b33d8a945ddca66d70d8f26f1d8bfba2 Перейти к контенту

Карл Брюллов.


Рекомендуемые сообщения

Ситуация почти анекдотичная, но даже уважаемый директор местного художественного музея узнал о том, что картина великого русского художника находится в коллекции одной его знакомой только после того, как этой знакомой сообщила ее подруга, что к картинам Брюллова проявляют интерес приезжие русские дамы, одна из которых заслуживает того, чтобы с ней на эту тему поговорить…

А случилось так потому, что Ольга совершенствовала свой португальский, общаясь с одной пожилой синьорой, которая была вхожа в некоторые аристократические дома…

От нее об интересе «русской синьоры» к истории и искусству острова Мадейра и к деталям биографии русского художника, гостившего полтора века назад на Мадейре, стало известно достойной донне Марии Маргариде де Лемош Гомеш, супруге одного из сыновей Клода…

Напоминаем, что Клод – это человек, писавший в своем журнале о неизвестных картинах Брюллова... Одну из неизвестных картин хранила жена его сына!

Мир тесен, но отнюдь не прозрачен…

Вернемся к искусствоведу из Москвы. Каковы были бы ее шансы обнаружить хоть какие-то, кроме общеизвестных, следы пребывания Карла Брюллова на острове, не зная ни языка, ни людей, ни их обычаев, ни хранящихся в архивах документов?

А авторы фильма заявляют, что Е.Бехтиева занималась таким поиском! Каким образом? В действительности, она занималась активным отдыхом, попутно знакомясь с местными красотами, в чем ей помогала хорошо ориентирующаяся на местности и знающая историю лучше многих местных жителей гид-переводчик О.Макарова.

Однажды они зашли в музей «Кинта даш Крузеш», где Ольга сообщила хорошо ее знающему директору, что не только она, но и дама из Москвы интересуется португальским периодом творчества Карла Брюллова, поскольку работает в Третьяковской галерее научным сотрудником.

О! В Третьяковской галерее!

Что случилось дальше, мы уже знаем. Круг замкнулся, зверь побежал на ловца.

Директор музея привел женщин в дом типичной потомственной аристократки донны Марии де Лемош Гомеш, которая позволила осмотреть некоторые семейные реликвии.

Ольга Макарова рассказывает, что увидела в затененной комнате картину в простой деревянной раме, внешне ничем не примечательную. Это был пейзаж с видом на горную крепость Пику. Но уже в самой композиции картины и в свето-цветовом решении сразу узнавалась рука великого мастера.

Пейзаж… Если бы это был просто пейзаж! Бывают разные пейзажи.

Данный неизвестный пейзаж Брюллова, как выяснилось, оказался единственным в своем роде чисто романтическим пейзажем этого автора. Написан он был незадолго до смерти художника, и в нем нашла выражение сила внутреннего сопротивления, которую автор увидел в маленькой крепости на скале.

Это не просто вид… Достаточно сравнить картину Брюллова с добросовестным и беспомощно-подробным изображением того же самого ландшафта английским натуралистом и художником James Bulwer (1826 г.), чтобы согласиться с тем, что великолепный рисовальщик – это еще не художник!

Сам необычный ракурс, в котором показана крепость, говорит о том, что для Брюллова не форт как таковой является главным объектом изображения, а нечто большее.

В картине Брюллова ощущается трагическая и завораживающая мощь природы (истинно романтический пейзаж в самом высоком понимании), вздыбившееся, фантастическим светом освещенное небо (как в картине «Последний день Помпеи»), словно стремящееся подавить своей мощью всё, что меньше его, всё, что ниже его,- и бросаемый горам и небу вызов: маленькая, сверкающая крепость, твердо стоящая на краю скалы.

Дух сопротивления – вот что символизирует «Вид на форт Пику».

Творчество Брюллова относят к стилю русского романтизма 30-40 годов, но как истинный романтик он проявился, пожалуй, именно в этой картине – одной из последних своих работ.

Брюллов не писал пейзажей – но этот им созданный пейзаж можно поставить вровень с картинами Эль Греко,- считает Ольга Макарова.

О творчестве Брюллова отзывался почти пренебрежительно авторитетный критик В.В.Стасов: «…будто не бывало никогда на свете Брюллова с его фальшивым и фольговым направлением, точно будто и не видано было всех его лжетурчанок, лжеримлян, лжеитальянцев и лжеитальянок, лжерусских, лжебогов и лжелюдей».

Но если бы Стасов видел этот романтический пейзаж, он простил бы Брюллову всю остальную фольгу!

Е. Бехтиева, будучи штатным сотрудником ГТГ, естественно, не могла пройти мимо такого потрясающего открытия, и вплотную занялась переговорами по поводу оценки и покупки картины, организовала проведение экспертизы.

Она была чрезвычайно благодарна своей подруге Ольге (еще бы!), в телефонных разговорах постоянно звучало: «мы нашли, мы обнаружили», - но прошло некоторое время – и местоимение «мы» необъяснимым образом превратилось в «я».

О том, что сделала Ольга, и о самой Ольге было ЗАБЫТО. Так было удобнее для научной карьеры.

http://www.litteatr.ru/int/178-brjulov

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...