
Один наемный клеветник.

 


«Места нет здесь мечтам и химерам,
Отшумела тех лет пора.
Всё курьеры, курьеры, курьеры,
Маклера, маклера, маклера.
От еврея и до китайца,
Проходимец и джентльмен,
Все в единой графе считаются
Одинаково – бизнесмен.
На цилиндры, шапо и кепи
Дождик акций свистит и льёт.
Вот где вам мировые цепи,
Вот где вам мировое жульё.
Если хочешь здесь душу выржать,
То сочтут: или глуп, или пьян.
Вот она — мировая биржа,
Вот они – подлецы всех стран.

 

Эти люди – гнилая рыба,
Вся Америка – жадная пасть.
Но Россия – вот это глыба!
Лишь бы только — Советская власть.»

 

Сергей Есенин, «Страна негодяев»

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Клеветникам России
О чем шумите вы, народные витии?Зачем анафемой грозите вы России?Что возмутило вас? волнения Литвы?Оставьте: это спор славян между собою,Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,Вопрос, которого не разрешите вы.	Уже давно между собою	Враждуют эти племена;	Не раз клонилась под грозою	То их, то наша сторона.	Кто устоит в неравном споре:	Кичливый лях, иль верный росс?Славянские ль ручьи сольются в русском море?	Оно ль иссякнет? вот вопрос.	Оставьте нас: вы не читали	Сии кровавые скрижали;	Вам непонятна, вам чужда	Сия семейная вражда;	Для вас безмолвны Кремль и Прага;	Бессмысленно прельщает вас	Борьбы отчаянной отвага -	И ненавидите вы нас...	За что ж? ответствуйте: за то ли,Что на развалинах пылающей Москвы	Мы не признали наглой воли	Того, под кем дрожали вы?	За то ль, что в бездну повалилиМы тяготеющий над царствами кумир	И нашей кровью искупили	Европы вольность, честь и мир?..Вы грозны на словах - попробуйте на деле!Иль старый богатырь, покойный на постеле,Не в силах завинтить свой измаильский штык?Иль русского царя уже бессильно слово?	Иль нам с Европой спорить ново?	Иль русский от побед отвык?Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,От финских хладных скал до пламенной Колхиды,	От потрясенного Кремля	До стен недвижного Китая,	Стальной щетиною сверкая,	Не встанет русская земля?..	Так высылайте ж нам, витии,	Своих озлобленных сынов:	Есть место им в полях России,	Среди нечуждых им гробов.
1831
А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.

Лакеи вечные Европы (А.С. Пушкин)

 

1966955_511099565665987_348838970_n.jpg
 
....Лакеи вечные Европы, 
Её духовные рабы,
Вы извратили отчий опыт 
И предков предали гробы, 
По прихоти дурной холопы, 
Прислужники чужих затей, 
Вы быдлом сделались Европы, 
Вы полюбили свист плетей. 
Вы предавали Русь стократно,
Чужому - вверившись - уму.
Вас Русь прощала, но обратно
Тянули шею вы к ярму.
Вам Родины милей - чужбина.
И суждено вам потому
Знать волю... только господина
И вечно кланяться ему........(А.С.Пушкин)
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Борис Башилов

 

 

 

. ВЗГЛЯД ПУШКИНА НА ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РОССИИ

 

       Пушкин был не только умнейшим, но и образованнейшим человеком своего

времени. Кроме Карамзина только Пушкин так глубоко и всесторонне знал

прошлое русского народа. Работая над "Борисом Годуновым", он глубоко изучил

Смутное время, историю совершенного Петром I губительного переворота, эпоху

Пугачевщины, То есть, Пушкин изучил три важнейших исторических эпохи

определивших дальнейшие, судьбы Русского народа. Пушкин обладал неизмеримо

более широким историческим кругозором, чем большинство его современников и

поэтому он любил русское историческое прошлое гораздо сильнее большинства

его современников. "Дикость, подлость и невежество, - писал он, - не

уважать прошедшего, пресмыкаясь пред одним настоящим, а у нас иной потомок

Рюрика более дорожит звездою двоюродного дядюшки, чем историей своего дома,

т.е. историей отечества".

 

                                ...Да ведают потомки православных,

                                Земли родной минувшую судьбу,

                                Своих царей великих поминают,

                                За их труды, за славу, за добро,

                                А за грехи, за темные деянья,

                                Спасителя смиренно умоляют...

 

       Как правильно указывает И. С. Аксаков, во время открытия памятника

Пушкину в Москве: "Любовь Пушкина к предкам давала и питала живое, здоровое

историческое чувство. Ему было приятно иметь через них, так сказать,

реальную связь с родною историей, состоять как бы в историческом свойстве и

с Александром Невским, и с Иоаннами, и с Годуновым. Русская летопись уже не

представлялась ему тем чем-то отрешенным, мертвою хартией, но как бы

семейною хроникой."

       Один из образованнейших людей николаевской эпохи кн. П. Вяземский

так оценивает Пушкина, как историка: "В Пушкине было верное понимание

истории, свойство, которым одарены не все историки. Принадлежностями его

ума были ясность, проницательность и трезвость.... Пушкин был одарен, так

сказать, самоотвержением личности своей настолько, что мог отрешить себя от

присущего и воссоздать минувшее, ужиться с ним, породниться с лицами,

событиями нравами, порядками - давным давно замененными новыми поколениями,

новыми порядками, новым обществом и гражданским строем. Все это необходимые

для историка качества, и Пушкин ими обладал в высшей мере". Пушкин писал:

 

                           ...Два чувства дивно близки нам,

                           В них обретает сердце пищу:

                           Любовь к родному пепелищу,

                           Любовь к отеческим гробам.

                           На них основано от века

                           По воле Бога самого

                           Самостоянье человека,

                           Залог величия его.

                           Животворящие святыни.

                           Земля была б без них мертва,

                           Без них наш тесный мир - пустыня,

                           Душа - алтарь без Божества.

 

       "Уважение к минувшему, - утверждает Пушкин, - вот черта, отличающая

образованность от дикости; кочующие племена не имеют ни истории, ни

дворянства" ("Наброски статьи о русской истории").

       Во время Пушкина изучение русской истории и памятников древней

русской письменности, только что начиналось и много Пушкин не мог знать. Но

благодаря своему огромному уму, он тем не менее, ясно и верно понимал, что

ход исторического развития России был совершенно иной, чем историческое

развитие Европы. Будучи еще совершенно юным в своих "Исторических

замечаниях" написанных в 1822 г., он тем не менее верно указывает, что:

"Греческое вероисповедание, отдельное от прочих, дает нам ОСОБЕННЫЙ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. В России влияние духовенства столь же было

благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических: "...Мы были

 

       В статье "Отчуждение России от Европы" Пушкин высказывает следующее

о результатах отделения Киевской Руси от Европы, с которой до нашествия

татар она находилась в теснейших политических и культурных сношениях:

"Долго Россия была совершенно отделена от судеб Европы. (Зачеркнуто: "Она

совершила свое предназначение. С XI века, приняв христианстве из Византии,

она не участвовала в умственной деятельности католического мира в эпоху

Возрождения латинской Европы"). Ее широкие равнины поглотили силу монголов

и остановили их разрушительное нашествие. Варвары, не осмелясь оставить у

себя в тылу порабощенную Русь, возвратились в степи своего Востока.

Христианское просвещение было спасено истерзанной и издыхающей Россией, а

не Польшей, как еще недавно утверждали европейские журналы: но Европа, в

отношении России, всегда была столь же невежественна, как и неблагодарна".

       "Гизо объясняет одно из событий христианской истории, - европейское

просвещение. Он обретает его зародыш, описывает постепенное развитие и,

отклоняя все отдаленное, случайное и постороннее, доводит до нас сквозь ряд

темных и кровавых, тяжелых и расцветающих веков.

       Вы поняли все достоинство французского историка, поймите ж и то, что

Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою, что история ее

требует другой мысли, другой формулы, чем мысли и формулы, выведенные

Гизотом из истории христианского Запада".

 

 

 

Содержание книги >>>


http://www.bibliotekar.ru/rusMassonstvo/154.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"Умом Россию не понять..."

Русские поэты о судьбах Российской цивилизации

Много видел я стран и не хуже ее —

Вся земля мною нежно любима.

Но с Россией сравнить?..

С нею — сердце мое,

И она для меня несравнима!

Игорь Северянин. Из стихотворения «Слова солнца»

Россия, русские, русская ностальгия, любовь к России не перестают удивлять представителей Западного мира.

И страна наша во многом непонятна и экзотична для западного восприятия, и русская душа и менталитет, были и есть, таинственны и удивительны.

Одной из самых важных и определяющих черт русского характера является отношение русских к Родине…

Это удивительно живое и эмоциональное, часто нежное, правда не всегда позитивное, очень часто критическое, но всегда очень сильное чувство. Родина важна и стоит на первом месте для русского человека всегда. Он может ее любить или ненавидеть, но ее судьба никогда не будет безразличной…

 Действительно, особое, возможно чисто русское, отношение родной земле присутствует в стихотворении поэта-народника П.Ф. Якубовича «К Родине» (1890 г.).

За что любить тебя? Какая ты нам мать,

Когда и мачеха, бесчеловечно злая,

Не станет пасынка так беспощадно гнать,

Как ты людей своих казнишь не уставая?

По капле кровь из нас всю выпила до срока!

Как враг, губила нас, как яростный тиран!

Ты злобой душу нам, как ядом, напоила...

Какая ж мать ты нам? За что любить тебя?

 

За что — не знаю я, но каждое дыханье,

Мой каждый помысел, все силы бытия —

Тебе посвящены, тебе до издыханья!

Я крест поднять бы рад без стонов и проклятья,

Тягчайший из твоих бесчисленных крестов!

В палящий зной, в песке сыпучем по колени,

С котомкой нищего брести глухим путем,

Последним сном заснуть под сломанным плетнем

В жалчайшем из твоих заброшенных селений!..

 Такого отношения к Родине вы не найдете ни у одного народа. Это русское…

 Перебирая всю многочисленную научную и публицистическую литературу, посвященную цивилизационной специфике России, можно выделить 6 основных позиций, определяющих историческое место Российской цивилизации.

Все они нашли отражение в художественной литературе.

Россия – ни Запад, ни Восток

Россия - страна с другим менталитетом, другими традициями, другой историей, отличной от Европейской. Этой точки зрения придерживается большое количество ученых, пишущих на эту тему.

Также этой точки зрения придерживаются и поэты, например, Ф.И. Тютчев и А.А. Блок.

Россия — сфинкс. Ликуя, и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью.

Так писал Блок о России в стихотворении «Скифы». В этом стихотворении он написал, что Россия – это «сфинкс». А сфинкс – тайна, неизведанное, непонятное, а потому и непредсказуемое, страшное.

Россия – это Восток

Эта позиция основана на том, что Восток был очень тесно исторически связан с историей России.

Россия испытывала восточное влияние на традиции, обычаи, хозяйственную деятельность.

Те, кто поддерживает эту позицию, считают, что Россия всегда, со времен принятия восточного христианства тяготела более на Восток, чем на Запад.

Действительно, во многом, раньше, Российская цивилизация Запад не любила, и все стремилась делать в пику ему. Более того, все войны, кроме татарского нашествия, шли на Россию с Запада.

Россия часто стремилась реализовать у себя все западные "концепции иного", чтобы все больше отделять себя от Европы.

С другой стороны, и для самой Европы Россия была всегда источником опасности, часто угрозой. «Русским медведем», «жандармом Европы» нас называли, напрочь забывая о том, сколько раз Россия спасала Европу. А Европа за это считала и считает Россию чужой.

Итак, Россия ориентирована на Восток… Этой позиции в своих произведениях придерживаются М. Волошин, В. Соловьёв, А. Хомяков.

Каким ты хочешь быть Востоком,

Востоком Ксеркса иль Христа?

В. Соловьев

А. Хомяков в стихотворении «Мечта» показал истинное, по его мнению,   цивилизационное место России:

Задернут Запад весь. Там будет мрак глубок...

Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом,

Проснися, дремлющий Восток!

Россия - это Запад.

У России и Европы много и общего. Похожи языки, и религия, и искусство, и философия, и наука, и даже кухня.

Причем все это не просто похоже, случайным образом, а формировалось в одном ареале, через взаимный, культурный обмен в течение тысячелетий. Но, поначалу, у всех европейских стран были разные культуры, традиции, история.

Эти различия постепенно стирались, страны сближаются друг с другом.

То, что Россия была большую часть XX-го века «тоталитарной» страной, лишь несколько замедлило этот процесс, но принципиально ничего не изменило.

Но, при всём при этом, Россия и не похожа на Европу. Все Европейские страны специфичны по-своему, и Россия тоже специфичная страна. Кстати, именно Россия привносила в Азию элементы европейской культуры, что свидетельствует о ее европейской принадлежности.

Этой позиции, например, придерживался поэт В. Брюсов.

Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий.

Мы старый решаем вопрос,

Кто мы в этой старой Европе?

На фото: Российская провинция. Углич. Фото С. Кудрявцевой-Караускайте.

petrakov-petrov_1.jpg

Россия – и Запад, и Восток.

Здесь мнений может быть два. Или на первом месте в России стоит европейское начало, или азиатское.

Историк П. Милюков на рубеже XIX – XX веков даже изобрёл термин АЗИОПА для обозначения цивилизационного места России. Позже Н. Трубецкой придумал термин ЕВРАЗИЯ.

Эти ученые считали , что Россия – мост между Востоком и Западом. А также Россия объединяет православные мистику и обряды и коммуникативную культуру Запада.

Эту позицию поддерживали А. Блок, Н. Щербин.

Блок в стихотворения «Скифы» писал так:

Мы любим все —

и жар холодных чисел,

и дар божественных видений.

А Н. Щербин считал, что:

У нас чужая голова,

А убежденья сердца хрупки...

Мы — европейские слова

И азиатские поступки.

 Писатель А.П. Чехов писал о России так:

«Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские».

Россия - это квинтэссенция Европы

Это означает, что Россия - больше Европа, чем сама Европа.

Именно в России доводятся до предела все европейские противоречия, все европейские проблемы и все европейские достижения.

Родоначальником такой позиции был наш великий поэт А.С. Пушкин, отмечавший, что Петербург - не просто европейский город, а утрированно-европейский (преувеличенно-европейский).

Этого же мнения придерживался и Ф.М. Достоевский, глядя уже на буржуазный Петербург второй половины XIX века.

И сегодня эта теория тоже очень популярна.

 Так что, как видите, русская литература формирует и отражает русский менталитет и  мировосприятие.

Вопрос о роли и историческом месте Родины у русских поэтом и писателей занимает особое, очень важное место и этим русская литература отличается от мировой. 

На фото: Псковская земля. Изборск. Фото С. Кудрявцевой-Караускайте.

petrakov-petrov_2.jpg

 

russia.jpg

Оглавление

http://www.times248.ru/TIMES/peremena/peremena-013/pages_013/020-pages-petrakov-petrov.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Федор Тютчев, пророк в своем Отечестве

Великий русский поэт точно предсказывал судьбы России и Европы
Владимир Малышев
05.12.2013
       
kmzcbr.jpg

«Умом Россию не понять». Замечательные слова великого поэта, 210 лет со дня рождения которого исполняется сегодня. Любим мы и его чудесные лирические стихи, но не всем известно, что Федор Тютчев был еще автором острых политических статей. Еще Федор Достоевский называл его первым поэтом-философом, равных которому, кроме Александра Пушкина, не было.

Родился Федор Иванович 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, в небогатой, но родовитой дворянской семье. «Овстуг… Прелестный, благоуханный и безмятежный», - вспоминал он родной край потом, работая на чужбине. Будущий поэт получил домашнее образование под руководством Семена Раича, впоследствии учителя Михаила Лермонтова. Делал успехи, уже в 13 лет переводил с латыни оды Горация. Учился в Московском университете, после окончания получил «распределение» в Коллегию иностранных дел, и в возрасте 18 лет отправился на работу в российскую дипломатическую миссию в Мюнхен.

Кем был в те времена дипломат? А тем же, кем и сегодня – политическим разведчиком. А Тютчев стал разведчиком еще и по наследству. Один из его предков, Захарий Тютчев, был послан Дмитрием Донским в Золотую орду, в стан к самому Мамаю, с особыми поручениями. Другими словами - на разведку в тыл к неприятелю, и сумел самым блестящим образом выполнить задание. Тем же самым занимался 20 лет в Германии, а еще и в Турине и Федор Тютчев: регулярно слал донесения в Санкт-Петербург, беседовал с информаторами, анализировал политическую ситуацию в странах пребывания, делал выводы и вносил свои предложения.

Уровню его информированности мог бы позавидовать любой современный дипломат. Он был «на дружеской ноге» не только с королями, местной знатью, но и с Гейне, Шеллингом, Гете, другими корифеями европейской культуры. И, следовательно, знал очень и очень много, был в курсе всех европейских интриг, тайных заговоров и самых глубоких стратегических замыслов.

 

Местом для сбора разведывательной информации в те времена были королевские дворцы, салоны князей и баронов, светские рауты и приемы в посольствах. На них Тютчев, отличавшийся блестящим красноречием и редким остроумием, чувствовал себя как рыба в воде.

 

Кроме того, он был в Германии вроде бы и вообще своим, женившись на девушке из родовитой немецкой семьи Элеоноре Петерсон.

А вот своему литературному творчеству, благодаря которому мы помним о нем сегодня, Тютчев большого значения не придавал. Часто терял рукописи или вообще их сжигал, как мусор. Стихосложение было для него лишь способом самовыражения. Приятели убедили послать его некоторые из стихов для публикации в Россию, что он и сделал. Но - подписанные инициалами. Многие, в том числе и самые известные, стихотворения были опубликованы только после его смерти. Если бы не Николай Некрасов, обративший на Тютчева внимание в своей статье «Русские второстепенные поэты», то его, наверное, при жизни в этом качестве вообще бы не заметили.

В Санкт-Петербург Тютчев вернулся в 1844 году и поначалу впал в опалу. Все изменила его встреча с могущественным шефом Третьего отделения Александром Бенкендорфом. Тот разыскал его по поручению Николая I, которому понравилась опубликованное без подписи письмо Тютчева редактору германской газеты Гюставу Кольбу. В итоге Тютчев был назначен чиновником по особым поручениям при госканцлере и стал близким другом Александра Горчакова, а потом - председателем иностранного цензурного комитета.

Поэт во главе цензурного ведомства? Более чем странно, но дело в том, повторю, что Тютчев сам себя поэтом вовсе не считал. Он был государственным чиновником, служил России. Служил верой и правдой, и всю жизнь был пламенным русским патриотом. Но еще - и тонким дипломатом, а, следовательно, разведчиком и очень осторожным человеком. Неслучайно именно он написал:

Молчи, скрывайся и таи,

И мысли и мечты свои…

Лишь жить в самом себе умей,

Есть целый мир в душе твоей…

Тютчеву было поручено создание позитивного облика России на Западе, а также самостоятельные выступления в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

 

Другими словами, Тютчев стал первым в российской истории организатором контрпропаганды на заграницу в ответ на потоки лжи и клеветы, уже тогда лавиной катившихся на нашу страну.

 

Тютчев долго жил за рубежом и лучше многих понимал, как на самом деле относятся в Западной Европе к России. «Единственная естественная политика России по отношению к западным державам, - сделал он вывод, - это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными – по бессилию. Эта суровая истина, быть может, покоробит чувствительные души, но, в конце концов, ведь это же закон нашего бытия». Мало того, он предсказывал возможность появления в Германии фашизма. Отмечал зарождение в ней нечто такого, что «может повести Европу к состоянию варварства, не имеющего подобного себе в истории мира».

В те годы русское общество было шокировано появлением на Западе книги «Россия в 1839 году» французского маркиза де Кюстина, ласково принятого в Санкт-Петербурге. В ней, в ответ на щедрое русское гостеприимство, он изобразил нашу страну с ненавистью и презрением, а заодно ненароком выдал тайные планы Запада против России. «Этот коварный замысел, - проговорился болтливый маркиз, - берет свое начало от эпохи Наполеона. Прозорливый корсиканец видел опасность, грозящую Европе от растущей мощи русского колосса, и, желая ослабить страшного врага, прибегнул к силе идей… Он послал в Петербург под предлогом помочь осуществлению планов молодого монарха (то есть Александра. – В.М.), целую плеяду политических работников – нечто вроде переодетой армии, которая должна была тайком расчистить путь для наших солдат. Эти искусные интриганы получили задание втереться в администрацию, завладеть, прежде всего, народным образованием и заронить в умы молодежи идеи, противные политическому символу веры страны, вернее, ее правительства…».

Россия, освободившая Европу от наполеоновского господства, писал по этому поводу Тютчев, подвергается ныне постоянным враждебным нападкам европейской печати. Он не стал отвечать де Кюстину, а написал Гюставу Кольбу, редактору влиятельного немецкого журнала:

 

«Истинный защитник России – это история, ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу».

 

Тютчев пророчески предупреждал германского редактора, что проводимая по отношению к России политика раздоров и вражды принесет горькие плоды. «И вот тогда-то, милостивый государь, - писал он, - вы слишком дорого заплатите за то, что однажды были к нам несправедливы».

Ну, а главным ответом Тютчева клеветникам стало его то самое, знаменитое:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить…

Причем, нетрудно догадаться, что он имел при этом в виду «западноевропейский ум» и такой же «аршин». Тютчев, писал Николай Погодин, был первым представителем народного сознания о русской миссии в Европе, в истории.

Поразительно его высказывание в статье «Россия и Запад» о прозападной интеллигенции, будто списанное с портрета сегодняшних активистов Болотной площади. «Сей безымянный народец, - отмечает он, называя его «злейшим врагом», - одинаков во всех странах. Это племя индивидуализма, отрицания». При этом Тютчев отмечал ложность навязываемых России с Запада норм и стандартов:

Давно на почве европейской,

Где ложь так пышно разрослась,

Давно наукой фарисейской

Двойная правда создалась.

Применительно к славянству, горячим сторонником которого он был, Тютчев так описывает эту угрозу: «Есть у Славянства злейший враг, и еще более внутренний, чем немцы, поляки, мадьяры и турки. Это их так называемые интеллигенции. Вот что может окончательно погубить славянское дело… Эти глупые, тупые, с толку сбитые интеллигенции до сих пор не могли себе уяснить, что для славянских племен нет и возможности самостоятельной исторической жизни вне законно-органической их зависимости от России». Тютчев будто предвидел тот факт, что сербы, например, после натовских бомбардировок стали сами проситься в российское подданство. Но ведь и другие государства уже понимают, что без нашей страны современный мир обойтись не может. Это отчетливо показали последние события вокруг Сирии, когда только Россия смогла остановить новую надвигающуюся бойню.

Тютчев мечтал о создании под эгидой России православно-славянской державы и считал, что «русское царство должно простираться от Нила до Невы, от Эльбы до Китая». Причем не только мечтал, но и активно этому содействовал, упорно боролся против антирусских сил, был убежден во всемирной судьбе России, верил в ее особый путь развития. Неустанно разоблачал коварные происки иезуитов и папства, критиковал политику поднимающихся США.

По его мнению, Россия «самим фактом своего существования отрицает будущее Запада». А потому он был убежденным противником слепого заимствования иностранного опыта, переноса на русскую почву европейских учреждений и институтов. Он считал, что «необходимо оставаться там, где нас поставила судьба. Но таково роковое стечение обстоятельств, вот уже несколько поколений отягощающих наши умы, что вместо сохранения у нашей мысли относительно Европы естественно данной ей точки опоры мы ее волей-неволей привязали, так сказать, к хвосту Запада».

 

Но при этом он считал, что Россия вовсе не противостоит Западу, а является его «законной сестрой», живущей только «своей собственной, органичной и самобытной жизнью».

 

Вопреки мнению тогдашнего канцлера Германии Бисмарка, заявившего, что единство наций достигается только «железом и кровью», Тютчев написал:

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью…»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней…

Он пророчески сознавал, что под лозунгами свободы и западноевропейских «демократических» революций для России подготавливается страшная судьба, ее ждут суровые испытания. Он писал:

Ужасный сон отяготел над нами,

Ужасный, безобразный сон:

В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,

Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы

Геройский пыл, предательство и ложь,

Притон разбойничий в дому Молитвы,

В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьяненный ложью,

Все виды зла, все ухищренья зла!..

Нет, никогда так дерзко правду божью

Людская кривда к бою не звала!..

И этот клич сочувствия слепого,

Всемирный клич к неистовой борьбе,

Разврат умов и искаженье слова-

Все поднялось и все грозит тебе,

О край родной! - такого ополченья

Мир не видал с первоначальных дней…

Велико, знать, о Русь, твое значенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей!

Предвидя события, Тютчев отмечал: «Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».

И Тютчев оказался прав - так и произошло. Революция в России не только разрушила вековые устои страны и залила ее кровью, но и изменила облик мира, последствия продолжают ощущаться до сих пор. А ненависть адептов к исторической России он объяснял тем, что Россия, прежде всего, «христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному…

http://www.stoletie.ru/sozidateli/fedor_tutchev_prorok_v_svojem_otechestve_768.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...