bdbc9bbaa8716724518c5da5f351cc3a Перейти к контенту

"Переход.Последняя болезнь. Смерть и после смерти”


Рекомендуемые сообщения

“ Вечно только истинное,

ложное никогда не бывает долговечным.”

Петр Калиновский.

“ПЕРЕХОД. ПОСЛЕДНЯЯ БОЛЕЗНЬ, СМЕРТЬ И ПОСЛЕ СМЕРТИ”.

Из сборника под общим названием “Очевидцы бессмертия”.

Издательство Чернышева.

1994 год.

194044, С. – Петербург, Выборгская наб., 41.

Предисловие. / *Стр.153 – 158 /

На наших глазах, на протяжении одного-двух поколений, жизнь на земле принимает новый облик.

Материальные успехи превосходят всякое воображение, но одновременно происходит угасание духовной жизни. Материальное обогащение при обнищании духа. Рост знаний при потере мудрости.

Основная причина нового образа жизни – потеря веры во всё духовное. Кризис европейской культуры. Есть ли надежда?

Давно известно: для того, чтобы великое научное открытие стало достоянием широких масс, должно смениться как минимум два-три поколения. Это, конечно, не относится к какому-нибудь незначительному техническому усовершенствованию. Но если сегодня один из светлых умов человечества увидел и понял что-то действительно новое, важное для пересмотра всего нашего миропонимания и образа жизни, то лишь наши внуки и правнуки сумеют освоить смысл и значение всего этого нового.

Человеческое мышление гораздо консервативнее и ленивее, чем принято думать. Есть, конечно, люди живого ума, думающие своей головой, которые способны сразу, при первом же знакомстве, усвоить новое знание, или новую идею, или хотя бы заинтересоваться ими. Но очень многие слепо и бездумно принимают всё, чем дышит эпоха, - её научные и социальные теории, мораль, этику и верования. Их миропонимание создаётся школой, университетом, газетами и журналами, популярными лекциями, радио и телевидением. Чувствуя себя на уровне эпохи, они уже всё знают, в новом не нуждаются, и принимают новое и необычное медленно, с большим трудом, когда не видеть его уже невозможно.

Мы живём в очень интересное и трудное время. Вероятно, никогда ещё не было такого преобладания материального над духовным. Мир не стоит на месте. Ещё философы Древней Греции знали, что “ всё течёт, всё изменяется”, но никогда в прошлом эти изменения не были столь глубокими и столь быстрыми.

На наших глазах, на протяжении одного - двух поколений, жизнь на земле принимает новый облик. В мир постоянно входит что-то новое, меняется не только образ жизни людей. Меняются и сами люди. Мы видим феноменально быстрый рост материальных знаний и материальных возможностей, освоение и, можно сказать, покорение материального мира человеком.

Но наряду с этим утрачиваются духовные ценности, развивается и усиливается пренебрежение к миру духовному и уход от него. Материальное обогащение при обнищании духа. Рост знаний при потере мудрости.

В кратчайший срок мы освоили силы пара, электричества, скрытой энергии атома.

Мы господствуем не только над животным и растительным мирами, но и над миром микроорганизмов. Наша медицина буквально творит чудеса. Мы начали освоение космоса. Наши материальные успехи превосходят всякое воображение.

Одновременно с этим происходит угасание духовной жизни, усиливается безразличие, а то и враждебность ко всему духовному. Теряется, иногда уже совсем утрачена вера не только в Бога и бессмертие души, но и во всё, что выше материи. Нормы поведения, заповеданные всеми великими религиями, уходят в прошлое. Рекомендуются и принимаются новые нормы, более лёгкие и приятные, чем те, по которым люди жили несколько тысячелетий. У людей становится всё больше прав. И всё меньше обязанностей.

Повсюду в мире умирает свобода – политическая, экономическая, личная. Свобода необходима человеку для осуществления его высших духовных творческих запросов. Для пользования материальными благами творческая свобода не нужна. Есть много людей, которые свободу не ценят и в ней не нуждаются.

В странах, ставших тоталитарными, та или иная форма рабства вводилась открыто, зачастую при одобрении, и даже ликовании, большинства населения. В странах, ещё не совсем утративших свободу, почти все новые законы усиливают зависимость жителей страны от её правителей.

Без свободы жить легче. Всё больше людей охотно отдают свою свободу в обмен на удобную и спокойную жизнь. Не нужно принимать никаких решений. Меньше ответственности. Даже воспитание детей можно передать в руки государства.

Жить, ни за что не отвечая, легко, но при этом теряется самое главное – духовность. Жизнь без ответственности становится бездуховной.

Явно снижается моральный уровень многих наших вождей и правителей. В ряде стран правят люди, главная цель которых – сохранение и расширение своей власти, а не благосостояние их подданных. Во всей истории человечества, вплоть до ХХ века, не бывало, чтобы диктатор, ради укрепления власти террором или искусственно вызванным голодом уничтожал миллионы жителей своей страны. Правители же демократических стран, зная и понимая что происходит, заботятся главным образом о выгодных сделках с любыми режимами. Этот порядок вещей вошёл уже в привычку и никого уже не удивляет.

Войны стали более кровавыми и безжалостными, чем раньше. Теперь бомбят далёкие от фронта города, уничтожают всё население, включая женщин и детей. Военная доктрина, гласящая, что нужно сломить мораль противника, убивая мирное население, родилась в ХХ веке.

Меняется облик человека, меняются сами люди и их взаимные отношения. Утрачиваются глубинные связи и взаимопонимание между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми.

Основой достойной человеческой жизни всегда была семья. В наше время семья быстро разрушается. Частая смена, так называемых “партнёров”, противозачаточные средства с 14-летнего возраста, аборты – воспринимаются обществом, как нечто естественное. Молодая супружеская пара не торопится рожать детей, сперва старается обеспечить себе полный комфорт, а дети – это обуза, новые обязанности, скорее затруднение, чем счастье и радость.

Всё больше мужчин и женщин приобретают богатый опыт половых отношений, так и не испытав настоящей любви. Нужно получить удовольствие, не связывая себя обязательствами. Мы перестаём уважать себя и других, даже близких нам людей.

Меняется наше отношение к труду и творчеству. Всё больше людей не любят трудиться. Даже творческий труд не приносит радости. Любое усилие неприятно и кажется излишним. Жизнь сводится к непрерывной погоне за развлечениями и поискам всё новых ощущений, пусть даже мимолётных и никчёмных. Однако лишённая внутреннего содержания жизнь оказывается ненужной и пустой.

Конечно, не всё на земле плохо, есть и хорошее. Есть немало людей, которые обрели какую-то опору и сохранили душевное спокойствие, живут по-человечески, трудятся на благо себе и другим. Но таких всё меньше. Поток грязи, порока, безразличия к добру и злу затопляет нашу планету. При пышном расцвете материальных возможностей мы живём в эпоху моральной деградации и потери духовности. Из мира уходит любовь, забота о других, искренность в отношениях, честность, достоинство. Жить становится холодно и одиноко.

Почему? Что случилось с людьми? Можно, конечно объяснить это по-разному, но основная причина очевидна – утрата веры во всё духовное. Если нет бессмертной души, вообще нет души, а есть только тело, то в чём тогда смысл моей жизни на земле?

В самом деле, если со смертью кончается моё существование, если больше не будет ничего для меня самого, тогда для чего что-то планировать, трудиться, стараться создать что-то новое и постоянное? Ради чего приобретать новое знание, воспитывать в себе новые качества, зачем вообще думать о будущем? Пока ещё есть время, необходимо взять от жизни всё, что она может дать – есть, пить, “любить”, добиться власти и почёта и так далее. Нужно не думать ни о чём трудном и неприятном и уж, конечно не допускать мыслей о смерти. Так многие и делают.

Индустрия развлечений в небывалом расцвете. Развлечений и отвлечениий сейчас больше, чем когда-либо раньше. Вероятно, во время упадка Римской империи было столько же.

Однако счастья, радости, покоя и равновесия это не приносит. Отсюда– алкоголизм, наркомания, изощрённый разврат, бессмысленные преступления и самоубийства. А за всем этим – глубокий инстинктивный страх смерти: не помнить о ней, не думать.

Совсем не думать о смысле жизни всё-таки невозможно. Каждый хоть иногда задаёт себе вопрос: “ну, а дальше что? Чем это всё кончится? А мои дети?”

В истории народов бывали периоды, похожие на наше время. Пресыщение жизнью, наряду с упадком морали, развращённостью и бездуховностью, вело к утрате жизненной силы и грозило народу гибелью, вырождением или завоеванием менее цивилизованным, но сильным и жизнеспособным врагом. Достаточно почитать Библию или историю Рима, чтобы понять, как и почему гибли великие цивилизации. Причиной была болезнь народа – утрата духовности, за ней следовала неизбежная гибель. Губили не столько пороки и разврат, сколько терпимость и безразличие народа к любому пороку.

Но бывало и иначе. Уже на краю пропасти народ находил в себе жизненные силы и преодолевал болезнь. В мир входило что-то новое.

В древности и в средние века пророки и святые призывали людей одуматься и отказаться от порочного образа жизни. К их призывам прислушивались и государственные деятели, вводились законы, сурово каравшие распространителей порока и помогавшие тем, кто выходил на верную дорогу. Находилось достаточно людей, откликавшихся на призывы, и народ восстанавливал подорванные жизненные силы. Ночь снова сменялась днём.

Можем ли мы, люди конца ХХ века, найти в себе силы преодолеть кризис, который грозит уничтожить европейскую христианскую культуру?

Недавно А. И. Солженицын обнародовал свой призыв “Жить не по лжи”. Всё ещё живут христианская и другие религии с их вечными, светлыми заповедями. Есть немало честных пастырей Церкви, писателей, учёных, которые призывают нас подумать, остановиться и сделать выводы. Но крупицы истины тонут в массе самых разнообразных и противоречивых мнений и предположений по любому вопросу. Экраны телевизоров, радио, газеты, популярные лекции – о чём говорят и учат все эти средства промывания мозгов? Много лжи, много призывов к наслаждению, ко всякого рода удовольствиям, а главное – такое количество всё новых и новых мнений и “открытий”, что подумать и разобраться во всём нет никакой возможности. Слово измельчало, и ему придают любой смысл, нередко противоположный истинному.

Всё это приводит к тому, что люди привыкают не верить ничему, кроме того, что можно проверить пятью органами чувств. Всё меньше и меньше людей верят “сказкам ” о бессмертии души и жизни души после смерти тела. Современный человек верит только осязаемой реальности, только фактам. Он верит науке, или, точнее, тому, что он считает наукой, но он не верит ничему нематериальному, и требования религии для него несущественны и необязательны. Мир для него – это материя, причём материя неодухотворённая. Сбывается то, что предсказывал Апостол Павел: “ Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху”(2 Тим. 4, 3) Человечество катится вниз к ужасному концу.

Могло казаться, что если не случится чудо и не появится что-либо новое и неопровержимое, которое заставит людей пересмотреть своё материалистическое миропонимание, то и христианство, и выросший из него христианский образ жизни скоро навсегда исчезнут с лица земли.

И вот такое чудо случилось, хотя многие его до сих пор не заметили. Вошедшее в мир новое неизбежно затронет каждого из нас. Оно важнее всего другого в нашей жизни. Медицинская наука наглядно показала, что после смерти тела наша личность, наше “Я” не умрёт, а продолжит своё существование, хотя и в совершенно новых условиях. Это существование не окажется пассивным, личность будет развиваться или хотя бы изменяться, подобно тому, как во время земной жизни.

Этому всегда учило христианство, но многие, с детства воспитанные на материалистических теориях, привыкли не придавать религии большого значения. Материалисты всегда противопоставляли друг другу религию и науку. И вдруг, в последние 15 – 20 лет наука подтверждает то, чему всегда учило христианство!

Новые методы реанимации, то есть возвращение к жизни недавно умерших людей, позволили учёным – медикам приоткрыть завесу над тайной смерти и увидеть больше, чем видели до сих пор. Оказалось, что смерть тела не есть ещё конец существования личности. Какая-то часть человека – назовите её, как хотите – “личность”, “сознание”, “Я”, “душа”, дело не в названии, покидает умершее тело и продолжает жить в новых условиях. Исследователи были поражены полученными результатами и сначала встретили их с недоумением, почти с недоверием. Однако новые данные были не плодами фантазии, а неоспоримыми фактами, добытыми наукой.

Христианскому учению можно было верить или не верить, христианский образ жизни принять или отбросить и жить как удобнее. С фактами так поступить не удастся, от них можно отворачиваться, но они останутся, и через некоторое время новое знание неизбежно станет достоянием всех.

Изменит ли это что-нибудь? Любое великое открытие как-то изменяло образ жизни людей. Использование силы пара, электричества, энергии атома, сделало жизнь удобнее, комфортабельнее. Это – великие открытия в материальной сфере. А теперь сделано великое открытие в сфере жизни духовной. Произошло это как раз в то время, когда всё духовное уничтожено, осмеяно и почти забыто, а неверие стало обычным и привычным.

Но вот становится очевидным, что смерть – это не конец существования личности. Моя жизнь на земле – лишь часть моей жизни, лишь начало развития моих свойств и меня самого.

Для широких масс современных людей эти открытия настолько неожиданны и огромны, что для их понимания и усвоения потребуется время. Вероятно, должны смениться два-три поколения. Однако новое знание уже с нами, и оно обязательно охватит весь мир. На смену мёртвому материализму идёт новое, более полное и светлое понимание мира и судьбы человека.

Если смерть – не конец, то смысл жизни на земле – независимо от моей воли – будет восприниматься мной по-иному, даже если я буду стараться об этом не думать. Образ жизни на нашей планете начнёт меняться. Люди станут более ответственными, будут с большим вниманием относиться к самим себе и к другим, и это сделает наше существование чище и лучше.

Личность, наше существенное “Я” продолжает жить и после смерти тела. Понимание этой изначальной истины входит в мир, и чем скорее оно станет достоянием всех людей, тем лучше будет для нас, наших детей и внуков.

_______*****_______

Наиболее интересные выдержки из книги:

/ *стр. 161-162 / …Христианство и все великие религии учат, что у человека есть не только тело, но и душа, и что по смерти душа покидает тело и продолжает существовать в новых условиях. Христианство насчитывает почти 2000 лет, из его идей и ими жива европейская цивилизация. Бывали в её истории периоды безверия, и всегда это были смутные времена. Они отличались упадком морали, потерей покоя и благоденствия, снижением благосостояния. Больше обычного свирепствовали войны, внутренние распри, эпидемии, голод. Как будто какая-то животворящая сила покидала народы. Трудно объяснить эти смутные времена простой случайностью.

Французский историк Тэн *** (Taine/ Ипполит/ (1828-93)) пишет:

“Там, где христианская вера забывается, на наших глазах и на виду истории совершается превращение образованных людей и целых классов в зверей. Христианство – великая пара крыльев, необходимая для того, чтобы поднять человека выше его самого.… Всякий раз, в течение 19 веков, когда эти крылья слабели или их разбивали, общественная нравственность понижалась”.

ВЕЧНО ТОЛЬКО ИСТИННОЕ, ЛОЖНОЕ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ ДОЛГОВЕЧНЫМ. Все религии и даже первобытные язычники-дикари в той или иной форме верят в потусторонний мир и в то, что со смертью существование не кончается. Вера в духовность охватывает человечество с самого начала его истории и до сих пор.

Отрицание Бога и всего духовного развилось в течение последних 100 – 150 лет. Оно выросло из материалистической философии, признававшей лишь видимое или доступное другим органам чувств. Эта философия утратила в наше время всякое научное значение и обанкротилась не только в теории и практических выводах, но и в самой своей основе, когда было обнаружено, что материя – не есть нечто постоянное и что её первооснова – протоны, электроны, и так далее – энергия. Понимание духовности вселенной присуще людям извечно, отрицание духовности кратковременно, и как всякое ложное учение уходит их мира.

Многие из нас были воспитаны на материалистических идеях. Материализм господствовал не только в науке и искусстве, но и в школах, университетах, в прессе, в отношениях между людьми, повсюду. В наше время большинство людей пропитано материализмом до мозга костей.

Религия пребывает в упадке. Бога больше нет. Загробная жизнь – сказки для утешения умирающих. Упоминание о духовности – свидетельство вашей отсталости.

Материалисты учат, что человек полностью, на все 100% состоит из материи. Жизнь – это поток химических и молекулярных процессов, происходящих в тканях организма; даже мысль – что-то вроде секреции мозговых клеток. Профессор Ховард Хаггард из Лондона писал в середине ХХ столетия: “Мозг – такой же орган тела, как печень или сердце…. Печень, когда её стимулируют, выделяет желчь, сердце перекачивает кровь, а мозг выделяет мысли”. И так далее. При умирании материя, из которой состоит человеческий организм, распадается, и существование личности прекращается.

Вот и вся философия материализма. У учёных материалистов всё просто и ясно. Они не задают вопросов: зачем всё это и в чём тогда смысл жизни? И ответа на такие вопросы у них нет.

Всё, даже очевидные проявления духовной жизни ими игнорируются или высмеиваются. Трансцендентальные *** (от лат. – “выходящие за пределы” понимания) духовные способности (включая предчувствия, предвидение, мистические состояния, состояния одержимости, пророческие сны и видения, ясновидение, яснослышание, и т.д.) для материалистов не существует. Работы Юнга и других ведущих психологов и психиатров, свидетельствующие о жизни души, не оспариваются (с фактами не поспоришь), а замалчиваются.

Современный материализм не имеет ничего общего с научным методом, хотя всё ещё используется для политических целей. В ряде стран материализм стал государственной философией и поддерживается правительствами этих стран, так как БЕЗДУХОВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПОСЛУШНЕЕ. Сами правители прекрасно понимают, что вселенная не ограничивается одной лишь материей, и делают из этого практические выводы. Так, например, проблемы жизни вне тела и другие трансцендентальные феномены *** (необъяснимые с атеистической точки зрения), изучаются в специальных государственных институтах. Исследования эти делаются в строгом секрете от населения. Это и понятно, ибо в них наглядно доказывается, что какая-то часть человека способна покидать тело и жить вне какой-либо связи с материей.

Мир устроен разумно, а не случайно. Не замечать этого можно, только буквально закрыв глаза. Примеры на каждом шагу. Целесообразность материи видел и один из творцов материалистических теорий – Карл Маркс. Для него существовала только материя, а изменяемость в природе и эволюцию растительного и животного миров он объяснял присущим материи свойством саморазвития. Что значит это свойство и откуда оно взялось, Маркс не объяснял.

Один из философов, возражая материалистам, сказал: “Можно, конечно, допустить, что всё во вселенной сложилось само собой, без участия высшего разума, но тогда можно допустить, что после взрыва в типографии литеры, упав на землю, сами собой сложатся в полный текст Британской Энциклопедии.

/ *стр.163. / …Верующими людьми были Ньютон, Галилей, Паскаль; ближе к нам – Пастер, Эйнштейн, Павлов, наши русские писатели и мыслители, такие как Л.Толстой, Ф. Достоевский, В. Соловьев, а теперь А. И. Солженицын.

Лев Николаевич Толстой сказал: “Не верит в бессмертие души лишь тот, кто никогда серьёзно не думал о смерти”.

Люди, живущие простой, трудовой жизнью, особенно люди, близкие к природе, инстинктивно чувствуют присутствие Бога. Большие умы подтверждают это чувство своим знанием, а не чувствуют и не верят обычно те, кто посередине – от одного ушёл, а к другому не пришёл. Есть чудесная английская поговорка: “Поверхностное знание – опасно”. Это очень верно, не верят те, кто не думает серьёзно. Хорошо сказал А. И. Солженицын:

“Я думаю, что ощущение присутствия Бога доступно каждому человеку, если он не будет давать замотать себя суетой ежедневной жизни”.

Вот ответ на то, почему многие “не верят”. НЕ ДУМАЮТ, НЕТ ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ ПОДУМАТЬ.

*** (При этом, на телесериалы, часто совершенно никчёмные, на бесконечные телефонные разговоры “ни о чём” и на развлечения времени хватает, и, главное, его не жаль тратить на всё это! Если же речь заходит о религиозной или серьёзной классической литературе, необходимых человеку для духовного роста, то слышим возмущённое: “ Да когда мне? Дел полно, некогда мне читать!” и т.п.)

/ * Стр. 200-202 / В первых главах этой книги говорилось о добытых медицинской наукой новых данных, которые показали, что после смерти тела существование личности продолжается. Факты эти несомненны, они касаются каждого из нас и самым непосредственным образом. Тем не менее, большинство людей почти не проявляют к ним почти никакого интереса.

Попробуйте заговорить на эту тему с кем-нибудь из своих знакомых и почти наверняка в ответ услышите: “Я в это не верю”. Почему? Как получается, что он вот так сразу и безапелляционно отметает ваши слова?

О том, что нужно купить новое платье, - подумает, о мелкой семейной ссоре или неприятности по службе – обеспокоится, а подумать о собственной смерти у него нет желания, ни времени. А ведь вопрос этот немаловажный, придёт ли со смертью конец всем его привязанностям, стремлениям и мечтам, вообще конец всему или, напротив, свершится какая-то решающая перемена, более важная, чем вся его предыдущая жизнь?

И главное даже не это. ЕСЛИ СУЩЕСТВУЕТ БЕССМЕРТНАЯ ДУША, ЗНАЧИТ, СУЩЕСТВУЕТ БОГ, А ВЕРА – ЕСТЬ ОБНАРУЖЕНИЕ ТОГО, ЧТО МЫ В ЭТОМ МИРЕ НЕ ОДНИ, ЧТО ЕСТЬ ВСЕМОГУЩИЙ И ЛЮБЯЩИЙ ГОСПОДЬ, КОТОРЫЙ ЗАБОТИТСЯ О НАС, НАША ОПОРА, И СВЕТ, И РАДОСТЬ. ТОМУ, КТО ПОНЯЛ ЭТО СРАЗУ ОТКРЫВАЕТСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ, МНОГОЕ СТАНОВИТСЯ ЯСНЕЕ И СВЕТЛЕЕ. ВЕРА ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ ЛУЧШЕ И СЧАСТЛИВЕЕ. ИСЧЕЗАЮТ НЕНУЖНЫЕ МЕЛКИЕ СТРАХИ И ОПАСЕНИЯ, ОТРАВЛЯЮЩИЕ ЖИЗНЬ, ПРИХОДЯТ МИР, ПОКОЙ И ЛЮБОВЬ – ЛЮБОВЬ ВАША И ЛЮБОВЬ К ВАМ.

Многие из нас не смогли уверовать. Мы сомневались, отвергали веру, за ежедневной суетой не находили времени углубиться в себя. Жили трудно. Да и сейчас живём нелегко, особенно те из нас, для которых “такого быть не может”.

Обидно за таких людей: человек не чувствует, не видит, как слепой проходит мимо сокровища, которое открыто, показано, доступно. Заметь, осмотри и возьми, наконец, драгоценность, которую тебе дарят, и которая сделает тебя и лучше и счастливее. Что тебя удерживает, что этому мешает? Сейчас не нужно уже “верить”, а достаточно не полениться посмотреть и немного подумать, и понимание – “вера” - придёт неизбежно. А ведь человек может прожить всю жизнь и умереть, так и не узнав, какого сокровища он лишился. Почему?

Прежде всего потому, что всё радикально новое, способное заставить нас пересмотреть своё мировоззрение принимается медленно и с трудом. Новое вызывает недоверие, а то и враждебность. Люди привыкли к чему-то старому: привычное знакомо и безопасно, его хотят сохранить. Остерегаясь нового сознание прежде всего не допускает его до себя. Новое не замечают, а заметив, проходят мимо и больше не вспоминают. СОВСЕМ НЕ ТРУДНО СМОТРЕТЬ И НЕ ВИДЕТЬ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СВОЙСТВО ХОРОШО ИЗВЕСТНО.

Когда христианская религия входила в мир, Иисус Христос и апостолы постоянно призывали людей подумать и понять: “имеющий уши да слышит”; и всё же большинство встретило новое учение с недоверием и враждой…

…В наше время происходит нечто похожее. Учёные медики и биологи доказали: жизнь личности продолжается после смерти тела, но люди, в том числе и врачи, увидев, что человек перестал двигаться и дышать, что исчезли все признаки жизни, делают вывод: умер весь человек, не задумываясь над тем, что доступно нашим органам чувств и что нет. Новое зачастую кажется странным и неправдоподобным.

Описаны два типа людей, которые особенно невосприимчивы и враждебны ко всему новому. Одни отличаются большой уверенностью при малом знании. С серьёзной наукой они не знакомы. “Я это уже знаю”, а знают они только материальное, да и его весьма поверхностно. Другие боятся думать самостоятельно, не смеют оторваться от хорошо знакомого, каждодневного, материального. Их психологию хорошо описывает Морис Самюэль в книге “Вы, язычники”:

“Думающему человеку для того, чтобы видеть Бога, нет нужды ни в телескопе, ни в микроскопе, сама жизнь, одним чудом своего существования, непрерывно изумляет думающего человека”….

…Большие учёные постигали новое, видят свет и огорчены человеческой ограниченностью, которая мешает людям подняться на более высокий уровень бытия. А возможность эта есть у каждого, кто сумеет отбросить ложное самомнение и не побоится подумать собственной головой, а не привычными шаблонами. Осознать новое всегда нелегко. Принять же идею бессмертия особенно трудно, так как она неизбежно приводит к мысли об ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВСЁ, СДЕЛАННОЕ В ЖИЗНИ.

…Отцы церкви учат: для восприятия того, что выше материи, необходимы знания и опыт. Неверие никогда не бывает результатом знания. Наоборот. Поговорите с кем-либо из “убеждённых неверующих” и вы узнаете, что он не читал священных книг, даже Евангелия, ничего не знает об учении Христа, и вообще этими “легендами” не интересуется. А ведь для того, чтобы “верить” или не “верить”, нужно всё-таки знать о чём идёт речь. Если мы что-то решаем, ничего не зная об этом, то какая цена этим решениям и нам самим?

Однако, одним отвлечённым знанием, одним изучением истину, особенно истину духовную, освоить нельзя. Кроме истины, необходим и опыт. Молитва – это опыт познания Бога. Если вы сомневаетесь и хотите проверить, существует ли духовное, нужно обратиться к молитве. Церковь советует молиться, даже если вы не верите. Молитва – это обращение к духовным силам, которые выше человека. Просьба помочь. И вы можете получить ответ.

/ * Стр. 207 / Потеря веры современным человеком и его отход от христианства неестественны. Способствуют этому ненормальные жизненные условия, в которые поставлен современный, в основном, городской житель. Отрыв от природы, муравейник большого города с его суетой и непрерывным потоком всё новых впечатлений. Уединиться и уйти в себя трудно, а без этого серьёзные мысли не приходят.

Это, однако, лишь одна из причин, есть и другие.

К потере веры и угасанию духовной жизни ведёт деятельность определённых кругов, которые хотят заменить заповеди Бога своими собственными законами.

В тоталитарных странах это естественно. Коммунизм и любая другая тоталитарная власть несовместимы с христианством. Диктатору необходимо, чтобы население признавало его высшим авторитетом и подчинялось только его законам.

В так называемом свободном мире методы борьбы с христианством мягче, но не менее упорны. Здесь властителями умов являются академики и профессора – главным образом социальных и гуманитарных факультетов, политики, журналисты, ведущие персонажи телевидения, радио и так далее – вся “прогрессивная” и “либеральная” элита. Их усилия направлены на создание у людей ещё в детстве определённого умонастроения, а затем на удержание его в течении всей жизни. Основной упор делается на воспитание и обучение молодёжи и на обработку умов взрослых средствами массовой пропаганды.

Детское обучение ведется так, что всё, что может зародить мысли о Боге или о душе, из школьных программ исключается. Публичные молитвы в школах запрещены. Детям со школьной скамьи, а иногда и в детском саду, внушают, что верить надо не христианскому учению, а науке. О философах и учёных, веривших в Бога, и о причинах их веры, школьникам не сообщают. Ньютона представляют как учёного, разрушившего религиозные догмы, а о богословских его трудах умалчивают. Теорию Дарвина упрощают до глупости и преподносят как опровержение Библии. И так далее.

Покинув школьный возраст, человек продолжает подвергаться постоянной и непрерывной обработке; почти все доступные ему источники знания и информации бьют в одну точку, внушая теории бездуховного материализма.

/* Стр. 208-209 / о том, к чему ведёт потеря веры, хорошо пишет А. Моррисон:

“Уважение, жертвенность, сила характера, нравственные устои, воображение не рождаются из отрицания и атеизма – этого удивительного самообмана, заменяющего Бога человеком. Без веры культура исчезает, порядок разрушается и преобладает зло”.

Однако гуманистов разного толка это не останавливает.

Об упрямом нежелании некоторых людей верить пишет епископ Феофан Затворник в книге “Мысли на каждый день года”:

“Люди не верили свидетельству Иоанна Предтечи, не верили словам самого Иисуса Христа, не верили сотворённым Им чудесам… так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину; ничего не могут сказать против, а всё не веруют. Сказать бы: ум у них параличом разбит, так ведь о прочих предметах рассуждают здраво. Только когда о вере зайдёт речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнения возводятся в такую опору, что твой крепкий утёс. Прослушайте всю их теорию – дитя разберёт, что это сеть паутинная, а они не видят.

Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно ещё объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берёт в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма – не от отца ли она тьмы?”

Христианство объясняет неверие в Бога и в духовную жизнь нашей греховностью: “Таково сердце человеческое, грехом опороченное: имея уши, человек не слышит”. Одна из заповедей блаженства, данных Христом, гласит:

“Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят”.

Было также сказано: “Хороший человек чувствует Бога интуитивно, а грех заслоняет Его. Связь с Богом – через сердце, а не через ум”.

Материалистические теории людям счастья не принесли. Их тёмный чад всё ещё окутывает землю. Для многих – смерть это горький и бессмысленный конец существования; её боятся, её стараются не видеть, а если думают о ней, то с ужасом и отвращением.

Не все. Было немало и таких, которые сохранили веру в Бога и в бессмертие души. Сейчас всё больше людей возвращаются к христианству, слишком уж изменчивы выводы материалистической науки, утверждающей вчера одно, а сегодня совершенно противоположное.

Тучи рассеиваются. Мир не ограничивается одной материей. Мы не одиноки; в мире существует Разум много выше нашего, а жизнь на земле будет светлее, чище и счастливее.

/ * Стр. 211-213 / …архиепископ Лука, он же крупный учёный, хирург, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Он родился в 1871 году, умер в 1961-м. Как учёный он был хорошо известен в СССР и за границей, а его труд “Очерки гнойной хирургии”, награждённый Сталинской премией 1 степени, был настольной русских хирургов.

Войно-Ясенецкий был рукоположен в епископы в 1923 году. Через 10 дней его арестовали, последующие 12 лет он провёл в ссылках и лагерях. Во время войны, когда нужда в хирургах была особенно острой, про него вспомнили и призвали к работе с ранеными. Он организовывал госпитали, учил врачей, оперировал; блестящий хирург, он спас много жизней. И здесь, как и раньше, он совмещал с хирургической работой церковное служение. Иногда, перед особо трудной операцией, он совершал в операционной короткую службу.

Выдающийся мыслитель и специалист в области физических болезней человека, архиепископ Лука бросил свой пытливый взгляд и на загробную жизнь души. Он написал небольшую книгу с очень глубоким содержанием: “Дух, душа и тело”. Он пишет:

“Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Всё, что происходит в душе человека, в течение его жизни имеет значение и необходимо только потому, что вся жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты (…) теснейшим образом связаны с жизнью духа. В нём отпечатлеваются, его формируют и в нём сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупно, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа, и прекращаются, когда его формирование закончено или вполне определилось его направление”. Эти слова архиепископа говорят о самом главном – что даёт человеку жизнь на земле.

“ЖИЗНЬ ВСЕХ ОРГАНОВ ТЕЛА НУЖНА ТОЛЬКО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХА И ПРЕКРАЩАЕТСЯ, КОГДА ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНЧЕНО ИЛИ ВПОЛНЕ ОПРЕДЕЛИЛОСЬ ЕГО НАПРАВЛЕНИЕ”.

Самое страшное в его словах то, что к моменту смерти тела всё дальнейшее развитие души в направление к добру или злу уже определилось. В загробном мире перед душой две дороги – к свету или от света, и ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ УЖЕ НЕ МОЖЕТ ВЫБИРАТЬ ДОРОГУ. ЭТОТ ВЫБОР ПРЕДОПРЕДЕЛЁН ВСЕЙ ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ.

Двум разным дорогам соответствуют и два состояния души после смерти тела. Архиепископ Лука поясняет:

“Вечное блаженство праведников и вечную муку грешников надо понимать так, что бессмертный дух первых, просветлённый и могущественно усиленный после освобождения от тела, получает возможность беспредельного развития в направлении добра и божественной любви, в постоянном общении с Богом и всеми бесплотными силами. А мрачный дух злодеев и богоборцев в постоянном обращении с дияволом и ангелами его будет вечно мучиться своим отчуждением от Бога, святость которого познает, наконец, и той невыносимой отравой, которую таит в себе зло и ненависть, беспредельно возрастающие в непрестанном общении с центром и источником зла - сатаной”.

В вечном мучении тяжких грешников нельзя, конечно, винить Бога и представлять Его бесконечно мстительным, карающим вечной мукой за грехи кратковременной жизни. Всякий человек получает и имеет дыхание Духа Святого. Никто не рождается от духа сатаны. Но как чёрные тучи поглощают и затемняют свет, так злые акты ума, воли и чувства, при постоянном их повторении и преобладании, постепенно затемняют свет Христов в душе злого человека, и его сознание всё более и более определяется воздействием духа диавола.

Кто возлюбил зло, а не добро, тот сам уготовил себе вечные мучения в жизни вечной”.

Архиепископ Антоний говорит то же самое и напоминает, что возможности души после смерти ограничены:

“Продолжая жить после смерти тела, душа всем своим существом располагает полнотою личности и самосознания. Она чувствует, сознаёт, воспринимает, рассуждает… однако не будем забывать того, что душа вне тела – не полный человек, почему не всё, возможное людям, возможно их душам. Несмотря на то, что души после смерти обладают полнотою личности и совершают все психические функции, возможности их ограничены. Так, например, человек, живя на земле может покаяться, и более или менее изменить сам свою жизнь, от греха вернуться к Богу. Душа же сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от её жизни на земле, приобрести то, чего она не имела, будучи человеком.

В таком именно смысле надо понимать слова о том, что за гробом нет покаяния. Душа живёт там и развивается в том направлении, которое начала на земле”.

Архиепископ Антоний всё же оставляет надежду душе даже и нераскаявшегося грешника, добавляя, что “для её изменения необходима помощь извне”. ***/ то есть молитвы родных или тех, кто об ушедшей душе помнит и сострадает: заказывают обедни, сорокоусты, годовые службы об упокоении души ушедшего. / Однако, сама по себе тёмная душа грешника, оставшаяся тёмной и после смерти тела, измениться не может.

Это же говорил и Сам Господь Иисус Христос: “ Отец Мой – виноградарь. Всякую… ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода”. Это из Евангелия от Иоанна, глава 15, стихи 1-2.

Для человека, осознавшего, что жизнь на земле – лишь часть жизни, и что за гробом он продолжает начатое здесь развитие, всё его временное существование обретает особый смысл.

Главное из того, что есть в этой главе, хорошо выражено словами одного христианского философа: “Земная жизнь коротка и исчезает совершенно пред бесконечной вечностью; но последняя всецело зависит от первой. Залог истинной жизни должен получить своё начало здесь, в месте смерти”.

“Ибо приидет Сын Человеческий… и тогда воздаст каждому по делам его”. (Мф. 16, 27).

Стать на правильную дорогу, покаяться в грехах и получить прощение никогда не поздно. К этому призывает и евангельское повествование о разбойнике, распятом на кресте рядом с Иисусом Христом. Искреннее раскаяние перед смертью принесло ему прощение грехов и вечную жизнь с Христом. Последние минуты нашей жизни могут оказаться самыми важными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти
  • Недавно просматривали   0 пользователей

    • Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
×
×
  • Создать...