Рона Опубликовано 16 Декабря 2013 Поделиться Опубликовано 16 Декабря 2013 Запахи в усадьбеВ известном смысле логическим итогом истории усадебных запахов становится соединение всех ароматов сада в запахе нежного девичьего тела, который в памяти, в воображении олицетворяет и сад, и, ретроспективно, саму Россию. Так, героиня «Голубой звезды» Б. Зайцева (Машура) воплощает в себе «все ароматы»:Христофоров стоял у входа, прислонившись к колонне.— В вас есть сейчас отблеск ночи, — сказал он, — всех ароматов, очарований... 89То же происходит и в «Машеньке» В. Набокова: неповторимое благоухание юной героини превращается для Ганина (Набокова) в воплощение и собственной юности, и собственного усадебного прошлого, и — невозвратимого прошлого России:...он ощущал какую-то волнующую гордость при воспоминании о том, что Машенька отдала ему, а не мужу, свое глубокое, неповторимое благоухание.http://www.art-perfu.../homestead.html Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 17 Декабря 2013 Автор Поделиться Опубликовано 17 Декабря 2013 Великий знаток садов маркиз де Жирарден писал о той поразительной «силе аналогии», которая возникает в саду между физическими раздражителями и нравственными впечатлениями, что, в свою очередь, ведет к пробуждению страстей «тонко чувствующего человека». К числу физических раздражителей, помимо воспринимаемого зрением пейзажа и воздействующих на слух шумов (ветра, ручья и проч.), он, естественно, относил и запахи, ратуя, в частности, за непременное использование в саду тех ароматов, что заставляют «сильнее биться сердце»1.Характерно, что и в многочисленных описаниях праздников в русских загородных резиденциях и усадьбах удовольствия также классифицировались в соответствии с четырьмя известными тогда человеческими чувствами (зрение, слух, обоняние и вкус), каждое из которых должно было быть удовлетворено. Там, где человек отдыхает, где он «предается мыслям и воображениям», где он охотнее ощущает, нежели рассматривает, «надлежало быть духовитым цветным произрастаниям», испускающим из недр своих сладкие, пряные, приятные испарения, дабы «удовольствовать» чувство обоняния2.Впрочем, в 30-х годах XX в. 3. Фрейд «развел» удовольствие от созерцания и удовольствие от обоняния, предложив культурно-антропологическую экспликацию запахов (в частности, в работе «Неудобство культуры»). У Фрейда запах — это то, что противостоит видению (зрению). Вертикальное положение человека лежит в основе преобладания зрительных ощущений над обонятельными. Развитие цивилизации идет по линии наращивания зрения. Сад же с его ароматами заставляет нас воспринимать окружающий мир по горизонтали, вынуждая отправиться на поиски самих себя и тем самым возвращая к нашим истокам.Одним из таких истоков естественно оказывается Эдем — общая и, увы, утраченная прародина человечества. Питаться запахами, нематериальной пищей, не имеющей ничего общего с нашей телесностью, — именно так представляется жизнь ангелов. Неслучайно в «Путешествии на остров удовольствий» Фенелона герой отправляется на остров, обитатели которого питаются «исключительно хорошими запахами». Закону этому подчиняется и сам герой, что, впрочем, для земного человека заканчивается не столь уж безобидно: Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 17 Декабря 2013 Автор Поделиться Опубликовано 17 Декабря 2013 Аналогичное соотношение обобщенных обонятельных и конкретных зрительных впечатлений в описании сельской (читай: усадебной) жизни — в ответном (на «Мои Пенаты») послании В,А. Жуковского «К Батюшкову»:В окно твое влетаетЦветов приятный дух;Террас пред ним дерновыйУзорный полукруг; Там ландыши перловы,Там розовы кусты,Тюльпан, нарцисс душистыйИ тубероза — чистойЭмблема красоты... 22Первые конкретизированные садовые запахи и ароматы, появившиеся в описаниях конца XVIII-начала XIX вв., — это запахи розы, реже жасмина, ландыша, тюльпана или резеды (не с последним ли связано и известное bon mot Пушкина, сообщенное им в письме к П.А. Вяземскому: «Что более вам нравится? Запах розы или резеды? - Запах селедки»23). В объяснении Г. Р. Державина к одному из его стихотворений запах розы и жасмина, помноженный на пение птиц, создает locus amoenus описываемого им дворца:Зеленеющий дерновый скат вел дорогою, обсаженной цветущими померанцевыми деревьями. Там видами были лесочки, по окружающим которые решеткам обвивались розы и жасмины, наполняющие воздух благовонием. В кустарниках видимы были гнезда соловьев и других поющих птиц... 24О «розовом аромате» «долины мирной» пишет Н. А. Львов в «Эпистоле к А. М. Бакунину из Павловского, июня 14, 1797»:Утехи и покой постель нам постилаютИз роз, и розы обновляютВсечасно цвет и аромат! 25Другие запахи появляются позже. У Пушкина Татьяна хоть и ломает «кусты сирен»26, но запаха их не ощущает. Одно из немногих обнаруженных нами в литературе начала XIX в. описаний пахнущей сирени содержится в переложении Батюшковым элегии Э. Парни, известной под заглавием «Мщение»:В зеленом сумраке развесистых древес,Где льется в воздухе сирен благоуханьеИ облако цветов скрывает свод небес. 27Как ни удивительно, сирень «запахнет» в литературных садах в основном во второй половине XIX в., и запах ее усилится к началу XX в., вместе с запахом жасмина, гелиотропа и иных экзотических — если не в реальности, то по крайней мере фонетически, — растений.28Проводив тебя, я вернулся в Гнездиловку и просидел там безвыездно все это время. Каждый день ходил я в нашу беседку. Там сирень, которая охватывала ее со всех сторон, врывалась в ее окна и всю ее наполняла своим благоуханием, теперь отцвела, — сокрушается герой повести А. Апухтина «Архив графини Д***»29. Сиреневый аромат будет явно доминировать у И. Северянина, причем в различных лексических комбинациях:Елена в парк идет. ОлуненИ просиренен росный парк.В ее устах — прозрачный Бунин,В ее глазах — блеск Жанны д'Арк... 30И чуть далее, в той же поэме «Рояль Леандра»:... Как чувства странны!Как пахнет белая сирень.И эта ночь — как лунный день... 31У того же Северянина возникает в необычной метонимической комбинации аромат гелиотропа (стихотворение «Рисунок иглой», 1918):Оплывшие чуть жалят свечи,Как плечи — розу, белый лоб.Окно раскрыто в сад. Там вечер.С куртин плывет гелиотроп. 32В автобиографическом романе Б. Зайцева «Путешествие Глеба» благоухает жасмин: Как по всему дому этим жасмином благоухало — ветви с цветами прямо лезли из окон в комнаты. 33Запах жасмина (смешанный с запахом ели) становится смысловым контрапунктом в новелле И. Бунина «Митина любовь» (в сцене, когда Митя проезжает через заброшенную усадьбу Шаховское): Сухой и сладкий запах елей и роскошный запах жасмина дали ему такое острое чувство лета и чьей-то старинной летней жизни в этой богатой и прекрасной усадьбе, что, взглянув на красно-золотой вечерний свет в аллее, на дом, стоявший в ее глубине, в вечереющей тени, он вдруг увидел Катю, сходившую.... с балкона в сад... 34Из пахучих деревьев русская усадебная литература, по-видимому, была наиболее чувствительна к запаху лип. Впрочем, и липы, несмотря на всю свою распространенность в русских садах35, благоухать в литературе тоже начинают относительно поздно. У Пушкина, например (как явствует, в частности, из «Словаря языка Пушкина»), благоухать может мирт, но не липа:И там, где роскошь обиталаВ сенистых рощах и садах,Где мирт благоухал, и липа трепетала,Там ныне угли, пепел, прах. 36Из современников Пушкина наибольшее внимание липовому запаху уделял, возможно, Жуковский. Так, в уже упоминавшемся его послании «К Батюшкову» одной из примет сельского неприхотливого рая выступает запах липы:Он мир свой оградилЗабором огородаИ вдаль за суетойНе следует мечтой.Посредственность, свобода,Животворящий труд,Веселие досугаБлиз милыя и другаИ пенистый сосудВ час вечера приятныйПод липой ароматной... 37То же — и в послании Жуковского «Александру Ивановичу Тургеневу»:Где прежний ты, цветущий, жизни полный!Бывало все — и солнце за горой,И запах лип, и чуть шумящи волны,И шорох нив, струимых ветерком,С прелестною сливалося мечтой... 38Но особенно внимательной к липовому запаху оказывается усадебная литература второй половины XIX в. Ароматом лип наполняет свою ностальгию по усадебному детству и усадебному прошлому А. К. Толстой:Я помню дом и пестрые узорыВокруг окон,Под тенью лип душистых разговоры —Все это сон! 39Важно при этом, что «душистые липы» становятся одной из форм отсылки к Пушкину — поэту, столь почитаемому Толстым. И если само стихотворение построено в сознательно пушкинской стилистике (ср.: «Я там мечтою чистой, безмятежной / Был озарен, / Я был любим так искренно, так нежно — / Все это сон!»), то липовый запах в нем соотносится со ставшей легендарной уже в пушкинские времена прогулкой поэта с А. П. Керн по липовой аллее Михайловского, результатом которой стали — опять-таки, если верить легенде — стихи «Я помню чудное мгновенье».Приметой усадебного рая становится липовый запах у В.Л. Кигн-Дедлова: Он оглянулся. Позади полукругом стояли липы, отягченные мягкой листвой, осыпанные золотистой мукой цвета. Ветви поникли под тяжестью и висели тяжелыми складками.— И тут аромат <...>. Вот что называется благодать. Красота, благодать! — повторял он, и его широко открытые, восточные глаза горели неподдельным восхищением. 40Но постепенно благоуханье лип обретает свои нюансы, и тогда писатели пытаются вербализовать все разнообразие обонятельных ощущений — как это происходит, например, у Д. В. Григоровича: Аллея старинного сада, насаженного еще дедом теперешних владельцев, — цвела полным цветом. Сверху ее донимало жарким полуденным солнцем, внизу только, под ее тесным, густолиственным сводом, можно было укрыться от зноя; но и здесь не легко дышалось в тучном, красно-медовом запахе лип... 41Гораздо реже встречается в усадебной литературе запах берез. Среди того немногого, что удалось обнаружить в русских текстах, отметим упоминание Б. Пильняка в рассказе «Смертельное манит» (1918): ...в июне ночами горько пахнет березами, и рассветы в июне — хрустальны. 42Зато со второй половины XIX-го и особенно в начале XX века словно набирает силу яблоневый запах. Он появляется сперва у А. А. Фета:С полей несется голос стада,В кустах малиновки звенят,И с побелевших яблонь садаСтруится сладкий аромат.(«Цветы», 1858) 43Он же доминирует, среди прочего, и в усадебной стилизации С. Ауслендера «Пастораль» (1910): ...<сад> расположенный на полуострове, подходил к самому озеру; стройными рядами стояли веселые яблони, залитые солнцем. Сладкий запах мяты, меда и яблок несся еще издалека. 44Примечательно, что в последней трети XIX в. наряду с уже отмечавшимся выше тяготением к экзотичным запахам произошла и их определенная демократизация. И подобно тому как дачное пространство, пришедшее на смену усадебному, поэтически определялось фофановскими «укропом и крапивой»45, так и благовония и ароматы, изысканные запахи розы, сирени, тюльпана, ландыша нередко сменяются более простыми и в то же время более резкими запахами: черемухи, акаций, резеды, донника и проч.Так, в деревенской Аркадии С. Я. Надсона пахнет «томительной» черемухой: В деревне, между тем, за мое недолгое отсутствие произошли большие перемены. <...> Как мягко заткала узорная, молодая, благоухающая зелень недавние просветы! И на тонах и полутонах этой зеленой гаммы то здесь, то там, как невеста в венчальном наряде, мелькает, осыпанная кружевом цвета, струящая томительный аромат черемуха. 46Запахи орешника и черемухи доминируют в лесном раю П. Боборыкина: Выбрал я прелестное местечко, с густой травой, усеянной маргаритками. Пахло листами орешника и черемухой, кое-где виднелся запоздалый ландыш, вода чуть слышно прибывала к густой полосе цикуты. Я разлегся во всю длину... 47В густом аромате терпких цветов («Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах») впервые появляется на аллее сада черный монах в одноименном чеховском рассказе. Даже запах липы, традиционно ощущавшийся как сладкий и медовый, в начале XX века воспринимается как источник дурмана — например, в рассказе Г. Чулкова «Западня»: Поднималась луна и все изменялось. От лип, как от огромных курильниц, струился дурманный запах; на лугу бродили туманы, как вереницы белых старух... 48Примечательно при этом, что дурманный, пряный, томный запах в это время нередко связан с пограничным состоянием героя. В упомянутом рассказе Чулкова «дурманный запах» — знак надвигающегося безумия («Тогда жутко было смотреть на Николая Петровича. Он ходил по террасе, пугаясь своей тени. Он уже не скрывал своего страха») 49. В романе Ф. Сологуба «Творимая легенда» «душистые» и «томные» запахи сопутствуют переходу сестер-героинь в мир «навьего двора»: Казалось, что этот ход идет глубоко под землею... Странно пахло, — тоскливый, чуждый разливался аромат. Он становился все душистее и все томнее. От этого запаха слегка кружилась голова и сердце сладко и больно замирало. 50Пряные запахи запечатлеет в своих «усадебных» стихах и М. Кузмин; для него они будут связаны с эротикой, но одновременно попадут в разряд «неуловимостей», к числу которых, помимо запахов, он отнесет также взоры и поцелуи. Характерно, что в его цикле «Ракеты» (из первого) поэтического сборника «Сети») различные чувства испытывают как бы и не люди, но «тени» — и именно эти абрисы, силуэты, просвечивающие сквозь ткань стихов 51, ощущают запахи.*** Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рона Опубликовано 17 Декабря 2013 Автор Поделиться Опубликовано 17 Декабря 2013 Исторические усадьбы России Среда, 13 Марта 2013 г. 19:50 + в цитатникЦитата сообщения Svetlana-kПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Сколько у нас дивных памятных мест!Усадьба АрхангельскоеОснование усадьбы Архангельское относят к 1660-м годам. Музей-усадьба «Архангельское»расположена в Красногорском районе.Первоначально усадьбы с постройками или без выделялись государством чиновниками именитым военным в награду за труды, а также на время государственной службы.Угодные государству люди как бы «усаживались» на свои места, обживались там.Нередко временные владельцы полностью выкупали усадьбы и переводили их в статус вотчины. Усадьба МарфиноДворцово-парковый ансамбль Марфино - оригинальный памятник русской архитектуры XVIII - XIX веков.Усадьба расположена к северу от Москвы.Начиная с 15 и вплоть до 17 века усадебные господские дома (ныне усадьбы-музеи) практически ничемне отличались от крестьянского жилища ни по типу постройки, ни по материалам, из которых изготавливались.Вокруг дома разбивался собственный плодовый сад, в котором редко было больше деревьев,чем могло использоваться в домашней консервации или употреблении в свежем виде.Усадьба Середниково Середниково - родовое гнездо Столыпиных.В усадьбе проводит свои летние каникулы поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.Существенные изменения в устройство российского быта, и усадеб в частности,внесла петровская эпоха.Под влиянием государственных реформ, на территорию страны потихоньку начали просачиватьсянекоторые принципы и тенденции европейской архитектуры.Близ столиц и на периферии начали появляться дворянские усадьбы из кирпича, камня, гранита или цельных плит.Усадьба ГоркиГосударственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» — это архитектурно-художественный ансамбль последней четверти XVIII века. Со временем внешний облик усадеб был адаптирован под нашу культуру, да и сами постройки выполнялисьне только в соответствии с фантазией, но и с возможностями хозяев усадьбы.Поэтому наряду с творениями известных мастеров, укладчиков, художников, резчиков и кузнецов, можно увидеть произведения местных зодчих (дома и усадьбы), ничуть не уступающие болеедорогим аналогам по качеству и красоте.Усадьба Дубровицы Дубровицы - великолепный усадебный ансамбль недалеко от города Подольска во главе с церковьюЗнамения Пресвятой Богородицы Усадьба ШахматовоШахматово - подмосковная усадьба А.А. Блока, принадлежала предкам поэта.Сегодня - литературный музей-заповедник. Усадьба АбрамцевоУсадьба в Абрамцево известна как центр литературной и художественной жизни XIX - начала XX столети.Усадьба МурановоМураново - замечательная усадьба - памятник русской культуры XIX – начала XX векови литературно-мемориальный музей Ф.И. Тютчева.Усадьба ГлинкиCтарейшая усадьба в Подмосковье.Принадлежала военному и государственному деятелю, сподвижнику Петра I Якову Вилимовичу Брюсу.Усадьба Большие ВяземыВместе с усадьбой в Захарово считается поэтической родиной А.С.Пушкина.Здесь прошли детские годы поэта с 1805 по 1810 гг., до поступления в Лицей.Усадьба Волынщина-ПолуэктовоБывшая вотчина бояр Волынских, владевших имением до середины XVIII века.Далее принадлежала князю В.Н. Долгорукому-Крымскому.Архитектурный ансамбль усадьбы сложился примерно к концу XVIII век.http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post265314176 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах Прочее
Рекомендуемые сообщения
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!
Зарегистрировать новый аккаунтВойти
Есть аккаунт? Войти.
Войти