aa45869ea72cad024a2ad72ae412d7e0 Jump to content

Томас Стернз Элиот


Рона
 Share

Recommended Posts

Томас Стернз Элиот

Томас Стернз Элиот (1888 - 1965) уже при жизни стал классиком. Его творчество по заслугам было оценено современниками, и в 1948 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Можно многое написать о жизни этого великого англо-американского поэта и мыслителя, но не хотелось бы загромождать подробностями этот пост и заслонять фактами биографии высказывания самого поэта. Поэтому скажу немного.

Его предки в 17 веке переехали из Англии в США, и в семье хорошо помнили свои английские корни. Мальчик был самым младшим из семерых детей, слабого здоровья, и родители порой опасались за его жизнь. Однако, вместо того, чтобы рано умереть, Томас занялся боксом (кстати, спорт, особенно бокс и футбол, интересовал его всю жизнь).

С юных лет склонный к рефлексии, напряженной интеллектуальной деятельности и интенсивному чтению, Элиот решает получить философское образование и стать философом. В 1910 году он заканчивает философский факультет Гарвардского университета и уезжает в Париж, где в Сорбонне слушает лекции крупнейшего французского философа Анри Бергсона. Затем он отправляется изучать философию в Оксфорд.

В 1915 году в Лондоне он встречается с красивой и экстравагантной балериной Вивьен Хейвуд. Элиот женится на ней и остается в Лондоне навсегда. Это событие наложило отпечаток на всю последующую жизнь Элиота. Брак этот оказался несчастливым: эксцентричная и склонная к истерикам Вивьен держала поэта в постоянном нервном напряжении, шокировала своими вульгарными манерами друзей Элиота, устраивала ему скандалы и постоянно болела. Элиот, воспитанный в суровых пуританских традициях, обладающий, к тому же, высоким чувством долга и ответственностью, долгое время не мог порвать с ней и терпел ужасные домашние сцены, и оплачивал ее дорогостоящее лечение на курортах. Для этого он пошел работать служащим в банк, отказавшись от материальной помощи, которую ему предлагали его отец и друзья. В браке с Вивьен он прожил 19 лет, и только спустя этот срок, на грани глубокой депрессии, он все-таки развелся с ней. Развод оказался сильным ударом для Вивьен, которая попала в психиатрическую клинику и в 1947 году умерла.

Живя в Англии, Элиот принял решение посвятить свою жизнь не философии (хотя у него уже была готова диссертация), а литературе. Он принял британское подданство и перешел в англо-католицизм. Здесь же, в Лондоне, он познакомился с выдающимся поэтом Эзрой Паундом, который оценил стихи молодого талантливого литератора, и это знакомство сыграло огромную роль в жизни Элиота, т.к. именно Паунд ввел его в литературные круги Лондона. Вскоре Элиот стал вхож в знаменитую группу Блумсбери, где познакомился с Вирджинией Вульф, Бертраном Расселом, Клайвом и Ванессой Белл, Роджером Фраем и другими блестящими умами современной Англии. Вирджиния и Леонард Вульф издают его книгу стихов.

В 1922 году он создает поэму "Бесплодная земля", ставшую знаковым произведением 20 века, символом заката западной цивилизации. В последующие годы Элиот придавал все большее значение звучанию своих стихов, которые, по его мнению, должны были напоминать магические заклинания или песнопения. Сохранились записи чтения им своих произведений. Они обычно производили сильное впечатление, но нередко и разочаровывали слушателей, надеявшихся услышать что-то вроде «толкования» автором его все более и более усложнявшейся поэзии. Однако Элиот, читая стихи, практически не обращал внимания на их смысл, всегда подчеркивая музыкальность, выделяя аллитерации, слово- и звукосочетания и произнося свои тексты нараспев, подобно древнему шаману, распевавшему гимны богам.

Фото 1926 года

Затем последовали другие его крупнейшие произведения: поэмы "Полые люди" (1925), "Пепельная среда" (1930), "Четыре квартета" (1934-42). Прославился Элиот и как драматург (трагедия "Убийство в соборе" (1935) и др.).

В 1957 году Элиот женился второй раз на своей экономке Валери Флетчер, но и этот брак был неудачным.

Фото 1957 года. С второй женой Валери.

Детей у него не было никогда, но он очень любил своего крестного сына. В письмах к своему крестнику, маленькому сыну Джеффри Фейбера (вместе с которым Элиот руководил работой знаменитого лондонского издательства Faber & Faber) поэт придумал особый кошачий мир, из чего впоследствии родился сборник стихов "Книга Старого Опоссума по практическому котоведению" (The Old Possum's Book of Practical Cats, 1939), послуживший основой для знаменитого мюзикла "Кошки" (Cats, первая постановка в 1981 году) на музыку Эндрю Ллойда Уэббера.

* * *

Предположим, вы выглянули в окно и увидели дракона - вы будете этим поражены. Но вот, вы смотрите в окно и видите корову - она на вас не производит никакого впечатления. А между тем, знаем ли мы о коровах больше, чем о драконах?

Счастлив тот, кто в нужную минуту повстречал подходящего друга; счастлив и тот, кому в нужную минуту повстречался подходящий враг.

Народ, полностью культурно обособленный, не сознаёт, что он вообще какой бы то ни было "культурой" обладает.

Никакое количество народных университетов не возместит упадка Оксфорда и Кембриджа. "Массовая" культура всегда будет подменой культуры.

Фото 1959 года

"Полуобразованность" - явление современное. Раньше нельзя было сказать про большинство, что оно "полуобразованно", т.к. человек имел то образование, которое ему было необходимо для выполнения возложенной на него функции.

Нет сомнения, что взявшись, очертя голову, образовывать всех и каждого, мы снижаем наш уровень и всё чаще и чаще отказываемся от изучения предметов, через которые передаются наиболее насущные элементы нашей культуры - той ее части, что поддается передаче путем образования; и разрушаем наши старинные памятники, освобождая место для варварских кочевников будущего, что разобьют там лагерь для своих механизированных орд.

Когда поезд подземки в туннеле останавливается между станциями, и звук разговоров усиливается и постепенно стихает, видишь, как на каждом лице углубляется душевная пустота, оставляющая только растущий страх того, что не о чем будет думать...

Надо быть бедным, чтобы познать роскошь дарить.

Для чего мы живем, если не стараемся облегчить жизнь друг другу?

Не знаю, бывают ли совсем безвредные книги, но не сомневаюсь: есть книги настолько бессмысленные, что причинить вред они просто не в состоянии.

Задача поэта - не искать новые эмоции, а по-новому использовать старые.

Демократия восторжествовала, и теперь быть личностью стало еще труднее, чем раньше.

Истинная поэзия воспринимается прежде, чем понимается.

Есть лишь два типа писателей. Одни, более популярные, говорят с читателем; вторые, менее удачливые, - с самими собой.

Великая поэзия должна быть и искусством, и забавой одновременно.

Драматург вовсе не обязательно должен знать людей; он должен их чувствовать.

Создание произведения искусства - это взаимопроникновение личности автора и личности его героя.

Большая часть издателей - неудавшиеся писатели, как и большая часть писателей.

Хороший поэт тем и отличается от плохого, что все его стихи отмечены печатью личности - значительной, законченной, многогранной.

Телевизор - средство развлечения, которое позволяет миллионам людей слушать одну и ту же шутку в одно и то же время и оставаться при это одинокими.

Гуманизм не отвергает, он убеждает, полагаясь на аксиомы культуры и здравого смысла.

Фото 1948 года

Частичный успех европеизации, из которой некоторые представители восточного общества извлекают явные преимущества, усугубил неудовлетворенность исконных жителей Востока своей собственной цивилизацией, равно как и враждебность к той, что эту неудовлетворенность породила.

Где мудрость, утраченная нами ради знания? Где знание, утраченное нами ради сведений?

То, что мы называем отчаянием, - часто всего лишь мучительная досада на несбывшиеся надежды.

Богохульство - признак веры.

Стихи пишут не для того, чтобы выразить чувства, а чтобы избавиться от них.

Мужчина живет забывчивостью, а женщина — воспоминаниями.

При непонимании другого человеческого существа и при невозможности вместе с тем его игнорировать, людям свойственно оказывать на него неосознанное давление с целью превратить его в нечто, доступное нашему пониманию: подобное давление оказывают друг на друга множество мужей и жен. Но нет человека, достойного присвоить себе право переделывать другого по своему образу и подобию.

Молодой английский поэт Стивен Спендер в 1937 году спросил у Элиота, каково будущее западной цивилизации.

- У западной цивилизации нет никакого будущего, нас ждет только одно - междоусобица.

- Что значит "междоусобица"?

- Просто люди будут резать друг друга на улицах.

Фото 1948 года

Тише: ветку сломишь невзначай,

Не увидишь здесь

Белого оленя у белого ручья.

Оглянись - не наткнись - старых чар

Не буди. Чуть спустись,

Осторожно, не сорвись вниз.

Погляди:

Под гору и вверх ползут пути,

Там отыщешь отдых,

Где ложится серый свет на зеленый воздух.

Молится паломник, небо в звездах.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...