080682702e4f6c98c793c9e510eec09e Перейти к контенту

Петр Ильич Чайковский.


Рекомендуемые сообщения

ЦВЕТЫ В ЖИВОПИСИ - ЛАНДЫШИ (ЧАСТЬ 3)

***

О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы роскошней и пышней,

И ярче краски в них, и веселей узоры, —

Но прелести в них нет таинственной твоей.

В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?

Чем манишь так к себе и сердце веселишь?

Иль радостей былых ты призрак воскрешаешь!

Или блаженство нам грядущее сулишь?

Не знаю. Но меня твоё благоуханье,

Как винная струя, и греет и пьянит,

Как музыка, оно стесняет мне дыханье

И, как огонь любви, питает жар ланит.

Петр Ильич Чайковский

Да, да, не удивляйтесь! Автор этих строк – великий Чайковский. А написано стихотворение потому, что ландыши были любимыми цветами композитора. Поселившись в Клину, он высадил целую плантацию ландышей в парке, примыкавшем к дому. Ну, а я, завершая тему ландышей, все-таки, вернисажем натюрмортов, помещаю разную интересную информацию об этом весеннем цветке, вычитанную в Википедии.

357c955298c3.jpg

Сергей Харук, Александр Харук Ландыши. 1992 г.

2d5a60c337b2.jpg

Михаил Климентов Ландыши.1957 г.

Научная

Ландыш (лат. Convallária) - род травянистых цветковых растений, распространённых в регионах с умеренным климатом Северного полушария. Ареал рода охватывает всю Европу, Кавказ, Малую Азию, Китай, а также Северную Америку, в России он растет на всей Европейской части, в Сибири и даже на Дальнем Востоке. Род, согласно традиционным представлениям, является монотипным, единственный вид — Ландыш майский (Convallária majális). Впрочем, три подвида этого вида иногда выделяют в отдельные виды. Ранее род включали в семейство Лилейные (Liliaceae) или выделяли в отдельное семейство Ландышевые (Convallariaceae), в 2003 году род был включён в семейство Иглицевые (Ruscaceae), а уже в 2013 году род Ландыш перенесли в состав семейства Спаржевые (Asparagaceae). Ученые-ботаники, вы уж определитесь!!!

8c3560591805.jpg

Евгений Волобуев Ландыши. 1980-е гг.

fb7ea752d925.jpg

Николай Жуков Ландыши. 1956 г.

Название

Научное название роду ландышей было дано Карлом Линнеем на основе латинского названия растения – Lilium convallium («лилия долин»). Английское название цветка - Lily of the Valleyкалька – дословный перевод названия рода с латинского на английский. В разных странах цветок именуют по разному: во Франции - le muguet или похоже с английским – lis des vallées, в Германии – maiglöckchen, в Италии – mughetto, в Польше и в Украине – konwalia (конвалія), в Швеции – liljekonvalj и т.д. В России есть и народные названия цветка – ландышки, сорочка, молодило и даже виновник (интересно, чего?). Многие народы почитают этот цветок как символ весны.

В поэтических произведениях цветы ландыша всегда ассоциируются с чистотой, нежностью, верностью и любовью. Наверное, поэтому история возникновения ландышей встречается в сказках, мифах и легендах.

886f0ddd3f12.jpg

Ольга Иваненко Ландыши. 2011 г.

3a9fb1f63eb5.jpg

Михаил Уткин Сирень. 1991 г.

Римская мифология

В древнеримской мифологии есть легенда о том, как однажды богиня охоты, растительного и животного мира, олицетворение Луны – Диана попала в незнакомый лес, где жили фавны. Вообще-то, Фавн — добрый, милостивый бог, ниспосылающий плодородие полям, охраняющий леса и животных в них. Но в мифологии существуют одноимённые с ним демоны гор, лугов, полей и пещер, которые гонялись за нимфами, пугали путников и приходили к людям в кошмарах. Вот эти самые фавны увидели красавицу Диану, сразу влюбились в нее, соответственно, возжелали и бросились за ней в погоню. Ловкая девушка, конечно же, убежала от них, но убегала долго и быстро, капельки пота падали на землю блестящими бусинками и превращались в прекрасные цветы.

fb867b3927f5.jpg

Аркадий Зражевский Купавки и ландыши. 2008 г.

9207f3d120b9.jpg

Леонтий Мазанов Натюрморт с цветами. 1956 г.

Богиня Остара

Древние германцы украшали себя ландышами в весенний праздник (обычно это был день весеннего равноденствия) в честь богини зари Остары. Эта богиня является прототипом таких богинь, как балтийская Аушрине, греческая Эос, римская Аврора, ведийская Ушас. Ландыш у древних германцев был посвящен Остаре, поскольку она считалась не только богиней восходящего солнца, но и провозвестницей весны. В конце праздника цветы преподносили богине в жертву.

16967bf062e4.jpg

Зинаида Ведешина Ландыши в корзине. 2011 г.

9cb2846c8b1a.jpg

Зинаида Ведешина Ландыши.

Христианство

В большинстве преданий, связанных с ландышами, речь идет не столько о радости, связанной с приходом весны, но и о печали, навеянной очертаниями цветка и красным цветом плодов. Ландыш считают «слёзами Божией Матери», поскольку, согласно христианской легенде, слёзы Богородицы, пролитые ею на Святой Крест, превратились в ландыши.

Георгий и Леонард

А еще есть легенда, что ландыши появились из капелек крови Святого Георгия во время его битвы с драконом. В Англии, в Суссексе, есть подобная легенда, только там с драконом Син при Толбиаке сражался святой Леонард – один из сподвижников Хлодвига, обратившегося в христианство. Из пролитой крови Леонарда и выросли ландыши, которые считаются цветами непорочности и святости.

f9f6de5824cf.jpg

Станислав Брусилов Ландыши. 2006 г.

637bc5a828ba.jpg

Станислав Брусилов Ландыши.

Садко и Волхова

С ландышами связана и легенда о былинном богатыре Садко. Страстно полюбившая его и его песни водяная царевна Волхова, когда Садко выбрался из подводного царства, решила выйти на берег, чтобы в последний раз услышать песни любимого. На берегу, среди стройных берёз, она увидела Садко в объятиях Любавы и поняла, что богатырь любит другую. Едва сдержав рвущийся из груди крик, Волхова бросилась к воде, чтобы навеки погрузиться в холодное водное царство. И только луна была свидетельницей её слёз, градом катившихся из глаз, жемчужинами падавших в шёлковую траву и превращавшихся в ароматные ландыши. Поэтому цветок считается также символом боли девичьих сердец от неразделенной любви.

Белоснежка

О ландышах написали и братья Гримм в своей сказке о Белоснежке. Когда Белоснежка спасалась от злой мачехи, она случайно рассыпала своё ожерелье, жемчужины проросли и превратились в цветы. А еще ландыши служат фонариками для гномов, потому что в них прячутся на ночь солнечные зайчики. Иногда в ландышах живут маленькие лесные человечки — эльфы.

de25704d90fc.jpg

Гелена Павленко Встреча. 2011 г.

1255a7d37824.jpg

Ольга Маланчева Ландыши. 2007 г.

Лесная песня

С ландышами связана и легенда о славянских мифических существах – Мавках. Эти злые духи, родственные русалкам, есть в легендах у украинцев, болгар и словенцев. Их представляют в виде дев с длинными волосами и в белых сорочках, они скрываются в лесах, в реках и озёрах, часто сближаются с русалками и мстят людям, за то, что допустили их раннюю смерть, сбивая путников с дороги, заводя в болота и убивая, могут защекотать до смерти. По украинским поверьям, мавки появлялись на земле в то время, «когда земля покрывалась весенней зеленью». Мавка стала главным персонажем пьесы поэтессы Леси Украинки «Лесная песня» (1911). По сюжету

лесную русалку Мавку очаровал сельский парень Лукаш своей игрой на свирели, они полюбили друг друга, но вскоре Лукаш предает Мавку, женившись на другой. В финале по-прежнему любящая Мавка превращается в призрак, а Лукаша лесные силы наказывают за предательство, лишая жизни. Леся Украинка не упоминает об этом в своей песне, но по народным поверьям ландыши – это счастливый смех Мавки, жемчужинами рассыпавшийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви. Кстати, сама поэтесса тоже очень любила ландыши.

6379133eecbb.jpg

Александр Леликов Ландыши.

a9970c15aa39.jpg

Олег Путнин Ландыши. 2004 г.

И еще факты

- Культивировать ландыш стали в середине XVI века. В России первые продавцы этих цветов появились лишь в конце XVIII века.

- В первое воскресенье мая во Франции ежегодно отмечают праздник ландышей.

- Ландыши были любимыми цветами математика С. Ковалевской, химика Д. Менделеева, писателя А. Куприна, поэтов В. Брюсова и А. Фета.

- В 1967 году ландыш стал национальным цветком Финляндии.

- Изображение ландыша размещено на гербах городов Вейлара (Германия), Луннера (Норвегия) и Меллеруда (Швеция).

- В средние века из ландышей готовили лекарства от эпилепсии, лихорадки и сердечных болезней, нынче в медицине применяется настойка, помогающая при неврозах сердца.

1cf91f3b699e.jpg

Winifred Nicholson Lily of the Valley.

b31d2ae1af28.jpg

Валентина Цветкова Ландыши. 2001 г.

93955ed90607.jpg

Виктория Денисова Ландыши. 2009 г.

62090370_b295a26142b9.gif

Рубрики: Цветы

Метки: цветы ландыши

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post276985105/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Памятник Чайковскому: "музыкальная исповедь души"

barucaba.livejournal.com

Очень часто мне приходится бывать в Московской консерватории по разным причинам, часто прихожу сюда на концерты и каждый раз обращаю внимание на этот памятник. Считаю его творческой удачей автора, хотя в ходе работы над ним постоянно приходилось вносить какие-то изменения. Глядя на созданный художником-скульптором образ, словно можно услышать как рождается великая и прекрасная музыка, как возникает она из звуков и ритмов... Вспоминаются слова самого Петра Ильича Чайковского: "Как пересказать те неопределённые ощущения, через которые переходишь, когда пишется инструментальное сочинение? Это чисто лирический процесс. Это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения..."

Памятник великому русскому композитору, дирижёру — Петру Ильичу Чайковскому.

Расположен в Москве, по Большой Никитской улице, дом 13, перед зданием Московской государственной консерватории.

0_aeba4_bd75cde7_XL.jpg

В 1929 году по просьбе тогдашнего директора дома-музея П.И. Чайковского в Клину, Николая Тимофеевича Жегина, Верой Игнатьевной Мухиной был выполнен бюст композитора. Спустя 16 лет (в 1945 году) она получила персональный заказ на создание памятника Чайковскому в Москве, будучи уже признанным мастером и одной из немногих женщин-скульпторов в СССР.

Первоначальным планом В. Мухиной было стремление изобразить композитора дирижирующего стоя. Но от этого варианта она была вынуждена отказаться: это требовало достаточно большого пространства (то есть, для этого нужна была целая площадь, а не маленький дворик в центре Москвы), кроме того, дирижёрская деятельность была не единственной и основной в жизни Петра Чайковского.

Поэтому Мухиной был предложен второй вариант скульптуры, в которой Чайковский изображён сидящим в кресле перед пюпитром, на котором лежит раскрытая нотная тетрадь. Скульптор стремилась передать образ композитора в момент творческого вдохновения. Кроме того, особой деталью многофигурной композиции второго варианта являлась фигурка юного пастушка, символизирующая интерес композитора к народному творчеству. В своих воспоминаниях о работе над этим памятником Мухина писала: «Чайковский изображен в момент творческого вдохновения. Он как бы прислушивается к звукам земли русской, олицетворенной фигурой крестьянского мальчика, играющего на свирели. И звуки, созданные им, золотыми нотами бегут по решетке, звучат в струнах конечных арф.

Но даже второй вариант скульптуры, предложенный В. Мухиной, вызвал замечания. Прежде всего, они касались несколько статичной фигуры Чайковского, застывшей в неестественной напряжённой позе — «позе капельмейстера». Между тем Мухина стремилась «передать внутреннее рождение звука и ритма», создать не столько реалистичный образ композитора, сколько символический образ большого художника в момент творческого поиска. Из-за некоторой двусмысленности фигурку пастушка пришлось заменить на фигуру сидящего крестьянина, однако в ходе работы и от последней решено было отказаться. Вместо человеческих фигур появилась драпировка сценического занавеса, выполненного из бронзы. Изменился и пьедестал — он стал больше и поменял цвет (с серого на красный

http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post299207517/#

Andante cantabile. П.И. Чайковский

Четверг, 12 Сентября 2013 г. 13:06 + в цитатник

Квартет №1, ре мажор, в четырех частях, сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве для авторского концерта, устроенного по совету Н.Г.Рубинштейна в Малом зале Благородного собрания 16 марта того же года. Исполнители: Ф.Лауб, И.Прянишников, Л.Минкус, В.Фитценхаген. Квартет посвящен С.А.Рачинскому (1836-1902), видному деятелю в области народного образования.

104942274_photo114.gif

Первый квартет Чайковского имел большой успех в России и за рубежом ещё при жизни Чайковского. Он сразу стал широко популярен и был одним из первых сочинений композитора, зазвучавших в Европе. Быстро обретенная популярность этого сочинения во многом связана со второй частью цикла - знаменитым Andante cantabile. Основной темой этой части послужила старинная русская песня, бытовавшая в 70-х годах, с текстом "Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком". Эту песню Чайковский слышал в Каменке летом 1869 года от плотника, уроженца Калужской губернии.

В ряду камерно-инструментальных ансамблей Чайковского далеко не всем был уготован столь радушный прием, как первому струнному квартету. "Мой квартет произвел в Петербурге фурор, - сообщает Чайковский 2 ноября 1872 г. брату М.И.Чайковскому. При этом особый восторг слушателей обычно приходился на долю второй части - Andante cantabile". Эта, действительно "одна из чудных страниц русской музыки" (Моск. вед. 1881 г. № 3), вскоре становится объектом ряда транскрипций и переложений для различных инструментов и составов: Чайковский, видимо, не был противником подобного рода опытов, о чем свидетельствуют его письма. Часто Andante, как самостоятельная пьеса, звучало в аранжировке для струнного оркестра: "...слушание этой вещи доставило мне большое удовольствие, - пишет Чайковский фон Мекк 4/16 марта 1879 г, - Весь струнный оркестр играл ее, но с таким ансамблем и таким изяществом, как будто каждая партия исполнялась одним колоссальным инструментом". С годами Andante приобретает все большую известность, как самостоятельная пьеса. Чайковский однажды упоминает, что в Вене он слышал транскрипцию для флейты, и это вызывает досаду самого автора. "... Они помешались на этом "Andante", - пишет он А.И.Чайковскому 7/19 ноября 1884 г., - и ничего другого играть не хотят".

104941961_FH3483.jpg

В конце 80-х годов Andante cantabile было переложено Чайковским для виолончели с сопровождением струнного оркестра для его друга виолончелиста А.А.Брандукова, в архиве которого и была обнаружена рукопись. В разные годы переложение этой части для скрипки соло осуществили Ф.Лауб и Л.Ауэр. Одобрительно относился Чайковский и к ее версии для струнного оркестра.

П. Е. Вайдман

104942979_0_58814_33a64c64_L.gif

П. Чайковский - Andante cantabile

Исполняют: Борис Андрианов, виолончель;

Камерный оркестр Новосибирской филармонии, дирижер - Алим Шахмаметьев

Источник

http://www.liveinternet.ru/users/barucaba/post290909247/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 месяцев спустя...

«Неизвестный» русский композитор...Петр Ильич Чайковский  

Вторник, 01 Июля 2014 г. 09:20 + в цитатник

 

w2.gifLiudmila5591 все записи автора

В сознании миллионов людей имя Чайковского ассоциируется с определенным количеством мелодий, сценических образов и музыкальных фрагментов.

Огромная часть его наследия осталась за пределами внимания у любителей музыки.

344743880.jpg

О ФОРТЕПЬЯННОМ ТВОРЧЕСТВЕ П.И.ЧАЙКОВСКОГО

В 1873 году Ларош писал о группе появившихся к тому времени в печати фортепианных пьес Чайковского: «...нетрудно заметить, что талант его не развертывается в них в полном блеске, что г. Чайковский в мелких пьесах выказывает менее изобретательности, менее огня и менее искусства, чем в больших сочинениях. Ему нужны роскошные, разнообразные краски новейшего оркестра и широкий простор симфонических форм; только в этих обширных и блестящих сферах он чувствует себя дома, а там, где палитра его становится беднее, он беднеет вместе с палитрой». Несколько далее, однако, критик смягчает категоричность своего приговора и вносит в него некоторые оговорки: «Впрочем, в мелодическом отношении те фортепианные пьесы, которые не представляют виртуозных притязаний, гораздо привлекательнее... многие из фортепианных пьесок г. Чайковского игрались публично в Москве. Весьма желательно, чтобы пример московских пианистов нашел побольше подражателей...».

Суждение Лароша остается, в общем, верным и по отношению к фортепианному творчеству Чайковского в целом. Чайковский не был «фортепианно мыслящим» композитором: с чисто пианистической точки зрения его сочинения для фортепиано часто недостаточно выигрышны и не очень удобны для исполнения. Но они привлекают свежестью, образностью музыки, простотой и непосредственностью выражения. Чайковскому принадлежит более ста пьес для фортепиано различного объема и типа, пользовавшихся широкой популярностью у современников. Многие из этих пьес заняли прочное место и на концертной эстраде, и в повседневном быту, став неотъемлемым достоянием домашнего музицирования. Не отличаясь особой утонченностью пианистической фактуры и оригинальностью приемов изложения, они привлекали своим выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной с родными и близкими сердцу композитора картинами русской городской и усадебной жизни.

Фортепианный стиль Чайковского соединяет черты шумановской характеристичности и остроты рисунка с безыскусственной простотой и задушевностью песенно-романсного мелоса. Основную часть его фортепианных сочинений представляют небольшие и технически несложные пьесы, рассчитанные на средние любительские возможности. Одна из серий этих пьес, обозначенная ор. 40, так и озаглавлена «12 пьес средней трудности». Как правило, это лирические или характеристически-изобразительные миниатюры в типичных для романтического пианизма жанрах: Романс, Ноктюрн, Экспромт, Юмореска и т. д. Многие из них отмечены чертами той интимной «домашности», которая была характерна для русского пианизма первой половины XIX века, включая и некоторые из глинкинских фортепианных сочинений. Такой простотой и непосредственностью выражения отличаются певучие пьесы Чайковского типа песни или романса, в которых мелодия, находящаяся обычно в верхнем голосе, поддерживается ровным аккордовым или гармонически фигурированным аккомпанементом с возникающими время от времени имитациями и свободными подголосками в средних голосах: например, «Песня без слов» из серии ор. 2 под общим названием «Воспоминание о Гапсале», «Романс» ор. 5. К тому же типу принадлежат и два ноктюрна, из которых особенно привлекает своей мелодической выразительностью и изяществом фактуры до-диез-минорный ноктюрн ор. 19. Верхний мелодический голос переносится в репризе трехчастной формы в средний «виолончельный» регистр и обвивается тонким пассажным орнаментом в правой руке. Таким образом преодолевается механическая повторность и достигается разнообразие колорита. Простейшим же образцом пьес этого рода может служить «Грустная песенка» из ор. 40, в которой мелодия неизменно звучит в верхнем голосе на фоне равномерного аккордового сопровождения.

Пьесы скерцозного характера часто вызывают живые конкретные жанровые ассоциации. Такова, например, остроумная Юмореска ор. 10 с острыми плясовыми ритмами и имитацией гармошечных переборов с назойливо повторяющимися чередованиями двух септаккордов или «Русская пляска» ор. 40. Более развернутую жанровую сценку представляет собой пьеса «В деревне» с двумя контрастирующими разделами: вступительным Andante sostenuto песенного склада и бойким плясовым Allegro molto vivace.

Ряд пьес написан в танцевальных жанрах, опоэтизированных композиторами-романтиками и освобожденных от своего первоначального прикладного назначения. Это прежде всего мазурка и особенно излюбленный Чайковским вальс. Ему принадлежит целая серия разнообразных по характеру фортепианных вальсов: Вальс-каприс, Вальс-скерцо, Салонный вальс, Сентиментальный вальс, Вальс-безделушка, шутливо-игрушечный Пятидольный вальс и просто вальсы без дополнительных определений. В ритме вальса выдержаны и некоторые из пьес, не имеющих этого обозначения. Среди лучших образцов этого жанра можно назвать два вальса из серии ор. 40: легкий изящный ля-бемоль-мажорный и меланхолически чувствительный фа-диез-минорный. Ровное движение верхнего голоса половинными длительностями, «вопреки» трехдольному размеру, в среднем разделе обоих вальсов придает музыке особую плавность и певучесть (Подобный же прием характерен и для ряда вальсовых эпизодов в крупных симфонических и театральных произведениях Чайковского.).

Издавая свои фортепианные миниатюры, как правило, сериями по шесть, двенадцать (ор. 40) и даже восемнадцать (ор. 72) в каждой, Чайковский большей частью не стремился к их внутреннему единству и группировал в одной серии весьма разнородные по характеру и по жанру пьесы. Исключением являются два цикла, объединенных общим замыслом, — «Времена года» и «Детский альбом» (Иной принцип служит объединяющим началом в цикле «Шесть пьес на одну тему» ор. 19. На основе простой, но выразительной песенной темы композитор создает ряд разнохарактерных пьес, включающий прелюдию, фугу, экспромт, похоронный марш, мазурку и скерцо.).

В сочинениях более крупного виртуозного плана, рассчитанных на исполнение с концертной эстрады, Чайковский часто обращается к тому же кругу образов быта или опоэтизированной танцевальности, которые так широко и разнообразно представлены в его многочисленных фортепианных миниатюрах, но облекает их в более пышную блестящую пианистическую форму. К этой группе относится одна из самых ранних его фортепианных пьес «Русское скерцо», обозначенное op. 1. В основу этого произведения положена записанная композитором на Украине народная песня (Среди известных по записям украинских народных песен не обнаружено полной аналогии данному напеву, но исследователями отмечается ряд близких к нему образцов. Та же песня была ранее использована Чайковским в первой части неоконченного струнного квартета в качестве темы главной партии. Но в «Русском скерцо» композитор излагает мелодию вдвое более краткими длительностями, из-за чего плавный лирический напев приобретает характер бойкой плясовой песни. Материал вступительного Adagio misterioso квартета в несколько измененном виде положен в основу среднего раздела скерцо.), которую он развивает преимущественно с помощью вариационного метода. В некоторых используемых Чайковским приемах сказывается очевидное влияние глинкинской «Камаринской». Тема звучит вначале легко и прозрачно, сопровождаемая только скромным подголоском, но затем, по мере вступления новых голосов, фактура постепенно уплотняется, становится все более грузной и массивной. Ларош не без основания упрекал композитора за недостаточное соответствие ее светлому грациозному характеру народной мелодии: «Некоторые из его вариаций, сделанные на манер Глинки, интересны и благозвучны, но большая часть их основана на таких виртуозных приемах (октавы, прыжки целыми аккордами, martellato), которые имеют своим последствием грозные раскаты фортепианных громов, отнюдь не подходящих к характеру песни...».

Более широко задуманную жанровую сцену представляет собой написанная почти двумя десятилетиями позже «Думка» (1886) — род русско-украинской рапсодии , в основу которой положены оригинальные авторские темы народно-песенного и плясового характера, расцвечиваемые с помощью разнообразных приемов виртуозной фортепианной техники.

К той же группе произведений надо отнести и ряд пьес из последнего фортепианного цикла Чайковского ор. 72, написанного летом 1893 года. Среди входящих в состав этого опуса восемнадцати пьес, различных по своему характеру и степени трудности, мы находим такие прекрасные образцы углубленной патетической лирики композитора, как «Размышление», меткие характеристические зарисовки шумановского типа (например, «Резвушка»), сочные, колоритные жанровые сценки из народной жизни («Сельский отзвук», «Приглашение к трепаку»), блестящий виртуозный «Концертный полонез» и ряд других.

Самое крупное и значительное по широте и содержательности замысла из сольных фортепианных произведений Чайковского — Большая соната соль мажор, написанная в 1878 году.

Ю. Келдыш

Сочинения для фортепиано:

2 сонаты (cis-moll, 1865; Большая соната, G-dur, op. 37, 1878)

2 пьесы (op. 1, 1864)

«Воспоминание о Гапсале» (ор. 2, 1867)

тема с вариациями (1865)

вальс-каприс (ор. 4, 1868)

романс (ор. 5, 1868)

вальс-скерцо (ор. 7, 1870)

каприччио (ор. 8, 1870)

2 пьесы (ор. 10, 1872)

6 пьес (ор. 19, 1873)

6 пьес на одну тему (ор. 21, 1873)

«Времена года», 12 характеристических картин (ор. 37, 1876)

«Детский альбом» (ор. 39, 1878)

12 пьес средней трудности (ор. 40, 1878)

6 пьес (ор. 51, 1882)

марш «Русский добровольный флот» (1878)

«Думка» (ор. 59, 1886)

вальс-шутка (1889)

экспромт (1889)

«Лирический момент» (1893)

марш «Юрьевского полка» (1893)

18 пьес (ор. 72, 1893)

08ffd4d344_9443586_11796827.png

Михаил Казиник

"Неизвестный Чайковский"

 

0_5885b_d0137bb1_L.jpg

«Три пьесы» соч. 9(1870)

1Размышление

2 Полька

3 Мазурка

Исп. Франко Трабукко

0_5885b_d0137bb1_L.jpg

«Две пьесы» соч. 10 (1871)

1.Ноктюрн

2.Юмореска

Исп. Оксана Яблонская

0_5885b_d0137bb1_L.jpg

«Шесть пьес на одну тему» соч. 21(1873)

1.Прелюдия,

2.Четырехголосная Фуга,

3.Экспромт,

4.Похоронный марш,

5.Мазурка

6.Скерцо

Исп. Франко Трабукко

0_5885b_d0137bb1_L.jpg

«Шесть пьес »соч. 19 (1873)

Исп. Франко Трабукко

Работа над сочинением была завершена осенью 1873 года, а в мае 1874 издано Петром Юргенсоном.

Черновики ноктюрна (№ 4) и каприччио (№ 5) были найдены в одной тетради с набросками оперы «Кузнец Вакула», вторым струнным квартетом и шестью пьесами соч. 21. Скорее всего работа над пьесами была начата летом 1873 года в Каменке.

Все пьесы посвящены разным людям:

1.Вечерние грёзы — Николаю Кондратьеву, адвокату и другу композитора;

2.Юмористическое скерцо — Вере Тимановой;

3.Листок из альбома — пианистке Анне Аврамовой;

4.Ноктюрн — Монике Терминской;

5.Каприччио — пианисту и педагогу Эдуарду Лангеру;

6.Тема с вариациями — музыкальному и литературному критику Ларошу.

0_5885b_d0137bb1_L.jpg

"Двенадцать пьес средней трудности» соч.40(1878)

1.Этюд, 2. Грустная песенка, 3. Похоронный марш, 4. Мазурка до мажор, 5. Мазурка ре мажор, 6. Песенка без слов, 7. В деревне, 8. Вальс ля бемоль мажор, 9. Вальс фа диез минор, 10. Русская пляска, 11. Скерцо, 12. Прерванная грёза.

Исп. Франко Трабукко

Сочинение начато во Флоренции и закончено в Каменке (1878 г.),посвящено М.И. Чайковскому.

s02321052.jpg

Первое исполнение всех 12 пьес средней трудности ор.40 состоялось на одном из собраний кружка профессоров Московской консерватории 9 декабря 1879 года, о чем свидетельствует сохранившаяся программа вечера. Пьесы были сыграны С.И.Танеевым, который, возможно, был знаком с ними еще в процессе их издания . Сам же Танеев сообщил об этом Чайковскому 28 декабря 1879 года. Рассказывая о вечерах, на которых консерваторские профессора знакомились с нововышедшими произведениями, Танеев писал: "На одном из вечеров я играл Ваши двенадцать пьес для фортепиано, посвященных Модесту Ильичу".

По составу в ор.40 включены пьесы в традиционных жанрах бытового музицирования (вальс, мазурка, этюд, скерцо), в романтическом жанре песня без слов (ставшая традиционной после Ф.Мендельсона и уже использовавшаяся Чайковским в ор.2 и пьесы с программными названиями ("В деревне", "Прерванные грезы", "Грустная песенка", "Русский танец", "Похоронный марш"). В последних находим аналогии с жизненными обстоятельствами композитора того времени: жизнь в деревне у друзей и сестры, пережитое в период жизни в Италии, впечатления от итальянских певцов и русских деревенских музыкантов, смерть сестры З.И.Ольховской.

Последовательность пьес в цикле была определена композитором уже в процессе работы над автографом сочинения, так как в этой рукописи они имеют нумерацию и последовательность, соответствующию первому изданию.

П. Е. Вайдман

0_5885b_d0137bb1_L.jpg

«Шесть пьес» соч. 51 (1882)

Исп. Франко Трабукко

1. Салонный вальс

2. Полька

3. Шуточный менуэт

4. Ната-вальс

5. Романс

6. Сентиментальный вальс.

0_5885b_d0137bb1_L.jpg

«Восемнадцать пьес» для фортепиано, соч. 72.(1893)

Исп. Франко Трабукко

1. Экспромт

2. Колыбельная

3. Нежные упреки

4. Характерный танец

5. Раздумье

6. Мазурка для танцев

7. Концертный полонез

8. Диалог

9. В манере Шумана

10. Скерцо-фантазия

11. Вальс-безделушка

12. Шалун

13. Сельский отзвук

14. Элегическая песнь

15. В манере Шопена

16. Пятидольный вальс

17. Далекое прошлое

18. Танцевальная сцена (Приглашение на трепак)

18 пьес, ор.72 - последний фортепианный цикл Чайковского. В данном случае можно говорить о подлинном цикле, хотя никаких пояснений автор не оставил. Однако весь опус имеет пьесы с программными заголовками: "Далекое прошлое", "Нежные упреки", "Элегическая песнь", "Размышление" и т.д. Из чего следует, что пьесы эти - как бы страницы жизни и пережитого Чайковским. Здесь и воспоминания о давнем, и грусть от происходящего, и музыкальные приношения любимым композиторам Шуману и Шопену ("Немного Шумана", "Немного Шопена").

84460966.jpg

Сочиненное Чайковским для фортепиано в последний год его жизни, в одно время с его знаменитой Шестой симфонией, говорит о многом, заключает в себе особый смысл. Создается впечатление, что замысел цикла вынашивался втайне от других, и рассказы Чайковского письмах весны 1893 года, что пьесы он пишет ради денег, по одной в день, представляются этаким прикрытием-бравадой, скрывающей подлинный смысл сочиняемой им музыки. Подтверждением сказанного служит тот факт, что первые наброски пьес ор.72 появились задолго до весны 1893 года.

В личной библиотеке Чайковского сохранилось Полное собрание сочинений Моцарта, подаренное ему П.И.Юргенсоном. На форзацах одного из томов можно увидеть густо записанные, "наползающие" один на другой десяток набросков с программными названиями, почти все из которых станут названиями пьес ор.72. Совпадают и музыкальные темы. До весны 1893 года были написаны в эскизах все 19 пьес, а уж весной 1893 года Чайковский переписывает их начисто и отдает издателю. Примечательно, что каждая пьеса имеет не только свое название, но и самостоятельное посвящение. Среди имен встречаем и друзей юности, и добрых знакомых последних лет жизни, коллег по работе в Московской консерватории, пианистов-исполнителей его музыки.

В апреле 1893 года, после окончания эскизов Шестой симфонии, перед отъездом в Кембридж, Чайковский завершает, переписывает пьесы и отдает их в издание. Они успели выйти при его жизни.

По содержанию и образному строю 18 пьес, ор.72 - это как бы Шестая симфония для фортепиано. Многие из них, например, "Размышление" прочно вошли в репертуар пианистов. Исполнение цикла - достаточная редкость.

П. Е. Вайдман

Сам Чайковский, казалось, не был относительно высокого мнения о своем Опусе 72. «Эти пьесы незрелы и незначительны», - писал он об этом цикле своему племяннику, - «Я сочинял их ради денег». Несколькими днями позже он более благосклонно относился к этому проекту: «Я продолжаю выпекать эти музыкальные блины. Смешная вещь: чем больше я занимаюсь ими, тем больше наслаждаюсь этим».

Великий русский пианист Николай Рубинштейн отклонил этот цикл, назвав его непригодным для исполнения и неудачным. «

Mario Gerteis

0_5885b_d0137bb1_L.jpg

Из сюиты "Спящая красавица"

"Щебечущая канарейка"

исп.Юрий Фаворин

 

 

Рубрики:  Музыка/Фортепианная

Композиторы

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post329576863/

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...