339f410a816b3d1cbace0780f6c4f102 Перейти к контенту

125 лет со дня рождения Анны Ахматовой


Рекомендуемые сообщения

125 лет со дня рождения Анны Ахматовой

Сегодня, 23 июня, исполняется 125 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой (1889 – 1966). По сложившейся традиции редакция «Меломан» вспоминает известные факты и высказывания великого русского поэта XX века.

ahmatova.jpg

— Когда Анна была совсем маленькой, она получила прозвище «дикая девочка». Сама поэтесса говорила об этом так: «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень».

— Свое первое стихотворение Анна, урожденная Горенко, написала в возрасте 11 лет. Отец не позволил ей использовать семейную фамилию, считая писательство делом недостойным. Позже псевдонимом она выберет девичью фамилию прабабушки.

— Начиная с 1923 года творчество Ахматовой подвергалось жесткой цензуре или не допускалось к печати вообще, так как стало считаться антикоммунистическим. Это не помешало ей приобрести славу как в СССР, так и за рубежом. Сталина же поэтесса считала своим личным врагом.

— Каменная кладка на могиле Анны Андреевны символизирует стену тюрьмы «Кресты», у которой с передачами стояла она в годы заключения её сына, Льва Гумилева. Гумилев и его студенты выстроили стену своими руками, собирая камни где придётся.

— В Одессе (Ахматова родом оттуда), Калининграде, Киеве, Ташкенте, Тюмени и Московской области есть улицы, названные в честь великой русской поэтессы. Произведения Анны Ахматовой переведены на многие иностранные языки, а её день рождения ежегодно отмечается в самых разных странах мира; так, 120-летие Ахматовой (2009 год) отмечали в Куала-Лумпуре.

Из высказываний Анны Ахматовой:

— «Так много камней брошено в меня, что ни один из них уже не страшен».

— «После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума».

— «Мужчины, вы думаете женщины любят красавцев или героев… . Нет, они любят тех, кто ими занимается!»

— «И только в пламени любви разрушится стена обид, непонимания и лени…»

— «У поэта существуют тайные отношения со всем, что он когда-то сочинил, и они часто противоречат тому, что думает о том или ином стихотворении читатель».

 


http://www.meloman.kz/ru/books/news_view.php?id=113048-125-let-so-dnya-rojdeniya-annyi-ahmatovoy

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах



И музыка со мной покой делила,

Сговорчивей нет в мире никого. Она меня нередко уводила

К концу существованья моего. А.А. Ахматова




Звучит музыка Шопена Ноктюрн фа минор.


Слово учителя

Опять проходит полонез Шопена.

О, боже мой! – как много вееров,

И глаз потупленных, и нежных ртов,

Но как близка, как шелестит измена.

Тень музыки мелькнула на стене,

Но прозелени лунной не задела.

О, сколько раз вот здесь я холодела

И кто-то страшный мне кивал в окне…


Это стихотворение Анна Андреевна Ахматова написала в 1958 году. Как она берегла музыку в себе! К сожалению, бег времени неумолим… «Тень музыки мелькнула на стене»… Раньше была музыка, а теперь – только тень… Но и он, этот слабый отблеск, вел ее по лабиринтам памяти…

Перенесемся и мы в начало ХХ столетия и почувствуем атмосферу блистательного Серебряного века.

- Серебряный век… Что удивило вас, что показалось необычным в этом времени?

Николай Гумилев привел жену на «Башню» Вячеслава Иванова в июне 1910 года, там Ахматова впервые прочитала свои стихи. С легкой руки поэта Юрия Верховцева их стали называть «Гумилев с Гумильвицей».

Тогда в 1910году, Николай Степанович снисходительно относился к тому, что Анна пишет. Он смотрел на ее стихи как на причуду «жены поэта», и эта причуда была ему не по вкусу. Когда стихи Ахматовой хвалили, насмешливо улыбался и говорил: «Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прелестно вышивает».
 

Представьте себе далекий, туманный Петербург начала ХХ века. На «Башне» (где и мы сейчас с вами находимся, невидимые и никем не узнанные) как всегда по средам многолюдно, читают стихи по кругу, спорят. Читает стихи и Ахматова. Причем делает это она умело, с сознанием своей женской обаятельности Любовь.  

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,


То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.


Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.



Ахматова очень хорошо читала. О ее чтении сохранились яркие воспоминания Ариадны Владимировны Тырковой-Вильямс

«Из поэтесс, читавших свои стихи на Башне, ярче всего запомнилась Анна Ахматова. Пленительная сила струилась от нее, как и от ее стихов.

Тонкая, высокая, стройная, с гордым поворотом головы… Темные, суровые глаза. Ее нельзя было не заметить. Мимо нее нельзя было пройти, не залюбовавшись ею».

541169_html_72cf1469.jpg

Буквально с первых поэтических шагов вокруг имени и личности Ахматовой возникают легенды, в ее стихи влюблена вся Россия. Вертинский рассказывал, что даже в глухой бессарабской деревне от него требовали непременного исполнения «Сероглазого короля».


- Давайте и мы вслушаемся в эти ее первые стихи.

Прочитайте понравившиеся, расскажите о своих впечатлениях.

^

Сжала руки под тёмной вуалью.  

Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.


Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.


Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".



Эти удивительные стихи, напоенные музыкой и запахом моря, могут нам о многом рассказать, хотя, по мнению критиков, они до крайности скрытны, зашифрованы, загадочны… Есть что-то, что объединяет эти стихи. Что же?

- В них ощутимо присутствует музыка.

- Звучащие и красочные подробности вещей и событий легко входят к ней в стихотворения, наполняя их шелестом листьев, запахом роз и музыкой… Музыка окружает лирическую героиню. Именно в ней, в музыке, ищет душа ее счастья и покоя…


Вечером.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюде устрицы во льду.


Он мне сказал: «Я верный друг!»

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.


Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят стройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.


А скорбных скрипок голоса

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым».


- Действительно, эти стихи необыкновенно музыкальны, но есть еще что-то, что объединяет эти стихи. Что же?

В них всё время присутствует обращение, словно Анна Андреевна ведёт с кем-то непрерывный разговор


Он был со мной совсем ещё недавно,

Такой влюблённый, ласковый, и мой,

Но это было белою зимой,

Теперь весна, и грусть весны отравна,

Он был со мной совсем ещё недавно…


В этих строчках мы услышим и нежность, и тоску по любви, и разочарование, и ожидание, и надежду на счастье, и горечь разлуки.

Здесь неизменно присутствует Он. Его появление мы узнаём по плащу, по тёмным локонам, по чудесному голосу.


Лишь голос твой поёт в моих стихах.


Надо мною только небо, а со мною голос твой.


То в одном стихотворении, то в другом мелькнут его серые глаза его улыбка, его плащ. Кто же это Он? Эта загадка долго оставалась нераскрытой и только в конце восьмидесятых годов завеса тайны чуть-чуть приоткрылась.
 


  • Звучит музыка. Шуман «Юмореска».


Перенесемся мысленно в 1911 год… Слепнево… Именно сюда, в Слепнево, Анна Андреевна Ахматова приезжает из Парижа осенью 1911 года.

Она бродит по саду, мечтает, пишет стихи…


541169_html_384fcf35.jpg

Анна Ахматова в Слепневе.1912г.


Я не каталась верхом и не играла в теннис, а я только собирала грибы в обоих слепневских садах, а за плечами еще пылал Париж в каком-то последнем закате.

Анна Андреевна вспоминает о пережитом, прислушивается к себе. Спустя полвека это свое состояние она назовет «легким предрассветным часом». Так назовет она свою поэтическую юность – первые стихи, любовь и ожидание счастья.

Пристяжная косила глазом и классически выгибала шею. Стихи шли легкой свободной поступью, - вспоминала Анна Андреевна.

Вскоре появится ее сборник «Вечер», куда войдут стихи, написанные в Слепневе.


Звучит музыка. Шуберт «Венгерский дивертисмент».


- Что является основной темой этого сборника?

- Любовь… В одном из своих стихотворений Анна Андреевна назвала любовь «пятым временем года».

- Давайте вслушаемся в ее стихи.

Прочитайте понравившиеся, расскажите о своих впечатлениях.

^

Я улыбаться перестала.  

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.
И эту песню я невольно
Отдам на смех и поруганье,
Затем, что нестерпимо больно
Душе любовное молчанье.



- В состоянии любви мир видится другим, любовь обостряет зрение и утончает слух.

Жарко веет ветер душный.

Солнце руки обожгло,

Надо мною свод воздушный

Словно синее стекло…


- В ряду каких слов оказывается слово любовь в лирике Ахматовой?

- Слово любовь оказывается в ряду таких слов как одиночество и трагедия.

- Это закономерно? Так и должно быть?

- Так не должно быть, но для Ахматовой это было именно так.

Любовь – это страдание, мучительный излом души, отчаяние, смертная обида, одиночество…


Сердце к сердцу не приковано,

Если хочешь – уходи.

Много счастья уготовано

Тем, кто волен на пути.


Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать.

Не целуй меня, усталую,-

Смерть придет поцеловать.


Любовь словно промежуточное состояние между «счастьем безмятежным» и безысходностью.

Вчитайтесь в ее стихи, и вы увидите и Булонский лес, и страусиное перо, которое сломалось о верх экипажа, и его глаза, и музыку, которую они услышали когда-то в саду…

В одну из бессонных ночей она пишет стихотворение «Песня последней встречи».


Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…


Любовь умирала в ней долго и мучительно. Более трехсот стихотворений она написала под впечатлением этой любви.

541169_html_m788b9b67.jpg

Слепнево.

Звучит музыка. Вивальди « Адажио».


Этого человека звали Амедео Модильяни. Был он итальянским художником, тогда еще малоизвестным…


541169_html_680aeb4c.jpg


Модильяни подарил Анне Андреевне незабываемые дни, которые остались с ней на всю жизнь. Спустя много лет она рассказывала, что художник был так беден, что не мог ее никуда пригласить и водил по городу. Им приходилось сидеть в любимом Люксембургском саду на скамейке, а не на удобных стульях, за которые пришлось бы платить.

Они гуляли по ночному Парижу, по старинным, темным улочкам, а однажды даже заблудились и пришли в мастерскую художника лишь под утро.

541169_html_m6193b0f4.jpg

В крохотной, заставленной холстами комнатке Ахматова позировала художнику. В тот сезон Модильяни нарисовал на бумаге, по словам поэтессы, более десяти ее портретов. До сих пор некоторые искусствоведы считают, что Ахматова скрыла их, будто бы не желая показать миру. Возможно, Анна Андреевна боялась, что портреты могли сказать всю правду об их отношениях...

Перед тем как Анна Андреевна уехала в Россию, Модильяни подарил ей рисунки. Говорят, что пятнадцать она оставила в Париже, а один взяла с собой, долго прятала его, а потом, в конце сороковых, повесила над изголовьем кровати и до конца жизни не расставалась с ним.

Они могли бы быть вместе, однако судьба разлучила их навсегда. Но в тот год влюбленные не думали о вечной разлуке. Они были вместе. Он — одинокий и бедный итальянский художник, она — замужняя русская женщина. Модильяни водил Анну Андреевну по музеям, особенно часто они заходили в египетский подвал Лувра.

Бывало, они гуляли под открытым небом. По воспоминаниям Ахматовой, в те дни шли обильные дожди, и Амедео, прихватив на случай дождя огромный черный зонт, раскрывал его над Анной, словно прятал ее от всех житейских забот. В такие минуты для Ахматовой существовал лишь он — ее странный друг, казавшийся малым ребенком, нелепый романтик, воспевающий неземные миры.


А сейчас, летом 1911 года она ждет письма, которое так никогда и не пришло…


Сегодня мне письма не принесли:

Забыл он написать или уехал;

Весна как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли…


Впоследствии Анна Андреевна вспоминала:

Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его - очень короткой, моей - очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый легкий предрассветный час. Но будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который притаился где-то рядом. И все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти.

Звучит музыка . Рахманинов С.В. Вариации на тему Шопена для фортепиано.


Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.



Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.



Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.



Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.


Звучит музыка . Рахманинов С.В. Вариации на тему Шопена для фортепиано.


541169_html_m6c195708.jpg
http://wersory.ucoz.ru/news/programma_integrirovannogo_kursa_literatura_mu/2013-03-24-27

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Анна Ахматова и художники (Модильяни и другие)
 
29-12-2013, 08:50
Автор: Борис Столяров
Увеличить шрифт A A A
 
1367067500_ahm-mod-1.jpg
Ей повезло во многом: родилась в семье хорошо образованного потомственного дворянина – любителя поэзии, ее мама – творческая натура, состояла в отдаленном родстве с русской Сапфо - Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой.

И к тому же – родилась в Одессе, городе поэтов и художников, в то время, наряду с Москвой и Петербургом – витрине русского искусства.

Повезло ей и позже, в детстве, когда семья переехала в поэтическое Царское Село, и Анна стала ученицей Мариинской гимназии.

Читать училась по азбуке Льва Толстого. В 5 лет уже говорила по-французски – ничего удивительного для того времени, но юная Анна уже слагала стихи, и с удивлением обнаружила – некоторые слова из русского языка рифмуются с французскими...

Но, в отличие от других, свои ранние стихи никому не показывала, и, потому – не печатала.

1367067519_ahm-serebryakova-annekov.jpgПортреты работы Зинаиды Серебряковой (слева) и Анненкова. 1922 год

Впервые свое стихотворение она опубликовала в 1911 году – в 22 года...

Но не хочется обсуждать поэтессу Анну Ахматову – для этого у всех были десятки лет познания ее творчества.

Конечно, у каждого есть свои любимые поэты, обычно их много, а у них – у каждого свои любимые строчки.

Я же приведу хорошо известные 2 строчки Ахматовой, которые, так или иначе, необходимы мне для дальнейшего рассказа, и которые, быть может, вам – каждому по-своему, о чем-то поведают:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...


Когда-то, еще будучи студентом, увлекшись на какое-то время стихами Великой поэтессы, я неожиданно понял: она жила над массой (даже, в общем, интеллигентной средой), внутри своего узкого образованного творческого круга, и писала не для масс, а для тех, кто с ней в ее окружении...

Это было трудно в советское время, но она пыталась сохранить поэтику жизни.

Удалось ли ей это?

Если судить формально – по ее биографии, то нет - судьба поэтессы, как известно, была трагична.

Тем не менее, сама она не была в заключении или изгнании – ее «били» по самому больному - близким ей людям.

1367067651_ahm-kardovskaya.jpgОльга Делла-Вос-Кардовская. Слева - Николай Гумилев. Портреты выполнены примерно в одно и тоже время - 1910-1912 годы.

Ее муж Николай Гумилев был расстрелян.

Ее любимый человек - Николай Пунин, после 3-х арестов, уже после войны – в «холодное лето 53-го» погиб в лагере.

Ее единственный сын Лев Гумилев много лет провел в заключении...

И это единственный персонаж в ее окружении, о котором мне говорить не хочется по причине, возможно, личного восприятия...

Ее жизнь, ее горе - в поэме «Реквием».

Ахматова жила в творческой среде, в которой, особенно, в то время была немало художников.

Она, ее профиль, гордо посаженная однажды (при рождении) на стройную, несколько вытянутую фигуру, голова – не могли не привлечь внимание мастеров живописи.

Это была превосходная натура – с характером, руками, шеей, как я уже сказал – головой, а главное – с какими-то невероятно живыми глазами, иногда - словно застывающими на какое-то время.

Творческие люди видели в этих выразительных глазах идеи, замыслы, немыслимые поэтические краски для людей, их поступков, простых и сложных явлений, человеческих драм, любви...

Мужчины из окружения Ахматовой были влюблены в эту «гибкую гитану».

Почему ее так называли? Остается загадкой – возможно Ахматова иногда одевалась как испанские цыганки или танцевала танцы испанских цыган.

Не «попались в ее сети», по воспоминаниям современников, только Блок и Бунин.

Бунин, судя по его стихотворению, считал Ахматову худой, бледной, нервной, притворной и бескровной.

Ее любили и не просто поклонялись – а стремились изобразить, написать портрет - Модильяни, Савелий Сорин (русский художник-портретист, создавший великолепную гравюру поэтессы), Петров-Водкин, Анненков, Федор (Фиделио) Бруни и другие.

Известная русская художница Зинаида Серебрякова в 1922 году, увидев однажды Ахматову, воскликнула – «Анна, как вы похожи на меня!».

И нарисовала... автопортрет, который подписала – «Портрет А.А.Ахматовой. 1922». (Вы видите его выше).

И позже, когда бы она ни рисовала свою новую (на некоторое время) подругу, получалась сама Серебрякова.

Тем не менее, эти портреты и зарисовки – интересные.

Но еще ранее, в 1921 году, Анна Ахматова знакомится со своим ровесником Юрием Павловичем Анненковым, талантливым художником, сделавшим главным в своем творчестве создание портретов советских и партийных лидеров, руководителей науки и культуры.

Его портрет «А.А. Ахматова. 1921», с моей точки зрения – великолепен.

1367067643_ahm-altman.jpgНатан Альтман. Автопортрет и Портрет Ахматовой.

С еще одним своим ровесником – Натаном Альтманом, Анна Ахматова познакомилась в 1911 году в Париже.

Анна тогда была никому не известной 20-летней «девушкой из России», приехавшей в гости к 27-летнему Модильяни.

Модильяни принимал активное участие в шумной жизни Монмартра, и часто брал с собой на пирушки «гостью из России», прекрасно говорившую по-французски.

На одной из них он познакомил Анну с Натаном - своим другом по одной из прежних квартир (которые, кстати говоря, часто менял).

Натан был «ярый авангардист», и когда он предложил Анне написать ее портрет, Модильяни от души расхохотался – мол, ты же увлекаешься кубизмом – как ты справишься с такой фигурой?

Но Анне был жаль худощавого парня из Винницы, и она согласилась.

Я, чтобы был изгиб, посажу ее на стул. – Озабоченно ответил Натан своему итальянскому другу.

И посадил...

Так случилось, что впервые этот портрет широкая публика (богема, разумеется) увидела в 1915 году на выставке в одном из домашних салонов Петербурга.

И он - этот портрет, не был похож на... руку и стиль Альтмана.

Но строгие салонные искусствоведы решили – Натану удался самый поэтический портрет молодой Ахматовой. Он сумел простыми (как авангардист) геометрическими линиями показать ее сложные поэтические строки, а различные голубые оттенки фона картины (их 3 и более) передают глубину ее поэзии.

И даже Кузьма Петров-Водкин, увидев однажды портрет Анны Ахматовой, вероятно, именно тот, что кисти Натана Альтмана, нарисовал ее в необычайно строгой для него манере.

1367067711_ahm-petrov-vod-sorin.jpgСлева - Портрет Ахматовой работы Петрова-Водкина, справа - Сорина.

Петров-Водкин никогда Ахматову как женщину не любил. По определению... Возможно, потому придал ей мужские черты лица...

И, будучи для многих «вещью в себе», показал поэтессу в «любимых тонах», поэтически задумчивой, творцом, имитируя греческий стиль.

И все же, из портретов этого периода жизни Анны Ахматовой мне больше других нравится портрет кисти Ольги Делла-Вос-Кардовской, муж которой - Дмитрий Кардовский, дворянин, был другом Репина. (Вы видите его вверху).

Если следовать хронологии, то сейчас мы перенесемся в Париж, к Амедео Модильяни.

Но если вас интересует – а любила ли кого-то Анна Ахматова, то задержимся ненадолго в Петербурге, и обратим свой взор на Бориса Анрепа.

Познакомил Ахматову с Анрепом его ближайший друг, поэт, литературный критик и теоретик-литератор Николай Недоброво, с которым Ахматову связывали близкие отношения в 1914-15 годах, а, по мнению их современников - интимная дружба-любовь.

В одном из писем Недоброво к Анрепу от 27 апреля 1914 года есть такие слова: «...Попросту красивой ее назвать нельзя, но внешность ее настолько интересна, что с нее стоит сделать леонардовский рисунок, гейнсборовский портрет маслом, и икону темперой, а пуще всего поместить ее в самом значащем месте мозаики, изображающей мир поэзии».

Борис Анреп - баловень судьбы, любимец женщин, высокого роста, атлетического сложения, темпераментный, жизнерадостный, самоуверенный, романтичный, увлекающийся искусством, тонко чувствующий поэзию.

Ахматова посвятила ему больше всех стихотворений – 36, среди которых самые счастливые и светлые стихи Ахматовой о любви из «Белой стаи». Их там – 17, а еще 14 - в «Подорожнике».

Кое-как удалось разлучиться
И постылый огонь потушить.
Враг мой вечный, пора научиться
Вам кого-нибудь вправду любить.


Но в Анрепе, все же, было больше от ловеласа, чем от того любимого, которому Ахматова в 1916 году подарила свое заветное черное кольцо.

1367067750_ahm-syskov-ginzb.jpgСовременные художники рисуют Анну Ахматову. Слева - Владимир Сысков. Анна Ахматова. 1989, справа - Георгий Гинзбург-Восков. Анна Ахматова. Лето 1965. Бумага, карандаш.

Она приписывала ему таинственную силу.

Как за ужином сидела,
В очи черные глядела,
Как не ела, не пила
У дубового стола.
Как под скатертью узорной
Протянула перстень черный...


Но он его потерял...

Всем обещаньям вопреки
И перстень сняв с моей руки,
Забыл меня на дне…


В 1954 году Борис Анреп, к тому времени уже десятки лет проживая в Ирландии, получил заказ от Собора Христа Владыки в маленьком ирландском городке Маллингаре.

На мозаичном панно, изображающем «Введение Богородицы во храм», в центре композиции – Святая Анна с большим нимбом вокруг головы.

Портретное сходство с Анной Ахматовой не вызывает сомнений.

Нет - нам, все же, в Париж 1910 года.

Опустим высокий стиль знакомства, ухаживания, бесед о поэзии Лафорга, Малларме, Бодлера, о телепатии, чтении стихов Верлена в два голоса...

Не говоря уже о том, о чем мы хотели бы догадаться, быть уверенным – это было именно так, о том, что, наверное, этого могло и не быть. Не наше это дело...

Анна писала своей подруге – «...божественное в Модильяни искрилось сквозь какой-то мрак, он совсем не похож ни на кого на свете, он нищий, и непонятно, чем он живет».

Анна вспоминала позже - как художник он не имел и тени признания, жил в тупикe Фальгьера, беден был так, что в Люксембургском саду мы сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях, как было принято.

...В это время Модильяни бредил Египтом, часто водил Ахматову в Лувр смотреть египетский отдел, рисовал ее голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц...

Из этих рисунков почти ничего не сохранилось.

1367067772_ahm-mod-2.jpgМодильяни. Ахматова

Рисовал Анну не с натуры, а в небольшой импровизированной мастерской – и эти рисунки дарил ей. Их было 16...

Модильяни попросил Анну – окантовать рисунки и повесить у себя дома.

Увы, рисунки Модильяни, если верить Ахматовой, стали еще одной жертвой Революции - они погибли в царскосельском доме – висели на стене.

Уцелел тот, который она стеснялась повесить, и он лежал между страниц в каком-то альбоме с репродукциями.

По мнению искусствоведов, в уцелевшем рисунке меньше, чем в остальных, предчувствуются будущие картины Модильяни с обнаженными...

Супруг Ахматовой Николай Гумилев, судя по всему – ревнуя ее к дням молодости, называл Модильяни «вечно пьяным чудовищем».

А Ахматова вспоминала:

...Сказал, что у меня соперниц нет.
Я для него не женщина земная…


Пролетели годы... 29 апреля 1965 года, в конце дня, Анна Ахматова вдруг сказала Анатолию Найману - давай вызовем такси, поедем в нотариальную контору.

Она хотела изменить и заверить у нотариуса, написанное ранее, завещание.

И когда они вышли от нотариуса на улицу, она с тоской произнесла: «О каком наследстве можно говорить? Взять под мышку рисунок Моди и уйти»...

1367067775_ahm-modil.jpgСправа - Рисунок Модильяни, с которым Ахматова «хотела уйти»...

Николай Харджиев – русский писатель, историк новейшей литературы и искусства, считает, что знаменитый рисунок обнаженной Анны, а именно его она хотела «взять под мышку и уйти», похож по своей композиции на подготовительный рисунок для скульптуры.

Харджиев считал, что образ Ахматовой у Модильяни напоминает аллегорическую фигуру «Ночи» на крыше саркофага Джулиано Медичи работы Микеланджело.

Подобно «Ночи», фигура Ахматовой покоится наклонно.

Когда один из издателей в начале 60-х попросил Ахматову написать «очерк о встречах с Модильяни», она, подумав, отказалась - помнила уже мало, а то, что помнила, было не для всех...

Какое–то время она прятала уцелевший рисунок. Но потом, когда «выросла», до самой ее смерти он висел у нее в изголовье.

Есть, правда, и конспирологическая версия (до чего падкий на них народ).

Она гласит: 15 рисунков Модильяни с обнаженной натуры Анны Ахматовой не погибли. Почему? Рукописи не горят! Логично... Если отстраниться от действительности и уйти в мир любимой (или не любимой) литературы.

Хорошо, допустим, но тогда – куда они делись?

Рисунки, которые, как вещает теория, были уликами, и их никому нельзя было показывать, до поры до времени спрятала молодая жена сына Ахматовой - Льва Гумилева.

В пользу этой теории говорит то, что они, вероятней всего, не были окантованы и не висели – они были не менее – а, скорее – более, эротичными, чем сохранившийся.

...О милые улики,
Куда мне спрятать вас?


Высказывается также предположение, что Ахматова вовсе и не ввезла их в Россию, а оставила во Франции. У кого?

Современники Ахматовой в послевоенные годы вспоминают: ее рассказы о гибели рисунков всегда разные, часто – противоречивые, и не слишком правдоподобны.

Иногда она говорила – «они сгорели вместе с царской Россией», иногда, мол, красноармейцы их «раскурили на цигарки»...

Но сегодня они изданы... Откуда появились? Неужели, и правда – потомки Гумилева-сына и его вдовы продали их за рубежом?

Известно – своего мужа Анна Ахматова уважала, но не любила.

Перед замужеством она написала в одном из писем: «...Я отравлена на всю жизнь, горек яд неразделенной любви... Смогу ли я снова начать жить? Конечно, нет! Гумилев — моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете. Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной».

1367067906_ahm-saryan.jpgСарьян. Ахматова

Позже она говорила - их брак был не началом, а «началом конца» их отношений. «Несчастный человек» не был с нею счастлив.

Впрочем, как и она с ним.

Из воспоминаний: «Она была очень красива, все на улице заглядывались на нее. Мужчины, как это принято в Париже, вслух выражали свое восхищение, женщины с завистью обмеривали ее глазами. Она была высокая, стройная и гибкая… На ней было белое платье и белая широкополая соломенная шляпа с большим белым страусовым пером — это перо ей привез только что вернувшийся тогда из Абиссинии ее муж — поэт Гумилев».

Но Модильяни, а не Гумилев, постоянно присутствовал в ее стихах:

Смотреть, как гаснут полосы
В закатном мраке хвой,
Пьянея звуком голоса,
Похожего на твой.
И знать, что все потеряно,
Что жизнь — проклятый ад!
О, я была уверена,
Что ты придешь назад.


И все же, отбросим конспирологию – предлагаю вам свой вариант появления на свет рисунков с обнаженной Анной.

Модильяни делал обычно не одну и даже не две зарисовки натуры, а несколько рисунков.

Нелюбимые он беспощадно уничтожал, а те, с которыми не хотел расставаться, продавал.

Известно – его постоянным покупателем был доктор Поль Александер. Доктор был не слишком богат, и потому Модильяни продавал ему картины по ничтожной цене.

1367067929_ahm-sovr.jpgТакими представляет себе отношения Ахматовой и Модильяни живописец Наталия Третьякова.

Однако Ахматова позже утверждала - доктор Александер ее не знал, но однажды увидев, спросил художника - кто эта стройная молодая женщина с тугим пучком затянутых темных волос на затылке?

И восхитился ее профилем...

В парижской газете «Русская мысль» за 20 октября 1993 года генуэзская славистка Докукина–Бобель заявила - на прошедшей летом того же года выставке в Венеции на рисунках Модильяни из коллекции доктора Поля Александера, представленных его внуками и правнуками, изображена Анна Ахматова.

P.S.

В 2003 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке картины Амедео Модильяни с изображением обнаженной женской натуры были проданы за баснословную цену, самая дорогая – за 27 млн долларов. Это стало тогда сенсацией.

Но среди них не было ни одного полотна из знаменитой серии картин и рисунков с изображением Анны Ахматовой, и ни одна из модильяновских ню даже отдаленно не напоминает одухотворенную Великую Ахматову.

Мы повторили публикацию 2-летней давности.
 
Просмотров: 11452

http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post328671386/#

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Женщины в русской истории - Анна Андреевна Ахматова
Запись от Про искусство размещена Вчера в 14:45
 

 

10437687_1431988270401426_33695502466352

125 лет назад, в ночь с 23 на 24 июня - в таинственную, колдовскую ночь на Ивана Купалу - родилась Анна Андреевна Ахматова

Анна Ахматова – одна из величайших поэтесс в русской литературе. В её стихах присутствуют классическая элегантность, почерпнутая у Пушкина, и поразительная страстность, связанная с драматичностью её собственной судьбы.

Ахматова – символ тонко чувствующей женщины в жестоком мире, олицетворение России в самые трудные, трагические годы её тысячелетней истории. Её двойственность – это двойственность самой России: золотой России Пушкина и сумеречной России Достоевского.

"Анна всея Руси" – так называла Ахматову Марина Цветаева. Это – гордость, непреклонная и в унижениях, и в смертельном страхе. Это – смирение, именно смирение, а не кротость, и насмешливая трезвость даже в минуты высокого торжества. Величавая скорбь и вечно молодая озорная улыбка, женственность самая нежная и мужество самое отважное. Ясновидение строгой пророчицы и наивное изумление перед красотой и тайнами мира. Анна всея Руси, венчанная двойным венчанием – терновым венцом и звёздной короной поэзии.

Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены — и это знаем сами —
Мы расточать, а не копить.

http://www.ngonb.ru/exhibitions/1159/


635180755.jpg


Я говорю сейчас словами теми,

Что только раз рождаются в душе,

Жужжит пчела на белой хризантеме,

Так душно пахнет старое саше.


И комната, где окна слишком узки,

Хранит любовь и помнит старину,

А над кроватью надпись по-французски

Гласит: "Seigneur, ayez pitie de nous"*


Ты сказки давней горестных заметок,

Душа моя, не тронь и не ищи…

Смотрю, блестящих севрских статуэток

Померкли глянцевитые плащи.


Последний луч, и желтый и тяжелый,

Застыл в букете ярких георгин,

И как во сне я слышу звук виолы

И редкие аккорды клавесин.

* Господи, помилуй нас




На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.


Так много камней брошено в меня,

Что ни один из них уже не страшен,

И стройной башней стала западня,

Высокою среди высоких башен.

Строителей ее благодарю,

Пусть их забота и печаль минует.

Отсюда раньше вижу я зарю,

Здесь солнца луч последний торжествует.

И часто в окна комнаты моей

Влетают ветры северных морей,

И голубь ест из рук моих пшеницу...

А не дописанную мной страницу,

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.


10489933_10203643015491327_7874372667756


Стихотворения Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер", "Четки", "Белая стая")- почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы до конца разыгранной теме. Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в "Аполлоне", но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время как бы драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик и заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями.


"ТАЙНЫ РЕМЕСЛА"



Творчество


Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шепотов и звонов

Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо...

Но вот уже послышались слова

И легких рифм сигнальные звоночки,—

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.




Анна Андреевна почти не имела черновиков. Лёжа и закрыв глаза, она что-то невнятно бормотала - "гудела", "жужжала" иногда даже во сне, а потом, поднявшись, записывала то, что ей услышалось, - сразу, набело. Возникали стихи, к которым, по её словам, она вроде бы и не причастна.


671703594271093632.jpg


Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей.

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей.


Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.


Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене...

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.


Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражению Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души".


Совсем не тот таинственный художник,

Избороздивший Гофмановы сны, —

Из той далекой и чужой весны

Мне чудится смиренный подорожник.


Он всюду рос, им город зеленел,

Он украшал широкие ступени,

И с факелом свободных песнопений

Психея возвращалась в мой придел.


А в глубине четвертого двора

Под деревом плясала детвора

В восторге от шарманки одноногой,


И била жизнь во все колокола...

А бешеная кровь меня к тебе вела

Сужденной всем, единственной дорогой.


Анна Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Герой её лирики сложен и многолик. Собственно, его даже трудно определить в том смысле, как определяют, скажем, героя лирики Лермонтова. Это он - любовник, брат, друг, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.


Поэт


Подумаешь, тоже работа,—

Беспечное это житье:

Подслушать у музыки что-то

И выдать шутя за свое.


И чье-то веселое скерцо

В какие-то строки вложив,

Поклясться, что бедное сердце

Так стонет средь блещущих нив.


А после подслушать у леса,

У сосен, молчальниц на вид,

Пока дымовая завеса

Тумана повсюду стоит.


Налево беру и направо,

И даже, без чувства вины,

Немного у жизни лукавой,

И все — у ночной тишины.




В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно пришли к новому читателю. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина в 1964 и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965).


Последнее стихотворение


Одно, словно кем-то встревоженный гром,

С дыханием жизни врывается в дом,

Смеется, у горла трепещет,

И кружится, и рукоплещет.


Другое, в полночной родясь тишине,

Не знаю, откуда крадется ко мне,

Из зеркала смотрит пустого

И что-то бормочет сурово.


А есть и такие: средь белого дня,

Как будто почти что не видя меня,

Струятся по белой бумаге,

Как чистый источник в овраге.


А вот еще: тайное бродит вокруг —

Не звук и не цвет, не цвет и не звук,—

Гранится, меняется, вьется,

А в руки живым не дается.


Но это!.. по капельке выпило кровь,

Как в юности злая дечонка — любовь,

И, мне не сказавши ни слова,

Безмолвием сделалось снова.


И я не знавала жесточе беды.

Ушло, и его протянулись следы

К какому-то крайнему краю,

А я без него... умираю.


10371710_10203600502068518_1122262753041


"...К ней приходили почти ежедневно - и в Ленинграде, и в Комарове.

Не говоря уже о том, что творилось в Москве, где все это столпотворение называлось "ахматовкой"... Анна Андреевна была, говоря коротко, бездомна и -

воспользуюсь ее собственным выражением - беспастушна. Близкие знакомые называли ее "королева-бродяга"; и действительно, в ее облике - особенно когда она вставала вам навстречу посреди чьей-нибудь квартиры - было нечто от странствующей бесприютной государыни. Примерно четыре раза в год она меняла место жительства: Москва, Ленинград, Комарове, опять Ленинград, опять Москва ... Вакуум, созданный несуществующей семьей, заполнялся друзьями

и знакомыми, которые заботились о ней и опекали по мере сил...

Существование это было не слишком комфортабельное, но тем не менее все-таки

счастливое в том смысле, что все ее сильно любили. И она любила многих.

То есть каким-то образом вокруг нее всегда возникало некое поле,

в которое не было доступа дряни. И принадлежность к этому полю и кругу

на многие годы вперед определила характер, поведение, отношение к жизни

почти всех - его обитателей. На всех нас, как некий душевный загар, что ли,

лежит отсвет этого сердца, этого ума, этой нравственной силы и этой

необычайной внутренней щедрости, от нее исходивших".


Иосиф Бродский


ars0016-2.jpg


... это свойство ахматовской поэзии - перекликаться с сегодняшним днём - я наблюдала очень часто. Когда после землетрясения я вместе с "Виртуозами Москвы" приехала в Спитак и читала со сцены ахматовский "Реквием", удивительно было наблюдать, что зал воспринимает эти стихи как посвящение именно их трагедии.


Алла Демидова


10321719_10203656819476418_6752198811299



Ссылка на оригинал

http://forum.artinvestment.ru/blog.php?b=275182

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...