6010dc8d1429c905c8b443da0aa7b258 Перейти к контенту

В.Тодоровский"Я снимал про открытость чувст и накал страстей"


Рона

Рекомендуемые сообщения

Валерий Тодоровский: «Я снимал про открытость чувств и накал страстей»




Режиссер сериала «Оттепель» — о том, почему он сделал фильм о «сложных людях»

AG2_0847.JPG

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев

Со 2 декабря на «Первом канале» — «Оттепель», сериал снятый одним из ведущих российских режиссеров Валерием Тодоровским. Две серии из 12 показали на закрытой премьере в кинотеатре «Пионер». Показ вызвал большой резонанс, что еще более подогрело ожидания публики. Накануне телепремьеры с Валерием Тодоровским поговорила обозреватель «Известий».

— У вас огромный продюсерский телевизионный опыт, но как режиссер вы сняли сериал впервые. Причем сериал о достаточно далеком от нас времени. Вы выбрали эту эпоху, потому что хорошо ее знаете и чувствуете?

— Если бы я сказал, что хорошо знаю то время, я бы соврал. В 1961 году, когда происходит действие фильма, я еще не родился. Это вопрос не знаний, а чувства. У меня от моего отца и его друзей осталось ощущение некой ауры: талантливые, молодые, свободные, жили на полную катушку.

И на самом деле я снимал даже не про поколение моего отца, я снимал про открытость чувств и накал страстей, которыми жили люди тогда и которыми, к сожалению, жить уже разучились. Ностальгия по сильным чувствам, мощным отношениям: дружба так дружба, любовь так любовь, страсть так страсть, ненависть так ненависть и сохранение своего лица — вот про что я снимал.

— Такие герои, как в «Оттепели», редко появляются на экранах, особенно телевизионных.

— Действительно, если посмотреть наши сериалы, получится, что у нас в стране проживают либо милиционеры, либо бандиты, либо девушки, которые ищут свое счастье, — и всё. И я вдруг подумал: но есть же и другие профессии — например, кинематографист.

Обычно снимают сериалы про людей простых. Я хотел снять сериал про сложных. Не в том смысле, что они какие-то заумные, а в том, что они не вкладываются в элементарные понятия: хороший, плохой, злодей, добряк, наивная красавица, интриган и т.д.

Я решил сделать сериал про сложных людей, потому что сам всю жизнь живу среди сложных людей. Я и сам не простой человек. Мне было интересно рассказать про людей, которые живут сложной, яркой, мощной жизнью, и для этого я выбрал профессию, которую знаю лучше всего, и тот круг, который знаю лучше всего.

3f8efa6404f418d28147c49e7031ad6f.jpg

Пресс-служба Первого канала

— Вы какие-то свои современные эмоции, размышления об истории подарили вашим героям или вы пытались встроиться в систему мышления людей той эпохи?

— Если снимаешь исключительно про отдаленную от тебя эпоху, то сделаешь либо мертвый фильм, либо уж надо снимать документалистику. Конечно, «Оттепель» — это современная картина. Есть вещи, которые что тогда, что сейчас актуальны. Но в то время это проявлялось наиболее ярко: под кастрюлей включили огонь, и она закипела. В конце 1960-х — начале 1970-х огонь стал немного спадать. И температура была уже комнатная. А я взял момент, когда всё бурило. А вообще, конечно, это всё про себя.

— Шестидесятники остались в истории очень ярким поколением. Наверное, самым ярким и самым сформировавшимся. Как вы думаете, почему?

— Многие, да в общем все они пережили войну. А у людей, которые вернулись, не остались там, было мощное желание жить и творить, их энергетика была очень мощная. В тот момент, когда началась оттепель, им было что предъявить.

— Федор Бондарчук любит говорить про свое, то есть и ваше тоже поколение, что те, кто выжил в 1990-е, — железобетонные. То есть тоже «выжившие». Но есть ли им что предъявить — в том смысле, в котором мы говорим о шестидесятниках?

— Я могу предъявить то, что могу: сериал «Оттепель», который я снял, фильм «Географ глобус пропил», который я делал как продюсер и считаю очень удачным. Это то, что я могу предъявить. А дальше дело других людей — засчитать или нет.

1cc079e8a692b3219e90903f1126f81b.jpg

Пресс-служба Первого канала

— Мне «Географ...» очень нравится, в то числе и неким сдвигом. Есть большой соблазн считать фильм продолжением линии советского кино про неприкаянного человека, но герой картины на самом деле отнюдь не неудачник — напротив, он может из любой ситуации выйти победителем.

— Я бы убрал слово «победитель». Это не история про то, кто победил, а кто проиграл. Первые деньги я получил на этот фильм в Фонде кино под заявленную тему «образ учителя». Я мечтал бы иметь такого учителя. И мечтал бы, чтобы у моих детей был такой учитель.

Люди, способные чувствовать, любить, принимать окружающее, — они, если пользоваться вашим термином, победители. Но если забыть слово победитель — они просто то, на чем держится наш мир. Не живет деревня без праведника — вот о чем фильм. При том что герой пьет, курит, влюбляется в девочку-ученицу, он праведник. Понятия добра и зла иногда очень размыты вокруг нас, но вот есть человек, у которого безошибочный внутренний барометр.

— В сознании публики вы в первую очередь режиссер, и лишь во вторую — продюсер. Каким был толчок, направивший вас в продюсирование?

— Тут все просто. В 1989 году, когда началась свобода, мы собрались с моими друзьями тогдашними, Игорем Толстуновым и Сергеем Ливневым, и создали ТТЛ, одну из первых в стране независимых продюсерских компаний. Мотивы были очень простые. Нам казалось, и это было, конечно, очень наивно, что вот теперь, когда рухнула многоступенческая советская система кинопроизводства, мы сами будем решать, что правильно, а что нет.

Очень скоро стало понятно, что быть продюсером не так сладко: начались огромные финансовые проблемы, связанные с инфляцией, когда деньги превращаются в труху. Мы прошли через весь продюсерский ад. Но я уже зацепился за эту профессию, мне стало интересно что-то в ней делать.

— Ваш телевизионный продюсерский опыт не меньше, чем кинематографический.

— Более того, сейчас телепроекты мне интереснее, чем кинопроекты, потому что телевидение, если брать состояние дел в мире, вышло на передовые позиции. Был момент, когда я работал на канале «Россия» и очень много делал для ТВ, но потом устал. Невозможно сделать хорошо десять сериалов в год. Хорошо можно сделать два. И мой главный продюсерский вывод сегодня: надо делать то, что ты любишь: точечно, немного, но получать от этого максимальное удовольствие. И это непросто.

965357ec8715028df979a83cb191fce4.jpg

Пресс-служба Первого канала

— Довольно долго слово «сериал» воспринималось как кино второго сорта, растянутый во времени «телемувик». Понятно, что в США, где такой мощнейший сериальный бум, эта точка зрения уже в прошлом. А у нас?

— Во-первых, ошибочно думать, что с наступлением эры аттракционных фильмов большое кино ушло на малый экран. Все большие американские сериалы сделаны по законам сериалов, а не кино. Просто очень сильно поднялась планка и амбиции людей, которые это делают, и зрителей, которые это смотрят. Так, во всяком случае, произошло и в Америке, и в Англии.

У нас этого качественного скачка не случилось, и думаю, что, пока не начнется «развод» по интересам, его и не будет. Ведь что происходит в Америке — сериалы, о которых так много сейчас говорят, идут на кабельных каналах, то есть нацелены на свою аудиторию.

В чем главная проблема федеральных каналов? Они должны пытаться нравиться всем: умным, глупым, пенсионерам, отставникам, подросткам. Пока зрители готовы вечером включать телевизор и смотреть то, что им показывают, ничего не произойдет. В тот момент, когда это усредненное «что-то» смотреть перестанут, придется начинать разбираться — для кого мы снимаем.

В принципе я думаю, что процесс уже пошел, но в самом зачаточном состоянии. Кроме того, это вопрос денег. Должны появиться кабельные, не кабельные, какие угодно, но достаточно богатые каналы, которые смогут для своих зрителей делать то, чего хотят эти зрители.

— Но вы-то сделали «Оттепель», которая все-таки нишевая, на федеральном «Первом».

— Думаю, это был риск для Константина Эрнста. Всё, не укладывающееся в поток, всегда риск. То, что я принес, было «авторским сериалом». Что у нас совсем редкость. Как только начинаешь делать на ТВ что-то авторское, появляется риск, что это будет отторгнуто зрителем.

Вообще с сериалами, на мой взгляд, такая история: ты всегда будешь стараться понравиться публике, это естественно. Но при этом будешь играть либо на повышение, либо на понижение. Константин Эрнст — это человек, который желает угодить публике, но всё время играет на повышение. Хочет сделать чуть умнее, чуть сложнее, чуть оригинальнее. С «Оттепелью» он действительно пошел на риск, но я очень надеюсь, что риск оправдается.

b9b382a4b7df17b08bb5d115585be7af.jpg

Пресс-служба Первого канала

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/561652#ixzz2mJR78KeC

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Об авторе

Аннотация

Книга посвящена шести крупнейшим театральным режиссерам: Олегу Ефремову, Марку Захарову, Юрию Любимову, Георгию Товстоногову, Петру Фоменко, Анатолию Эфросу. Поколение, к которому они относятся, получило название «шестидесятники». Их деятельность началась в эпоху «оттепели», принесшей обновление во все сферы социальной и культурной жизни. В целом они разделили судьбу интеллигенции, которая в 1960-е годы хотела построить «социализм с человеческим лицом», но уже в конце десятилетия поняла, что это невозможно, и испытала разочарование, вызванное потерей цели. Тем не менее в годы расцвета (вторая половина 1950-х—1980-е) эти режиссеры продемонстрировали образцы высокого искусства, транслировавшего свои идеи в масштабах всего общества; воспитали плеяду знаменитых актеров; создали уникальные театральные организмы; выпустили спектакли, которые вошли в золотой фонд российской сцены. Социокультурные условия 1990-х и 2000-х поставили перед режиссерами-шестидесятниками новые задачи. Книга адресована специалистам, студентам гуманитарных вузов, изучающим историю театра и режиссуры, а также всем, кто интересуется театром

Bogdanova_Pereplet.jpg

Полина Богданова. Режиссеры-шестидесятники

Богданова П. Режиссеры-шестидесятники. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — 176 с. - ISBN 978-5-86793-799-7

Серия::

Театральная серия

http://www.nlobooks.ru/node/401

http://kino-aktiv.co...23-ottepel.html

http://www.youtube.com/watch?v=0enyz5x4ZrE

http://www.youtube.com/watch?v=kUxNZhsuq30&feature=related

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Телевизор "КП"

Для ссылки на эту статью себе в дневник:

<a href="http://kp.ua/daily/031213/427125/" style="border: dotted 1px #666;">Валерий Тодоровский: "Я решил, что в "Оттепели" все женщины будут красивыми" </a>

Валерий Тодоровский: "Я решил, что в "Оттепели" все женщины будут красивыми"

12866487.jpg

Актриса Аня Чиповская - одна из тех, кто воплотил в сериале прекрасный миф о романтичных красавицах той поры. Фото: Первый канал.

Стартовал долго-жданный сериал про 60-е.

Сергей ЕФИМОВ — 03.12.2013

555

Режиссер большого кино Валерий Тодоровский ("Стиляги", "Страна глухих", "Любовник") впервые снял сериал для телевидения, куда раньше захаживал только как продюсер. Первые две серии журналистам показали заранее, и, поверьте, это тот редкий случай, когда стоит бросить все дела и включить телевизор.

Накануне премьеры режиссер рассказал "КП", с чего вдруг решил снять историю про кинематографистов, да еще на фоне романтических 60-х.

- Вы родились в 1962 году. Откуда ностальгия по эпохе, о которой у вас остались лишь детские воспоминания?

- Я снимал не про время, а про людей. 60-е - это время больших надежд. Ощущение свободы, полета, новой искренности - это и есть тема, о которой я хотел рассказать в фильме. Но без ностальгии. Я всегда мечтал снять фильм про свой цех. Считается, что можно снимать про милиционеров, про врачей, пожарных. А почему нельзя про кинематографистов?!

Я сдружился с Мэттью Уайнером - это создатель Mad Men (культовый американский сериал о буднях рекламного агентства. - Ред.) - и спросил, откуда взялся его сериал. Он ответил: "Мой папа был рекламщиком". И я подумал: буду делать про жизнь папы (режиссера Петра Тодоровского. - Ред.). И про людей, окружавших отца. Ведь лучше всего я знаю эту среду.

Был момент сопротивления, когда мне говорили: "Ты с ума сошел! Это же шутки, понятные только своим!" Да нет, это не шутки. Это архетипы. И я не считаю, что это "ретрокино". Просто были очень яркие моменты в истории страны, когда кипели сильные страсти. Шестидесятники, про которых мы столько спорили, из реальных людей превращаются в миф. Подождите еще десять лет - и это будет чистая легенда.

- То есть можно сказать, что "Оттепель" - это...

- ...мифологизация 60-х.

Например, я решил, что все женщины будут красивыми.

Да, я хотел рассказать красивую историю про красивых людей в красивое время. Но это очень похоже на правду. Витя Хрусталев (герой Евгения Цыганова. - Ред.) весь в долгах, но ездит на "Москвиче". Мой папа тоже купил машину, как только у него представился шанс, - у него был красный "Москвич". А жили в коммуналке. Я же про это снимал фильм! Но имейте в виду: дальше эта красивая жизнь начинает рушиться, дает трещины. Окажется, что мир не так прекрасен.

Я показал отношения между людьми, которые пьют, ведут беспорядочную жизнь, меняют жен, дерутся, кричат о каком-то искусстве. И теми, кто, напротив, говорит: "Ребята, вы офигели?! Идите на завод - гайки закручивать!"

Я не стал бы снимать сериал на 12 часов только для того, чтобы показать, как красиво люди выпивали.

- Кстати, красиво выпивают. И часто.

- Вы еще не видели, какие там дальше будут пьянки-гулянки. И не только это. Но я не сумасшедший, вижу грань. Я не снимал фильм для того, чтобы показать, как ругались, пили, курили и занимались сексом. Они так жили! Очень честно. Изменяли, предавали, но тут же каялись и говорили в глаза друг другу, кто что думает. В этом были максимальная искренность и цельность этих людей.

- Чего нет в нашем времени из того, что было у них?

- Это было поколение, где большинство взрослых прошло войну. Жизнь для них была бесконечной ценностью. Это было время, когда подлецу говорили: "Ты подлец!" - и били в рожу. А сейчас люди говорят: "Да, он подлец!", - но при этом тихо здороваются и идут дальше.

"Оттепель" описывает будни молодых кинематографистов в начале 1960-х. Они заводят отношения, ссорятся и мирятся, выпивают. Талантливый оператор Хрусталев (Евгений Цыганов) и режиссер-дебютант Мячин (Александр Яценко) хотят снять фильм по сценарию погибшего друга. Руководство "Мосфильма" воспринимает идею скептически... В сериале также снимались Михаил Ефремов, Анна Чиповская, Владимир Гостюхин, Павел Деревянко и другие.

Валерий Тодоровский посвящает эту работу памяти своего отца: выдающийся оператор и режиссер Петр Тодоровский не дожил до премьеры полгода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...